СИМВОЛЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Ключевые слова: визуальное восприятие, стратегии восприятия, психосемантика, смысл, значение, изразцы

Аннотация

Обоснование. В работе представлен психосемантический анализ языковой репрезентации фотоизображений изразцов древнерусских храмов.

Целью исследования является изучение стратегий восприятия и понимания молодежью содержания, смысла и значения изображений на фотографиях изразцов.

Материалы и методы. Использовались направленный ассоциативный эксперимент, опрос и контент-анализ ответов. Результаты рассматривались в трех аспектах: содержательном, структурном и динамическом. Проведен содержательный анализ повторяющихся ответов, которые составили семантическое ядро и околоядерное семантическое пространство. При проведении структурного анализа мы опирались на модель образа сознания Ф.Е. Василюка «Психосемиотический тетраэдр», включающий предметное содержание образа, личностный смысл, значение и слово (знак). Характеризуя динамический аспект смыслогенеза респондентов, мы воспользовались подходом Е.В. Белоноговой и Д.А. Леонтьева, раскрывающим 10 индивидуальных стратегий восприятия произведений искусства.

Результаты. Новизна заключается в выявлении стратегий восприятия и психосемантики сознания молодежи на примере изразцов как элементов средневековой культуры. Семантическое ядро по изразцу Псковского Кремля: красота (19 ответов), украшение (8), жизнь (5), ваза (5), уют (5); по изразцу Георгиевского храма: передача информации (11), история (7), охрана (6); по изразцу Снетогорского монастыря: птица (8), украшение (7), жизнь (5). При проведении структурного анализа доминирующим полюсом среди совпадающих ответов на вопрос о смысле изображений является полюс «значение», меньшее количество ответов, носящих в основном эмоционально-окрашенный характер, относится к полюсу «личностный смысл» и «предметное содержание образа», включающего описание художественных особенностей образов. Респондентами наиболее часто использовались изобразительная, резюмирующая, эмоциональная стратегии восприятия; минимально – импрессивная и стилистическая. Полученные результаты могут быть использованы в сферах регионоведения, религиоведения, туризма, средовой психологии города, психологии искусства, дизайне, рекламе и т.д.

EDN: IXRQRK

IXRQRK.png

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Nadezhda A. Kiseleva, Псковский государственный университет

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребенка

Литература

Список литературы

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Москва: Прогресс, 1974. 380 c.

Артемьева Е.Ю. Семантические аспекты изучения памятников культуры // Памятниковедение. Теория, методология, практика / Под ред. В.И. Батова и др. М.: НИИК Мин. культ. РСФСР, 1986. С. 62–75.

Белоногова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2004. 18 с.

Василюк В.П. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. №5. С. 5-19.

Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А. Субъектные и объектные факторы субъективно-семантического оценивания архитектурных объектов // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 33-45. https://doi.org/10.17759/chp.2016120204

Габидулина С.Э., Каулен М.Е., Гурская Н.Г. Семанти¬ческая оценка интерьеров древнерусских храмов // Мыш¬ление и субъективный мир. Ярославль, 1991. С. 41-53.

Киселева Н.А., Галяпина В.Н. Роль психических состояний в психосемантической оценке визуальных стимулов // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 6. С. 201-219. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-201-219

Киселева Н.А., Галяпина В.Н. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и психосемантической оценки изображений архитектурных храмовых изразцов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 4. С. 784–804. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-4-784-804

Лагодина Е.В. Воображая город. Изучение восприятия городского пространства на примере Ростова-на-Дону // Северо-Кавказский психологический вестник. 2015. № 13/1. С. 23-27.

Сидорова В.В. Культура образа (культурная детерминация образа сознания на примере русской и японской культур) // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 34-42.

Федотова Н.Г. Визуальные носители культурной памяти города (на примере Великого Новгорода) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 42–62. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-2-42-62

Artacho M.A., Alcantara E., Martinez N. Multisensory Analysis of Consumer-Product Interaction during Ceramic Tile Shopping Experiences // Multisensory Research. 2020. Vol. 33 (2). P. 213-249. https://doi.org/10.1163/22134808-20191391

Fu K., Zhang Y., Lin X. The Automatic Evaluation of Regularity and Semantic Decodability in Wallpaper Decorative Patterns // Perception. 2019. Vol. 48(8). P. 731-751. https://doi.org/10.1177/0301006619862142

Graves M.S. Arts of allusion: Object, ornament, and architecture in medieval Islam. New York: Oxford University Press: front matter and Introduction, 2018. 339 p.

