СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ УЧАСТНИКОВ (ВЕТЕРАНОВ) СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена одному из наиболее острых и важных аспектов социальной работы - психологическому сопровождению детей участников специальной военной операции (СВО), погибших на службе, и их семей. От прочности и грамотности данной системы поддержки зависит успешность процесса социальной адаптации и психологического восстановления лиц, перенесших потерю близких и повстречавшихся лицом к лицу с трагедией. Авторами разработаны технологии психологического сопровождения семей участников/ветеранов СВО.
Психологическое сопровождение представляет собой комплексный процесс поддержки, направленный на эмоциональное восстановление и адаптацию семьи к новым условиям жизни после утраты. Основными задачами сопровождения являются снижение уровня тревожности, преодоление посттравматического стресса и создание условий для психологического и социального благополучия семьи.
Целью статьи является разработка и систематизация методов и подходов к психологическому сопровождению семей участников специальной военной операции (СВО), на основе анализа международного и отечественного опыта, для повышения эффективности социальной и психологической поддержки в условиях утраты и посттравматического стресса.
Материалы исследования. Научные статьи и исследования, посвященные психологическому сопровождению детей и семей военнослужащих, переживших утрату, с акцентом на травматический стресс, горе и восстановление; руководства и практики, касающиеся когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) и других психотерапевтических подходов, применяемых к детям и подросткам, находящимся в стрессовых ситуациях; нормативные документы и законодательные акты, регулирующие вопросы поддержки ветеранов и их семей, в том числе международный опыт работы с семьями погибших военнослужащих; психологические инструменты и алгоритмы сопровождения, разработанные в международной и отечественной практике, для работы с семьями, потерявшими родственников на военной службе.
Методы исследования. Анализ литературы – изучение и систематизация научных работ и публикаций по теме психологического сопровождения семей военных, а также адаптация зарубежного опыта к российской практике. Сравнительный анализ - сопоставление различных подходов и алгоритмов психологической помощи детям и семьям погибших участников боевых действий, чтобы выявить наиболее эффективные практики. Моделирование - разработка технологий психологического сопровождения на основе собранных данных, учитывая специфику работы с детьми и семьями военнослужащих. Анализ нормативных документов - изучение правовых актов, касающихся социальной и психологической поддержки семей погибших военных.
Для достижения поставленных целей был использован анализ литературы по теме психологической поддержки военных семей, в том числе зарубежных исследований, а также сравнительный анализ различных подходов и алгоритмов сопровождения. Также проведен обзор нормативных документов, регулирующих вопросы социальной и психологической поддержки семей погибших военных в России и за рубежом.
Результаты. Проведен анализ эффективных методов психологической помощи. Исследование выявило наиболее результативные методы психологического сопровождения детей и их семей в условиях переживания утраты. Особой эффективностью обладают подходы, направленные на работу с посттравматическим стрессом и горем. В частности, методы когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), техники эмоциональной поддержки и программы, ориентированные на снижение тревожности, особенно эффективны в восстановлении психоэмоционального состояния детей и их адаптации.
В рамках исследования были проанализированы существующие подходы психологической помощи семьям военнослужащих. Эти практики были адаптированы с учётом специфики работы с семьями погибших участников СВО. Были выделены наиболее результативные формы сопровождения, включающие как индивидуальные, так и групповые методы работы, обеспечивающие полноценную эмоциональную поддержку детям и их семьям. Результаты исследования подтвердили необходимость комплексного подхода, который включает взаимодействие специалистов различных областей: психологов, социальных работников, педагогов и медиков. Это обеспечит более полное и эффективное сопровождение детей и их семей, улучшило координацию между службами, что способствовало повышению качества психологической помощи.
Важным результатом работы стало выявление необходимости индивидуализированного подхода при оказании психологической помощи. Были разработаны рекомендации по индивидуальному планированию сопровождения в зависимости от возраста ребёнка, особенностей переживания утраты, а также социального окружения.
На основе результатов исследования, разработаны практические рекомендации для реализации государственных программ психологической и социальной поддержки семей участников, ветеранов и погибших военнослужащих.
Информация о спонсорстве. Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ на 2024 г. «Психологическое сопровождение семей военнослужащих, мобилизованных на СВО, как условие развития жизнестойкости и субъективного благополучия личности».
EDN: UQGLYI
Скачивания
Литература
Список литературы
Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience: Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? // American Psychologist. 2004. Vol. 59(1). P. 20–28. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.1.20
Worden J.W. Grief counseling and grief therapy: A handbook for the mental health practitioner (5th ed.). Springer Publishing Company. 2018. https://doi.org/10.1891/9780826134752
Калшед Д. Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа [пер. с англ.]. Москва: Когито-Центр, 2015. 396 с.
Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Treating Trauma and Traumatic Grief in Children and Adolescents. Second Edition. New York: The Guilford Press, 2017. 356 p.
Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Trauma-Focused CBT for Children and Adolescents: Treatment Applications. New York: The Guilford Press, 2017. 308 p.
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. М: Эксмо, 2005. 960 с.
Murphy D., Busuttil W. PTSD, stigma and barriers to help-seeking within the UK Armed Forces // J R Army Med Corps. 2015. Vol. 161(4). P. 322-326. https://doi.org/10.1136/jramc-2014-000344
Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. М.: Юрайт, 2023. 276 с.
Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 315 с.
Pinoos R.S., Steinberg A.M., Piacentini J.C. A developmental psychopathology model of childhood traumatic stress and intersection with anxiety disorders // Biol Psychiatry. 1999. Vol. 46(11). P. 1542-1554. https://doi.org/10.1016/s0006-3223(99)00262-0
Подольский А.И., Идобаева О.А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. М.: Юрайт, 2024. 125 с.
Психология развития и возрастная психология / под ред. Л. А. Головей. М.: Юрайт, 2023. 416 с.
Saltzman W.R., Pynoos R.S., Layne C.M., Steinberg A.M., Aisenberg E. Trauma- and grief-focused intervention for adolescents exposed to community violence: Results of a school-based screening and group treatment protocol // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. 2001. Vol. 5(4). P. 291–303. https://doi.org/10.1037/1089-2699.5.4.291
Stroebe M., Schut H., van den Bout J. (Eds.). Complicated Grief: A Scientific Framework for Health Professionals. Routledge, 2013. 352 p. https://doi.org/10.4324/9780203105115
Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Институт психологии РАН, 2009. 304 с.
Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Москва: Академия, 1996. 96 с.
References
Bonanno G.A. Loss, Trauma, and Human Resilience: Have We Underestimated the Human Capacity to Thrive After Extremely Aversive Events? American Psychologist, 2004, vol. 59(1), pp. 20-28. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.1.20
Worden J.W. Grief counseling and grief therapy: A handbook for the mental health practitioner (5th ed.). Springer Publishing Company, 2018. https://doi.org/10.1891/9780826134752
Kalshed D. Inner world of trauma: archetypal defenses of the personal spirit. Moscow: Cogito Center, 2015, 396 p.
Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Treating Trauma and Traumatic Grief in Children and Adolescents. Second Edition. New York: The Guilford Press, 2017, 356 p.
Cohen J.A., Mannarino A.P., Deblinger E. Trauma-Focused CBT for Children and Adolescents: Treatment Applications. New York: The Guilford Press, 2017, 308 p.
Malkina-Pykh I.G. Psychological help in crisis situations. M: Eksmo, 2005, 960 p.
Murphy D., Busuttil W. PTSD, stigma and barriers to help-seeking within the UK Armed Forces. J R Army Med Corps., 2015, vol. 161(4), pp. 322-326. https://doi.org/10.1136/jramc-2014-000344
Obukhova L. F. Psychology of development. The study of the child from birth to school. Moscow: Yurait, 2023, 276 p.
Osipova A.A. Handbook of a psychologist on work in crisis situations. Rostov n/D: Phoenix, 2005, 315 p.
Pinoos R.S., Steinberg A.M., Piacentini J.C. A developmental psychopathology model of childhood traumatic stress and intersection with anxiety disorders. Biol Psychiatry, 1999, vol. 46(11), pp. 1542-1554. https://doi.org/10.1016/s0006-3223(99)00262-0
Podolsky A.I., Idobaeva O.A. Developmental psychology. Psychoemotional well-being of children and adolescents. Moscow: Yurait, 2024, 125 p.
Psychology of development and age psychology / edited by L. A. Golovei. Moscow: Yurait, 2023, 416 p.
Saltzman W.R., Pynoos R.S., Layne C.M., Steinberg A.M., Aisenberg E. Trauma- and grief-focused intervention for adolescents exposed to community violence: Results of a school-based screening and group treatment protocol. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 2001, vol. 5(4), pp. 291–303. https://doi.org/10.1037/1089-2699.5.4.291
Stroebe M., Schut H., van den Bout J. (Eds.). Complicated Grief: A Scientific Framework for Health Professionals. Routledge, 2013, 352 p. https://doi.org/10.4324/9780203105115
Tarabrina N.V. Psychology of posttraumatic stress. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2009, 304 p.
Cherepanova E.M. Psychological stress: Help yourself and the child. Moscow: Academy, 1996, 96 p.
Copyright (c) 2024 Roza I. Kadieva, Aizanat R. Davudova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.