Методология использования цифрового образовательного ресурса в учебном процессе
Аннотация
Обоснование. В условиях стремительного развития технологий и цифровизации образования, использование цифровых образовательных ресурсов становится необходимым условием для повышения качества обучения. В данной статье рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с внедрением цифровых образовательных технологий, а также их влияние на учебный процесс и образовательные результаты. Определена роль цифровых ресурсов в обеспечении доступности современного образования и индивидуализации обучения. Рассмотрены основные дидактические принципы Я.А. Коменского и реализация на примере разработанного цифрового образовательного ресурса по дисциплине «Информатика и информационные технологии».
Цель. Разработка и обоснование методологии использования цифрового образовательного ресурса в учебном процессе, направленной на повышение эффективности обучения, индивидуализацию образовательных траекторий студентов и интеграцию современных технологий в образовательную среду вуза.
Материалы и методы. В работе рассмотрен спектр подходов к разработке цифровых образовательных материалов включая использование мультимедийных технологий, интерактивных платформ и образовательных приложений. Проанализированы современные методики и инструменты, способствующие эффективному обучению и вовлечению студентов в учебный процесс.
Результаты. Анализ влияния цифровых технологий на образовательный процесс, оценка эффективности использования таких ресурсов в обучении, влияние на мотивацию и вовлеченность студентов. Статья включает примеры успешных практик и рекомендаций по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс.
EDN: UCRDFA
Скачивания
Литература
Бакланова, Г. А. (2013). Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. Барнаул. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/QIGXHT
Булатова, С. В. (2024). Педагогические аспекты применения цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. В сборнике: Использование информационных технологий в различных сферах деятельности: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию основания университета (с. 163–165). Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации. EDN: https://elibrary.ru/DDFLMN
Гавриков, А. Л. (2000). Возможности использования электронных учебников в образовательном процессе. Новгород. Получено с http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200003/Gavrikov-R.htm (дата обращения: 10.02.2025).
Грозян, Н. Ф., & Прудникова, Т. И. (2021). Дидактические принципы Я. А. Коменского: Принципы реализации в современной школе. Проблемы современного педагогического образования, (70-2), 63–66. EDN: https://elibrary.ru/YMWQFC
Давидовский, Г. А. (2024). Организация самостоятельной работы обучающихся по информатике на основе цифровых образовательных ресурсов. Получено с https://infourok.ru/statya-po-teme-organizaciya-samostoyatelnoy-raboti-obuchayuschihsya-po-informatike-na-osnove-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-3779131 (дата обращения: 20.01.2025).
Елисеева, Е. В. (2010). Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза. Вестник Брянского государственного университета, (1), 56–60. EDN: https://elibrary.ru/MNHLPV
Использование ресурсов Интернет в учебно-воспитательном процессе. Получено с http://www.teacherjournal.ru/shkola/informatika/2322-ispolzovanie-resursov-internet-v-uchebno-vospitatelnom-proczesse.html (дата обращения: 29.11.2024).
Использование ЦОР в образовательном процессе. Получено с https://wiki.i-edu.ru/mediawiki/index.php/Использование_ЦОР_в_образовательном_процессе (дата обращения: 02.02.2025).
Коротеева, А. С., & Челпаченко, Т. В. (2022). Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации обучающимися. Историко-педагогический журнал, (3), 126–133. EDN: https://elibrary.ru/RYTJOG
Поладов, Шохрат. (2024). Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию. Молодой ученый, (7), 237–239. Получено с https://moluch.ru/archive/506/111371 (дата обращения: 02.02.2025). EDN: https://elibrary.ru/BMGNQQ
Рабочая программа дисциплины "Информатика и информационные технологии", для студентов направления подготовки 09.03.03 "Прикладная информатика". Получено с https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/316389 (дата обращения: 10.01.2025).
Тарасов, С. П. (2022). Классификации и типологии ЦОР. Караганда. Получено с https://multiurok.ru/blog/klassifikatsii-i-tipologii-tsor.html (дата обращения: 10.01.2025).
Цифровые образовательные ресурсы как электронный компонент процесса обучения. Получено с https://worldofteacher.com/8688-konsultaciya-dlya-pedagogov-doo-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-elektronnyy-komponent-processa-obucheniya (дата обращения: 15.01.2025).
