ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ ИЗРАЗЦОВ ДРЕВНЕРУССКИХ ХРАМОВ
Аннотация
Обоснование. Актуальность исследования связана с возрастанием интереса к древнерусскому искусству и дефицитом междисциплинарных исследований взаимосвязей социума и продуктов изразцового искусства, широко представленных в культуре средних веков.
Цель и новизна работы состоит в изучении особенностей визуального восприятия представителями разных поло-возрастных групп фотоизображений архитектурных изразцов древнерусских храмов, являющихся ярким феноменом мировой визуальной культуры.
Материалы и методы. На основе ассоциативного эксперимента исследованы особенности восприятия нашими современниками фотоизображений архитектурных изразцов Верхоспасского собора Московского Кремля XVII века и псковского храма Георгия со Взвоза XV века, входящими в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Результаты. Семантическим ядром, составляющим наиболее часто повторяющиеся ассоциации по визуальному образу московского изразца, оказались темы «цветы», «орнамент» и «узор», по псковскому изразцу - «животные», «древность», «миф». Выделены 6 наиболее частых категорий ассоциаций и установлена их иерархия в порядке убывания рангов: конкретные, абстрактные, философско-психологические, сюжетные, религиозно-символические и аллегорико-метафорические. Выявлено сходство в последовательности рангов категорий ассоциаций, независимо от возраста и пола реципиентов. У женщин обнаружено большее количество ассоциаций по всем категориям, чем у мужчин, ассоциации у женщин более разнообразны, многословны, образны, эмоционально окрашенные по сравнению с мужскими. Различия у молодежи (17-30 лет) и старшего поколения (31-67 лет) проявились в содержательном и количественном наполнении ассоциативного поля.
EDN: ETHMJC
Скачивания
Литература
Список литературы
Амиржанова А.Ш. Особенности эстетического восприятия у студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству // Омский научный вестник. 2009. № 3. С. 198-201.
Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. 128 с.
Богомаз С.А., Литвина С.А., Четошникова Е.В. Субъективная оценка городской среды вузовской молодежью Томска и Барнаула // Сибирский психологический журнал. 2013. № 49. С. 102-112.
Вырва А.Ю., Леонтьев Д.А. Возможности субъективно-семантических методов в исследовании восприятия архитектуры // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С. 96-111. https://doi.org/10.17759/chp.2015110409
Габидулина С.Э. Психология городской среды. М.: Смысл, 2012. 151 с.
Журавлева А.А. Искусство и психология восприятия в контексте современной керамики Японии послевоенного периода // Искусство и образование 2010. № 1 (63). С. 98-102.
Киселева Н.А., Галяпина В.Н. Роль психических состояний в психосемантической оценке визуальных стимулов // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12. № 6. С. 201-219. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-201-219
Киселева Н.А., Галяпина В.Н. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и психосемантической оценки изображений архитектурных храмовых изразцов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 19. № 4. С. 784–804. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-4-784-804
Лобанова Т.А. Семантика русского изразцового искусства: Автореф. дис. …канд. культурол. наук. М., 2012. 22 с.
Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна: Феникс+, 2005. 278 с.
Ben J. Placing pottery: an actor-led approach to the use and perception of medieval pottery in Southampton and its region cAD700-1400. University of Southampton, Faculty of Humanities, Doctoral Thesis. 2011.
Cheung M.-C., Law D., Yip J., Wong C.W.Y. Emotional Responses to Visual Art and Commercial Stimuli: Implications for Creativity and Aesthetics. Frontiers in Psychology, 10. 2019.
Petrenko V.F., Korotchenko E.A. Metaphor as a basic mechanism of art (painting) Psychology in Russia: State of the Art. 2012. P. 531-556.
Phillips B. The Shifting Border Between Perception and Cognition // Nous. 2019. Vol. 53. 2. P. 316–346.
Thompson E. Mind in Life. Biology, Phenomenology, and the Sciences of Mind. Cambridge MA, 2007.
References
Amirzhanova A.Sh. Features of aesthetic perception among students in arts and crafts classes. Omsk Scientific Bulletin, 2009, vol. 3, pp. 198-201.
Artemyeva E.Yu. Psychology of subjective semantics. Moscow, 1980.
Bogomaz S.A., Litvina S.A., Chetoshnikova E.V. Subjective assessment of the urban environment by university youth of Tomsk and Barnaul. Siberian Journal of Psychology, 2013, vol. 49, pp. 102-112.
Vyrva A.Yu, Leontiev D.A. Possibilities of subjective-semantic methods in the study of the perception of architecture. Cultural-historical psychology, 2015, vol. 11(4), pp. 96-111. https://doi.org/10.17759 / chp.2015110409
Gabidulina S.E. Psychology of the urban environment. Moscow, 2012, 151 p.
Zhuravleva A.A. Art and Psychology of Perception in the Context of Contemporary Japanese Ceramics of the Post-War Period. Art and education, 2010, no. 1(63). P. 98-102.
Kiseleva N.A., Galyapina V.N. The role of mental states in the psychosemantic evaluation of visual stimuli. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12(6). pp. 201-219. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-201-219
Kiseleva N.A., Galyapina V.N. The relationship of individual values and psychosemantic evaluation of architectural temple tiles. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2022, vol. 19(4), pp. 784-804. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-4-784-804
Lobanova T.A. Semantics of Russian tile art. Avtoref. of Dissertation. Moscow. 2012.
Prokhorov A.O. Semantic spaces of mental states. Dubna, 2005, 278 p.
Ben J. Placing pottery: an actor-led approach to the use and perception of medieval pottery in Southampton and its region cAD700-1400. University of Southampton, Faculty of Humanities, 2011. Doctoral Thesis.
Cheung M.-C., Law D., Yip J., Wong C.W.Y. Emotional Responses to Visual Art and Commercial Stimuli: Implications for Creativity and Aesthetics. 2019. Frontiers in Psychology, 10.
Petrenko V.F., Korotchenko E.A. Metaphor as a basic mechanism of art (painting) Psychology in Russia: State of the Art, 2012, pp. 531-556.
Phillips B. The Shifting Border Between Perception and Cognition. Nous, 2019, vol. 53(2), pp. 316–346.
Thompson E. Mind in Life. Biology, Phenomenology and the Sciences of Mind. Cambridge MA, 2007.
Copyright (c) 2024 Nadezhda A. Kiseleva, Victoria N. Galyapina

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.