ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В ОСНОВЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ
Аннотация
Обоснование. Современные условия обучения, связанные, в том числе, с внедрением цифровых технологий в образовательный процесс в ведомственных вузах системы МВД России, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке курсантов. Психологическая вовлеченность становится ключевым фактором, определяющим успешность обучения, адаптацию к учебному процессу и дальнейшую профессиональную деятельность в органах внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД). В связи с этим особую актуальность приобретает изучение феномена «вовлеченность в образовательный процесс», напрямую связанного с мотивацией к обучению, формированием профессиональной идентичности и устойчивостью к стрессу, вызванному условиями усиленной дисциплины и повышенной ответственности в ведомственных вузах.
Цель – выявить ключевые факторы, определяющие уровень психологической вовлеченности курсантов ведомственных вузов, а также проанализировать их влияние на академическую успеваемость и профессиональное самосознание в целях разработки комплекса педагогических и воспитательных методов, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.
Материалы и методы. В рамках данного исследования использован комплексный психолого-педагогический подход, включающий анкетирование, 175 курсантов Нижегородской академии МВД России, разделенных на три возрастные группы (18-19, 20-21, 22-23 года). Для анализа использовались методы количественного и качественного исследования, включая статистический анализ собранных данных, наблюдение и беседу с рецензентами. Внимание уделялось личностным характеристикам курсантов, их профессиональной мотивации, качеству образовательной среды и межличностным взаимодействиям в учебных группах. Все эти переменные были изучены в контексте их влияния на вовлеченность в учебный процесс.
Результаты. Полученные данные свидетельствуют о том, что психологическая вовлеченность курсантов варьируется в зависимости от возрастных и личностных факторов. На ранних этапах обучения (18-19 лет) наиболее высоко выражена мотивационная составляющая, связанная с новизной профессиональной деятельности и интересом к учебному процессу. С возрастом наблюдается снижение значимости личностных факторов и повышение роли социальных и образовательных условий, таких как поддержка со стороны преподавателей и социальная интеграция в учебные группы. Наиболее вовлеченные курсанты демонстрируют высокий уровень успеваемости, уверенность в правильности профессионального выбора и позитивное отношение к службе в ОВД. Однако чрезмерная вовлеченность, также может приводить к риску эмоционального выгорания, что требует внедрения специальных программ психолого-педагогической поддержки курсантов на разных этапах обучения.
EDN: JQJVNX
Скачивания
Литература
Список литературы
Абитов И.Р. Вовлеченность в учебную деятельность как познавательное психическое состояние: опыт исследования // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3(152). С. 218-225. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.028
Дмитриев С.В. Формирование сознания и самосознания студентов на основе предметно-смыслового содержания образовательных технологий: монография; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Нижегородский гос. пед. ун-т". Нижний Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 2012. 285 с.
Гуслякова Н.И. Психологические механизмы становления и развития профессионального сознания студентов педвуза: автореферат дис. ... д-ра психологических наук. Курск, 2009. 41 с.
Киселева Н.В. Социально-психологические характеристики вовлеченности в непрерывное образование: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2019. 179 с.
Киселева Н.В. Вовлеченность обучающихся в непрерывное образование на разных этапах образовательного процесса // Психология и Психотехника. 2017. № 4. С. 74-81. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.4.24659
Колягина Ю.Ю. Динамика ценностных ориентаций в юношеском возрасте : дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 24 с.
Кочнева Л.В. Развитие профессионального самосознания студентов высшей школы : монография. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2013. 93 c.
Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 5-17. https://doi.org/10.17759/sps.2016070301
Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в российских вузах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37-44.
Малошонок Н.Г. Студенческая вовлеченность в учебный процесс: методология исследования и процедура измерения // Социологические исследования. 2014. № 3. С. 141-147.
Павлова Е.В. Психологические особенности выбора ниш вовлеченности вузовской молодежью в условиях различных образовательных форматов // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 4(44). С. 181-196. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-181-196
Тимофеева О.А. Формирование общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вузов МВД России в ходе профессиональной подготовки: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2013. 22 с.
Astin A.W. Student involvement: A developmental theory for higher education // Journal of College Student Development. 1999. Vol. 40(5). P. 518–529.
Bouffard T., Boileau L., and Vezeau C. Students’ transition from elementary to high school and changes of the relationship between motivation and academic performance // European Journal of Psychology of Education. 2001. Vol. 16. Р. 589-604. https://doi.org/10.1007/BF03173199
Fredrickson B.L. The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions // American Psychologist. 2001. Vol. 56, No. 3. P. 218-226. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0003-066X.56.3.218
Johnson D.W., Johnson R.T. An educational psychology success story: Social interdependence theory and cooperative learning // Educational Researcher. 2009. Vol. 38, No. 5. P. 365-379. https://doi.org/10.3102/0013189X09339057
José C. Núñez, Bibiana Regueiro, Natalia Suárez, Isabel Piñeiro, María Luisa Rodicio, Antonio Valle. Student Perception of Teacher and Parent Involvement in Homework and Student Engagement: The Mediating Role of Motivation // Journal of Research in Personality. 2019. Vol. 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01384
Kuh G.D. The national survey of student engagement: Conceptual and empirical foundations // New Directions for Institutional Research. 2009, Is. 141. P. 5-20. https://doi.org/10.1002/ir.283
Schaufeli W.B., Bakker A.B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi-sample study // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25, No. 3. Р. 293-315. http://dx.doi.org/10.1002/job.248
Vallerand R.J., Fortier M.F., Guay F. Self-determination and persistence in a real-life setting: toward a motivational model of high school dropout // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 72. P. 1161–1176. https://doi.org/10.1037/0022-3514.72.5.1161.