Цифровые образовательные ресурсы и их использование в учебном процессе. Получено с https://www.xn-2-stbo5a.xn-p1ai/images/sampledata/doc/ansm1 (дата обращения: 12.12.2024).
Цифровые образовательные ресурсы и их возможности для организации онлайн обучения. Получено с https://ipk.68edu.ru/index.php/component/k2/item/1549-tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-i-ikh-vozmozhnosti-dlya-organizatsii-onlajn-obucheniya (дата обращения: 12.12.2024).
References
Baklanova, G. A. (2013). Formation of readiness of future primary school teachers to use digital educational resources (Abstract of PhD Dissertation in Pedagogy). Barnaul. 23 p. EDN: https://elibrary.ru/QIGXHT
Bulatova, S. V. (2024). Pedagogical aspects of using digital educational resources in the educational process. In Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Use of Information Technologies in Various Spheres of Activity" (pp. 163–165). Gomel: Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives. EDN: https://elibrary.ru/DDFLMN
Gavrikov, A. L. (2000). Opportunities for using electronic textbooks in the educational process. Novgorod. Retrieved from http://www.artinfo.ru/eva/EVA2000M/eva-papers/200003/Gavrikov-R.htm (accessed: February 10, 2025).
Grozyan, N. F., & Prudnikova, T. I. (2021). Didactic principles of J. A. Comenius: Principles of implementation in modern school. Problems of Modern Pedagogical Education, (70-2), 63–66. EDN: https://elibrary.ru/YMWQFC
Davidovsky, G. A. (2024). Organization of independent work of students in computer science based on digital educational resources. Retrieved from https://infourok.ru/statya-po-teme-organizaciya-samostoyatelnoy-raboti-obuchayuschihsya-po-informatike-na-osnove-cifrovih-obrazovatelnih-resursov-3779131 (accessed: January 20, 2025).
Eliseeva, E. V. (2010). Digital educational resources as a component of the innovative educational environment of a modern university. Bulletin of Bryansk State University, (1), 56–60. EDN: https://elibrary.ru/MNHLPV
Using Internet resources in the educational process. Retrieved from http://www.teacherjournal.ru/shkola/informatika/2322-ispolzovanie-resursov-internet-v-uchebno-vospitatelnom-proczesse.html (accessed: November 29, 2024).
Using digital educational resources in the educational process. Retrieved from https://wiki.i-edu.ru/mediawiki/index.php/Использование_ЦОР_в_образовательном_процессе (accessed: February 2, 2025).
Koroteeva, A. S., & Chelpachenko, T. V. (2022). Digital educational resources as a means of improving the effectiveness of information assimilation by students. Historical and Pedagogical Journal, (3), 126–133. EDN: https://elibrary.ru/RYTJOG
Poladov, Shokhrat. (2024). Digital educational resources and their types by presentation and content. Young Scientist, (7), 237–239. Retrieved from https://moluch.ru/archive/506/111371 (accessed: February 2, 2025). EDN: https://elibrary.ru/BMGNQQ
Course program of the discipline "Informatics and Information Technologies" for students of the direction of training 09.03.03 "Applied Informatics". Retrieved from https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/316389 (accessed: January 10, 2025).
Tarasov, S. P. (2022). Classifications and typologies of digital educational resources. Karaganda. Retrieved from https://multiurok.ru/blog/klassifikatsii-i-tipologii-tsor.html (accessed: January 10, 2025).
Digital educational resources as an electronic component of the learning process. Retrieved from https://worldofteacher.com/8688-konsultaciya-dlya-pedagogov-doo-cifrovye-obrazovatelnye-resursy-kak-elektronnyy-komponent-processa-obucheniya (accessed: January 15, 2025).
Digital educational resources and their use in the educational process. Retrieved from https://www.xn-2-stbo5a.xn-p1ai/images/sampledata/doc/ansm1 (accessed: December 12, 2024).
Digital educational resources and their possibilities for organizing online learning. Retrieved from https://ipk.68edu.ru/index.php/component/k2/item/1549-tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-i-ikh-vozmozhnosti-dlya-organizatsii-onlajn-obucheniya (accessed: December 12, 2024).
Copyright (c) 2025 Svetlana V. Bulatova, Aigul G. Fayzullina, Zulfina Sh. Aglyamova, Irina I. Frolova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.