Hagtvedt H., Hagtvedt R., Patrick V.M. The perception and evaluation of visual art // Empirical Studies of the Arts. 2008. Vol. 26 (2). P. 197-218. https://doi.org/10.2190/EM.26.2.d

Petrenko V.F., Korotchenko E.A. Metaphor as a basic mechanism of art (painting) // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. Vol. 5. P. 531-556. https://doi.org/10.11621/pir.2012.0033

References

Arnheim R. Art and visual perception. Moscow: Progress, 1974, 380 p.

Artemyeva E.Yu. Semantic aspects of the study of cultural monuments. Pamyatnikovedenie. Teoriya, metodologiya, praktika [Monumentology. Theory, methodology, practice]. Ed. by V.I. Batova et al. Moscow, 1986, pp. 62-75.

Belonogova E.V. Individual strategies of perception of painting. Abstract of PhD dissertation. Moscow, 2004, 18 p.

Vasilyuk V.P. The structure of the image. Voprosy psixologii [Questions of psychology], 1993, no. 5, pp. 5-19.

Vyrva A.Yu., Leontiev D.A. Subjective and Objective Factors in Subjective Semantic Evaluations of Architectural Works. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 2016, vol. 12, no. 2, pp. 33-45. https://doi.org/10.17759/chp.2016120204

Gabidulina S.E., Kaulen M.E., Gurskaya N.G. Semantic assessment of the interiors of ancient Russian temples. Myshlenie i subektivnyj mir [Thinking and the subjective world]. Yaroslavl, 1991, pp. 41-53.

Kiseleva N.A., Galyapina V.N. The role of mental states in the psychosemantic evaluation of visual stimuli. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12(6), pp. 201-219. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-201-219

Kiseleva N.A., Galyapina V.N. The relationship of individual values and psychosemantic evaluation of architectural temple tiles. Psixologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2022, vol. 19(4), pp. 784-804. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-4-784-804

Lagodina E.V. Imagining the city. Studying the perception of urban space on the example of Rostov-on-Don. Severo-Kavkazskij psixologicheskij vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 2015, no. 13/1, pp. 23-27.

Sidorova V.V. Image culture (cultural determination of the image of consciousness on the example of Russian and Japanese cultures). Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-Historical Psychology], 2010, no. 2, pp. 34-42.

Fedotova N.G. Visual media of the cultural memory of the city (on the example of Veliky Novgorod). ΠΡΑΞΗΜΑ. Problemy vizualnoj semiotiki [ΠΡΑΞΗΜΑ. Problems of visual semiotics], 2019, no. 2 (20), pp. 42-62. https://doi.org/10.23951/2312-7899-2019-2-42-62

Artacho M.A., Alcantara E., Martinez N. Multisensory Analysis of Consumer-Product Interaction during Ceramic Tile Shopping Experiences. Multisensory Research, 2020, vol. 33 (2), pp. 213-249. https://doi.org/10.1163/22134808-20191391

Fu K., Zhang Y., Lin X. The Automatic Evaluation of Regularity and Semantic Decodability in Wallpaper Decorative Patterns. Perception, 2019, vol. 48 (8), pp. 731-751. https://doi.org/10.1177/0301006619862142

Graves M.S. Arts of allusion: Object, ornament, and architecture in medieval Islam. New York: Oxford University Press: front matter and Introduction 2018, 339 p.

Hagtvedt H., Hagtvedt R., Patrick V.M. The perception and evaluation of visual art. Empirical Studies of the Arts, 2008, vol. 26 (2), pp. 197-218. https://doi.org/10.2190/EM.26.2.d

Petrenko V.F., Korotchenko E.A. Metaphor as a basic mechanism of art (painting). Psychology in Russia: State of the Art, 2012, vol. 5, pp. 531-556. https://doi.org/10.11621/pir.2012.0033

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Kiseleva, N. (2024). СИМВОЛЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПРИЯТИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-722
Раздел
Психологические исследования