Vansteenkiste M., Simons J., Lens,W., Soenens B., Matos L. Examining the impact of extrinsic versus intrinsic goal framing and internally controlling versus autonomy-supportive communication style upon early adolescents’ academic achievement // Child Development. 2005. Vol. 76. P. 483-501. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2005.00858.x
References
Abitov I.R. Involvement in educational activities as a cognitive mental state: research experience. Kazan Pedagogical Journal, 2022, no. 3 (152), pp. 218-225. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.028
Dmitriev S.V. Formation of consciousness and self-awareness of students based on the subject-semantic content of educational technologies: Monograph. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Pedagogical University, 2012, 285 p.
Guslyakova N.I. Psychological mechanisms of formation and development of professional consciousness of students of a pedagogical university. Abstract of PhD dissertation. Kursk, 2009, 41 p.
Kiseleva N.V. Social and psychological characteristics of involvement in lifelong education. Abstract of PhD dissertation. Moscow, 2019, 179 p.
Kiseleva N.V. Involvement of students in lifelong education at different stages of the educational process. Psychology and Psychotechnics, 2017, no. 4, pp. 74-81. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.4.24659
Kolyagina Yu.Yu. Dynamics of value orientations in adolescence. Abstract of PhD dissertation. Tambov, 2004, 24 p.
Kochneva L.V. Development of professional self-awareness of higher education students. Monograph. Nizhny Novgorod, 2013, 93 p.
Litvinova E.Yu., Kiseleva N.V. Structural model of student involvement in lifelong learning. Social Psychology and Society, 2016, vol. 7, no. 3, pp. 5-17. https://doi.org/10.17759/sps.2016070301
Maloshonok N.G. Student involvement in the educational process in Russian universities. Higher education in Russia, 2014, no. 1, pp. 37-44.
Maloshonok N.G. Student involvement in the educational process: research methodology and measurement procedure. Sociological research, 2014, no. 3, pp. 141-147.
Pavlova E.V. Psychological features of the choice of niches of involvement by university youth in the context of various educational formats. Scientific and pedagogical review, 2022, no. 4 (44), pp. 181-196. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-4-181-196
Timofeeva O.A. Formation of universal cultural values among cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia during professional training. Abstract of PhD dissertation. Yoshkar-Ola, 2013, 22 p.
Astin A.W. Student involvement: A developmental theory for higher education. Journal of College Student Development ,1999, vol. 40(5), pp. 518–529.
Bouffard T., Boileau L., Vezeau C. Students’ transition from elementary to high school and changes of the relationship between motivation and academic performance. European Journal of Psychology of Education, 2001, vol. 16, pp. 589–604. https://doi.org/10.1007/BF03173199
Fredrickson B.L. The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions. American Psychologist, 2001, vol. 56, no. 3, pp. 218-226. https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0003-066X.56.3.218
Johnson D.W., Johnson R.T. An educational psychology success story: Social interdependence theory and cooperative learning. Educational Researcher, 2009, vol. 38, no. 5, pp. 365-379. https://doi.org/10.3102/0013189X09339057
José C. Núñez, Bibiana Regueiro, Natalia Suárez, Isabel Piñeiro, María Luisa Rodicio, Antonio Valle. Student Perception of Teacher and Parent Involvement in Homework and Student Engagement: The Mediating Role of Motivation. Journal of Research in Personality, 2019, vol. 10. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01384
Kuh G.D. The national survey of student engagement: Conceptual and empirical foundations. New Directions for Institutional Research, 2009, is. 141, pp. 5-20. https://doi.org/10.1002/ir.283
Schaufeli W.B., Bakker A.B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi-sample study. Journal of Organizational Behavior, 2004, vol. 25(3), pp. 293-315. http://dx.doi.org/10.1002/job.248
Vallerand R.J., Fortier M.F., Guay F. Self-determination and persistence in a real-life setting: toward a motivational model of high school dropout. Journal of Personality and Social Psychology, 1997, vol. 72, pp. 1161–1176. https://doi.org/10.1037/0022-3514.72.5.1161.
Vansteenkiste M., Simons J., Lens,W., Soenens B., Matos L. Examining the impact of extrinsic versus intrinsic goal framing and internally controlling versus autonomy-supportive communication style upon early adolescents’ academic achievement. Child Development, 2005, vol. 76, pp. 483-501. https://doi.org/10.1111/j.1467-8624.2005.00858.x
Copyright (c) 2024 Natalia E. Serebrovskaya, Maria P. Shcherbakova, Darya M. Gnezdilova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.