СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ УЧАСТНИКОВ (ВЕТЕРАНОВ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ

  • Roza I. Kadieva Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
  • Aizanat R. Davudova Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Ключевые слова: психологическое сопровождение, подходы, технологии, психологическая травма, психологическая помощь, семья

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена одному из наиболее острых и важных аспектов социальной работы - психологическому сопровождению детей участников специальной военной операции (СВО), погибших на службе, и их семей. От прочности и грамотности данной системы поддержки зависит успешность процесса социальной адаптации и психологического восстановления лиц, перенесших потерю близких и повстречавшихся лицом к лицу с трагедией. Авторами разработаны технологии психологического сопровождения семей участников/ветеранов СВО.

Психологическое сопровождение представляет собой комплексный процесс поддержки, направленный на эмоциональное восстановление и адаптацию семьи к новым условиям жизни после утраты. Основными задачами сопровождения являются снижение уровня тревожности, преодоление посттравматического стресса и создание условий для психологического и социального благополучия семьи.

Целью статьи является разработка и систематизация методов и подходов к психологическому сопровождению семей участников специальной военной операции (СВО), на основе анализа международного и отечественного опыта, для повышения эффективности социальной и психологической поддержки в условиях утраты и посттравматического стресса.

Материалы исследования. Научные статьи и исследования, посвященные психологическому сопровождению детей и семей военнослужащих, переживших утрату, с акцентом на травматический стресс, горе и восстановление; руководства и практики, касающиеся когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и других психотерапевтических подходов, применяемых к детям и подросткам, находящимся в стрессовых ситуациях; нормативные документы и законодательные акты, регулирующие вопросы поддержки ветеранов и их семей, в том числе международный опыт работы с семьями погибших военнослужащих; психологические инструменты и алгоритмы сопровождения, разработанные в международной и отечественной практике, для работы с семьями, потерявшими родственников на военной службе.

Методы исследования. Анализ литературы – изучение и систематизация научных работ и публикаций по теме психологического сопровождения семей военных, а также адаптация зарубежного опыта к российской практике. Сравнительный анализ - сопоставление различных подходов и алгоритмов психологической помощи детям и семьям погибших участников боевых действий, чтобы выявить наиболее эффективные практики. Моделирование - разработка технологий психологического сопровождения на основе собранных данных, учитывая специфику работы с детьми и семьями военнослужащих. Анализ нормативных документов - изучение правовых актов, касающихся социальной и психологической поддержки семей погибших военных.

Для достижения поставленных целей был использован анализ литературы по теме психологической поддержки военных семей, в том числе зарубежных исследований, а также сравнительный анализ различных подходов и алгоритмов сопровождения. Также проведен обзор нормативных документов, регулирующих вопросы социальной и психологической поддержки семей погибших военных в России и за рубежом.

Результаты. Проведен анализ эффективных методов психологической помощи. Исследование выявило наиболее результативные методы психологического сопровождения детей и их семей в условиях переживания утраты. Особой эффективностью обладают подходы, направленные на работу с посттравматическим стрессом и горем. В частности, методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), техники эмоциональной поддержки и программы, ориентированные на снижение тревожности, особенно эффективны в восстановлении психоэмоционального состояния детей и их адаптации.

В рамках исследования были проанализированы существующие подходы психологической помощи семьям военнослужащих. Эти практики были адаптированы с учётом специфики работы с семьями погибших участников СВО. Были выделены наиболее результативные формы сопровождения, включающие как индивидуальные, так и групповые методы работы, обеспечивающие полноценную эмоциональную поддержку детям и их семьям. Результаты исследования подтвердили необходимость комплексного подхода, который включает взаимодействие специалистов различных областей: психологов, социальных работников, педагогов и медиков. Это обеспечит более полное и эффективное сопровождение детей и их семей, улучшило координацию между службами, что способствовало повышению качества психологической помощи.

Важным результатом работы стало выявление необходимости индивидуализированного подхода при оказании психологической помощи. Были разработаны рекомендации по индивидуальному планированию сопровождения в зависимости от возраста ребёнка, особенностей переживания утраты, а также социального окружения.

На основе результатов исследования, разработаны практические рекомендации для реализации государственных программ психологической и социальной поддержки семей участников, ветеранов и погибших военнослужащих.

Информация о спонсорстве. Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ на 2024 г. «Психологическое сопровождение семей военнослужащих, мобилизованных на СВО, как условие развития жизнестойкости и субъективного благополучия личности».

EDN: UQGLYI

UQGLYI.png

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Roza I. Kadieva, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии

Aizanat R. Davudova, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии

Литература

Список литературы

Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience: Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? // American Psychologist. 2004. Vol. 59(1). P. 20–28. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.1.20

Worden J.W. Grief counseling and grief therapy: A handbook for the mental health practitioner (5th ed.). Springer Publishing Company. 2018. https://doi.org/10.1891/9780826134752

Калшед Д. Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа [пер. с англ.]. Москва: Когито-Центр, 2015. 396 с.

Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Treating Trauma and Traumatic Grief in Children and Adolescents. Second Edition. New York: The Guilford Press, 2017. 356 p.

Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Trauma-Focused CBT for Children and Adolescents: Treatment Applications. New York: The Guilford Press, 2017. 308 p.

Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М: Эксмо, 2005. 960 с.

Murphy D., Busuttil W. PTSD, stigma and barriers to help-seeking within the UK Armed Forces // J R Army Med Corps. 2015. Vol. 161(4). P. 322-326. https://doi.org/10.1136/jramc-2014-000344

Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. М.: Юрайт, 2023. 276 с.

Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 315 с.

Pinoos R.S., Steinberg A.M., Piacentini J.C. A developmental psychopathology model of childhood traumatic stress and intersection with anxiety disorders // Biol Psychiatry. 1999. Vol. 46(11). P. 1542-1554. https://doi.org/10.1016/s0006-3223(99)00262-0

Подольский А.И., Идобаева О.А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. М.: Юрайт, 2024. 125 с.

Психология развития и возрастная психология / под ред. Л. А. Головей. М.: Юрайт, 2023. 416 с.

Saltzman W.R., Pynoos R.S., Layne C.M., Steinberg A.M., Aisenberg E. Trauma- and grief-focused intervention for adolescents exposed to community violence: Results of a school-based screening and group treatment protocol // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. 2001. Vol. 5(4). P. 291–303. https://doi.org/10.1037/1089-2699.5.4.291

Stroebe M., Schut H., van den Bout J. (Eds.). Complicated Grief: A Scientific Framework for Health Professionals. Routledge, 2013. 352 p. https://doi.org/10.4324/9780203105115

Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Институт психологии РАН, 2009. 304 с.

Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Москва: Академия, 1996. 96 с.

References

Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience: Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? American Psychologist, 2004, vol. 59(1), pp. 20-28. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.1.20

Worden J.W. Grief counseling and grief therapy: A handbook for the mental health practitioner (5th ed.). Springer Publishing Company, 2018. https://doi.org/10.1891/9780826134752

Kalshed D. Inner world of trauma: archetypal defenses of the personal spirit. Moscow: Cogito Center, 2015, 396 p.

Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Treating Trauma and Traumatic Grief in Children and Adolescents. Second Edition. New York: The Guilford Press, 2017, 356 p.

Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Trauma-Focused CBT for Children and Adolescents: Treatment Applications. New York: The Guilford Press, 2017, 308 p.

Malkina-Pykh I.G. Psychological help in crisis situations. M: Eksmo, 2005, 960 p.

Murphy D., Busuttil W. PTSD, stigma and barriers to help-seeking within the UK Armed Forces. J R Army Med Corps., 2015, vol. 161(4), pp. 322-326. https://doi.org/10.1136/jramc-2014-000344

Obukhova L. F. Psychology of development. The study of the child from birth to school. Moscow: Yurait, 2023, 276 p.

Osipova A.A. Handbook of a psychologist on work in crisis situations. Rostov n/D: Phoenix, 2005, 315 p.

Pinoos R.S., Steinberg A.M., Piacentini J.C. A developmental psychopathology model of childhood traumatic stress and intersection with anxiety disorders. Biol Psychiatry, 1999, vol. 46(11), pp. 1542-1554. https://doi.org/10.1016/s0006-3223(99)00262-0

Podolsky A.I., Idobaeva O.A. Developmental psychology. Psychoemotional well-being of children and adolescents. Moscow: Yurait, 2024, 125 p.

Psychology of development and age psychology / edited by L. A. Golovei. Moscow: Yurait, 2023, 416 p.

Saltzman W.R., Pynoos R.S., Layne C.M., Steinberg A.M., Aisenberg E. Trauma- and grief-focused intervention for adolescents exposed to community violence: Results of a school-based screening and group treatment protocol. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 2001, vol. 5(4), pp. 291–303. https://doi.org/10.1037/1089-2699.5.4.291

Stroebe M., Schut H., van den Bout J. (Eds.). Complicated Grief: A Scientific Framework for Health Professionals. Routledge, 2013, 352 p. https://doi.org/10.4324/9780203105115

Tarabrina N.V. Psychology of posttraumatic stress. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2009, 304 p.

Cherepanova E.M. Psychological stress: Help yourself and the child. Moscow: Academy, 1996, 96 p.

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Kadieva, R., & Davudova, A. (2024). СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ УЧАСТНИКОВ (ВЕТЕРАНОВ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-725
Раздел
Психологические исследования