СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

  • Ivan V. Malyshev Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского https://orcid.org/0000-0002-4191-6555
Ключевые слова: социально-психологические особенности личности, индивидуально-психологические характеристики, преодолевающее поведение, зависимость, наркотическая зависимость, личность подростков, копинг-стрессовые стратегии

Аннотация

Обоснование. В статье раскрывается проблематика личности подростков с разными проявлениями наркотической зависимости с точки зрения копинг-стрессовых стратегий. В теоретической части статьи обосновывается актуальность проблемы в современных условиях действительности. Подчеркивается необходимость изучения данных явлений. Раскрыты основные дефиниции: личность подростков, индивидуальные и социально-психологические особенности личности, преодолевающее поведение, копинг-стрессовые стратегии, наркотическая зависимость.

Цель. Изучение социально-психологических и индивидуальных характеристик личности и преодолевающего поведения подростков с разной степенью наркотической зависимости

Материалы и методы. В качестве методов психодиагностического исследования применены: личностный опросник Р.Кеттелла; методика на определение мотивов употребления наркотиков Аксючица; тест на определение копинг-механизмов Р. Лазаруса и С. Фолькмана. Выборку исследования составили подростки от 13 до 16 лет в количестве 90 испытуемых.

Результаты. Представлена характеристика индивидуальных и социально-психологических составляющих личности подростков с разным проявлением наркотической зависимости. Помимо этого, рассматриваются мотивационная составляющая личности подростков, а именно мотивы употребления наркотических веществ. Далее анализируются на эмпирическом уровне составляющие преодолевающего поведения у подростков с разным уровнем зависимости. После проведенного количественно-качественного анализа данных проведен статистический анализ с применением непараметрического критерия.

Выводы. В группе подростков с высоким уровнем наркотической зависимости ярко проявляются атарактические мотивы. Также в группах подростков с разным проявлением наркотической зависимости, а именно склонных к наркотической зависимости (не употребляющие систематически) и наркозависимых подростков, отмечается частая раздражительность, колебания настроения, импульсивность, в целом эмоциональная неустойчивость и низкая нормативность поведения. Общение с окружающими носит поверхностный характер, социальные контакты и их эмоциональная составляющая связаны в основном c получением удовлетворения от употребления наркотиков и т.д.  Для групп подростков с проявлениями зависимости характерно превалирование следующих копинг-стратегий: «Принятие ответственности», «Бегство-избегание», «Дистанцирование», «Самоконтроль».

EDN: GLNUKX

GLNUKX.png

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ivan V. Malyshev, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

доцент кафедры, кандидат психологических наук, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, факультет психолого-педагогического и специального образования, Педагогический институт

Литература

Список литературы

Акименко А.К. Стратегии адаптивного поведения молодежи и их характеристика // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 1. С. 63-74. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-1-63-74

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3-19.

Галяутдинова Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №1. С. 232-235.

Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

Дементий, Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. №3. С. 20-25.

Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.О. Социальная психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Форум; Инфра-М, 2006. 416 с.

Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 448 с.

Малышев И.В. Адаптационные возможности выпускников школ в условиях изменяющегося общества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. Вып. 3(7). С. 267-273. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-3-267-273

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал // Психологические проблемы. М.: «Дело», 1994. 216 с.

Олпорт Г. Становление: основные положения психологии личности. Избранные труды. М.: «Смысл», 2002. С. 166-216.

Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

Сухов А. Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 600 с.

Фризен М.А., Плотницкая М.Р., Кузьмина М.В. Психологические характеристики саморазвития формирующейся личности // Вестник ЧГПУ. 2015. №10. С. 166-172.

Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267-283. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.267

Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion // Monat A. and Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991. P. 207-227. https://doi.org/10.7312/mona92982-018

Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Monat A., Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991. P. 189-206. https://doi.org/10.7312/mona92982-017

Lazarus R.S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publ., 1984. 141 p.

Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotions and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // European Journal of Personality. 1987. Vol. 1. P. 141. https://doi.org/10.1002/per.2410010304

McCrae R. R., Costa Jr. P. T. Personality Trait Structure as a Human Universal // American Psychologist. 1997. Vol. 52. P. 509-516. https://doi.org/10.1037/0003-066X.52.5.509

References

Akimenko A.K. Strategies of adaptive behavior of young people and their characteristics. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija [Bulletin of the Saratov University. New series. Series Acmeology of education. Developmental psychology], 2014, vol. 3, issue. 1, pp. 63-74. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2014-3-1-63-74

Ananyev B.G. Man as an object of knowledge. St. Petersburg: Piter, 2001, 288 p.

Antsyferova L.I. Personality in difficult life conditions: rethinking, transformation of situations and psychological defense. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1994, vol. 15, no. 1, pp. 3-19.

Galyautdinova S.I., Akhmadeeva E.V. On the problem of understanding addiction and dependence by domestic and foreign researchers. Izvestija Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], 2013, vol. 18, no. 1, pp. 232-235.

Gulina M.A. Dictionary and reference book on social work. St. Petersburg: Piter, 2008, 400 p.

Dementiy L.I. On the Problem of Diagnostics of Social Context and Coping Behavior Strategies. Zhurnal prikladnoj psihologii [Journal of Applied Psychology], 2004, no. 3, pp. 20-25.

Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Krasnikov M.O. Social Psychology: A Textbook for Higher Education Institutions. Moscow: Forum; Infra-M, 2006, 416 p.

Cordwell M. Psychology. A - Z: Dictionary and reference book. M.: FAIR-PRESS, 2000, 448 p.

Malyshev I.V. Adaptation Capabilities of School Graduates in a Changing Society. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija [Bulletin of the Saratov University. New series. Acmeology of education. Developmental psychology], 2013, vol. 2, no. 3(7), pp. 267-273. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2013-2-3-267-273

Mitina L.M. Teacher as a person and professional. Psichologicheskie problemy [Psychological problems]. Moscow, Delo, 1994, 216 p.

Allport G. Formation: the main provisions of personality psychology. Selected works. Moscow: Smysl, 2002, pp. 166-216.

Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psychology of Personality Adaptation. Analysis. Theory. Practice. St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2006, 479 p.

Sukhov A.N., Bodalev A.A., Kazantsev V.N. et al. Social Psychology: A Textbook for Students of Higher Education Institutions. Moscow: Academy Publ., 2001, 600 p.

Friesen M.A., Plotnitskaya M.R., Kuzmina M.V. Psychological characteristics of self-development of the developing personality. Izvestija ChSPU [Bulletin of ChSPU], 2015, no. 10, pp. 166-172.

Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: a theoretically based approach. J. of Personality and Social Psychology, 1989, vol. 56, pp. 267-283. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.267

Folkman S., Lazarus R. S. Coping and emotion. Monat A. and Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991, pp. 207-227. https://doi.org/10.7312/mona92982-018

Lazarus R. S., Folkman S. The concept of coping. Monat A., Lazarus R. S. Stress and Coping. N.Y., 1991, pp. 189-206. https://doi.org/10.7312/mona92982-017

Lazarus R.S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer Publ., 1984, 141 p.

Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotions and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman. European Journal of Personality, 1987, vol. 1, p. 141. https://doi.org/10.1002/per.2410010304

McCrae R. R., Costa Jr. P. T. Personality Trait Structure as a Human Universal. American Psychologist, 1997, vol. 52, pp. 509-516. https://doi.org/10.1037/0003-066X.52.5.509

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Malyshev, I. (2024). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-720
Раздел
Психологические исследования