Интеграция электронных библиотечных систем в цифровую образовательную среду вуза: подходы к мониторингу и оценке эффективности

Ключевые слова: электронные библиотечные системы, ЭБС, интеграция с Moodle, LMS Moodle, электронная информационная образовательная среда, ЭИОС, высшее образование

Аннотация

Обоснование. В статье рассматривается динамика и эффективность внедрения электронных библиотечных систем (ЭБС) в электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС) российских вузов. Подчеркивается значимость ЭБС в современном образовательном процессе, их роль в обеспечении доступа к актуальным учебным и научным материалам, а также преимущества, такие как удаленный доступ, равный доступ для всех студентов, удобный поиск информации и т.д. Анализируются методы сбора и интерпретации данных об использовании ЭБС, выявляются трудности внедрения, связанные с отсутствием комплексного взаимодействия между заинтересованными сторонами. Рассматриваются перспективы интеграции ЭБС в системы управления обучением (LMS), такие как Moodle, что может улучшить доступность и эффективность использования библиотечных ресурсов. Статья акцентирует внимание на необходимости совместной работы учебных заведений, разработчиков программного обеспечения для ЭБС и регулирующих органов для максимального раскрытия потенциала ЭБС в образовательном процессе.

Цель исследования – рассмотреть особенности интеграции электронных библиотечных систем в образовательную среду вузов и определить актуальные подходы к мониторингу и аналитической оценке их функционирования.

Материалы и методы исследования включают анализ нормативных документов, изучение статистических данных об использовании электронных библиотечных систем, анализ функциональности специализированных плагинов и инструментов, а также статистических данных, полученных из административных отчетов LMS Moodle.

Результаты. Несмотря на широкое признание роли электронных библиотечных систем в обеспечении доступа к современным образовательным и научным ресурсам, исследование позволило выявить ряд проблем, препятствующих их эффективной интеграции в образовательную среду российских вузов. Основными из них являются: отсутствие единой методологии сбора и интерпретации статистических данных; разнообразие терминологий и подходов к расчёту показателей в различных ЭБС; ограниченная возможность сравнительного анализа и интеграции данных между платформами; недостаточная координация между участниками образовательного процесса (библиотекари, преподаватели, ИТ-специалисты, разработчики ЭБС).

Анализ существующих подходов к интеграции ЭБС в системы управления обучением, такие как Moodle, продемонстрировал их потенциал в повышении доступности и аналитической ценности электронных библиотечных ресурсов. Однако внедрение таких решений сталкивается с техническими и организационными сложностями, включая необходимость разработки специализированных плагинов и API (Application Programming Interface), а также согласования стандартов представления данных.

Установлено, что современные ЭБС обладают широкими возможностями для сбора данных о поведении пользователей: количестве обращений, времени чтения, частоте переходов, популярности тематик и т.п. Однако большинство вузов испытывает трудности при интерпретации этих данных из-за отсутствия унифицированных метрик и рекомендаций по их использованию в управлении образовательным процессом.

Анализ полученных данных позволяет глубже понять специфику использования электронных библиотечных систем в образовательной практике и сформулировать системные рекомендации по дальнейшему развитию их интеграции в цифровую образовательную среду. Практическая значимость исследования заключается в представлении направлений для повышения эффективности применения ЭБС в вузах, создавая основу для последующего проектирования целостных подходов к мониторингу, анализу и интеграции данных систем в образовательный процесс.

EDN: ZYOMGV

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana O. Potapova, Красноярский государственный аграрный университет

кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры Психологии, педагогики и экологии человека

Nikolai D. Ambrosenko, Красноярский государственный аграрный университет

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры Информационные технологии и математическое обеспечение информационных систем

Olga A. Lysak, Красноярский государственный аграрный университет

заведующая Информационно-методическим отделом научной библиотеки

Литература

Амбросенко, Н. Д., Лысак, О. А., & Потапова, С. О. (2024). Показатели цифровой активности пользователей ЭБС в Красноярском ГАУ и способы их повышения. В Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (с. 561-564). Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. EDN: https://elibrary.ru/mcjtkc

Амбросенко, Н. Д., Лысак, О. А., & Потапова, С. О. (2024). Анализ эффективности практических приемов для привлечения студентов к регистрации и использованию электронных библиотечных систем (ЭБС) в вузе. Проблемы современного образования, (6), 260-274. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2024-6-260-274 EDN: https://elibrary.ru/jvjhrk

Бейлина, Е. Н., & Каплин, Р. Е. (2023). ЭБС-2023: тренд на разнообразие форматов и сервисов. Университетская книга, (10), 34-43. EDN: https://elibrary.ru/vbqoxs

Гендина, Н. И., & Косолапова, Е. В. (2024). Электронные библиотечные системы в фокусе цифровой дидактики и когнитивных особенностей цифрового поколения. Библиосфера, (1), 7-17. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-7-17 EDN: https://elibrary.ru/ptyqre

Голубева, Е. А., & Смагина, М. В. (2020). Использование потенциала электронных библиотечных систем в образовательной деятельности вуза. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, (50), 211-218. https://doi.org/10.317773/2078-1768-2020-50-211-218 EDN: https://elibrary.ru/mptvcl

ГОСТ Р 57723-2018. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения. (2018). Москва: Издательство стандарта, 18 с.

Ежемесячный рейтинг вузов. (2024). Консорциум СЭБ. URL: https://seb.e.lanbook.com/rat (дата обращения: 03.12.2024)

Иванова, Н. Ю., & Кошелев, А. А. (2024). Дистанционное образование в условиях цифровой трансформации современного вуза. Саратов: Вузовское образование, 87 с. ISBN: 978-5-4487-0945-6 EDN: https://elibrary.ru/uowczd

Носков, М. В., Шершнева, В. А., Барышев, Р. А., & Манушкина, М. М. (2016). Информатизация образования в вузе: актуальные вопросы развития электронных библиотек. Вестник Томского государственного педагогического университета, (1(166)), 151-155. EDN: https://elibrary.ru/vhlubt

Нестерова, А. Н. (2020). Статистика использования электронно-библиотечных систем: стоит ли изобретать велосипед? Университетская книга, (6), 44-47. EDN: https://elibrary.ru/tygafm

Не только контент: новые ценности ЭБС в вузе (2019). Университетская книга, (4), 50-55. EDN: https://elibrary.ru/lxihhg

Федотова, Н. М. (2018). Перспективы электронных библиотечных ресурсов в образовательном процессе вузов. Журнал филологических исследований, 3(2), 10-31. EDN: https://elibrary.ru/xshhtv

Юрайт. Статистика. Обобщенная статистика использования платформы Юрайт (2025). ЭБС Юрайт. URL: https://urait.ru/info/stat (дата обращения: 09.01.2025)

Borisova, A. A., Mikidenko, N. L., & Storozheva, S. P. (2020). Electronic Libraries in the Educational Environment of the University: The Usage of Practices. Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020), 882-888. EDN: https://elibrary.ru/qjhdxj

Bondar, I. (2023). Integration of Electronic Resources in Library Environment of Higher Education Institutions: Advantages and Challenges. Scientific journal. Library Science. Record Studies. Informology, (2), 102-108.

Hapke, T. (2005). ‘In-formation’ of Better Learning Environments - the Educational Role of the University Library. LIBER Quarterly: The Journal of the Association of European Research Libraries, 15(3-4).

Ilahi, R., Widiaty, I., Wahyudin, D., & Abdullah, A. G. (2019). Digital library as learning resources. Journal of Physics: Conference Series, 1402(7), 077044.

Naku, R. K., & Kurniawati, D. (2023). Optimizing The Use Of Digital Libraries In Strengthening Educational Infrastructure In The Era Of Information Disruption. Mahir: Jurnal Ilmu Pendidikan Dan Pembelajaran, 2(3), 187-193.

References

Ambroshenko, N. D., Lysak, O. A., & Potapova, S. O. (2024). Indicators of digital activity of EBS users at Krasnoyarsk State Agrarian University and ways to increase them. In Science and Education: Experience, Problems, Prospects for Development: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference (pp. 561-564). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University. EDN: https://elibrary.ru/mcjtkc

Ambroshenko, N. D., Lysak, O. A., & Potapova, S. O. (2024). Analysis of the effectiveness of practical techniques for attracting students to registration and use of electronic library systems (ELS) at the university. Problems of Modern Education, (6), 260-274. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2024-6-260-274 EDN: https://elibrary.ru/jvjhrk

Beylina, E. N., & Kaplin, R. E. (2023). EBS-2023: trend towards diversity of formats and services. University Book, (10), 34-43. EDN: https://elibrary.ru/vbqoxs

Gendina, N. I., & Kosolapova, E. V. (2024). Electronic library systems in the focus of digital didactics and cognitive features of the digital generation. Bibliosphere, (1), 7-17. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2024-1-7-17 EDN: https://elibrary.ru/ptyqre

Golubeva, E. A., & Smagina, M. V. (2020). Use of the potential of electronic library systems in educational activities of the university. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, (50), 211-218. https://doi.org/10.317773/2078-1768-2020-50-211-218 EDN: https://elibrary.ru/mptvcl

GOST R 57723-2018. Information and Communication Technologies in Education. Electronic Library Systems. General Provisions. (2018). Moscow: Standard Publishing House. 18 p.

Monthly university ranking. (2024). Consortium of EBS. URL: https://seb.e.lanbook.com/rat (Accessed: December 3, 2024)

Ivanova, N. Yu., & Koshelev, A. A. (2024). Distance learning in the context of digital transformation of modern universities. Saratov: University Education. 87 p. ISBN: 978-5-4487-0945-6 EDN: https://elibrary.ru/uowczd

Noskov, M. V., Shershneva, V. A., Baryshev, R. A., & Manushkina, M. M. (2016). Informatization of education at the university: current issues of development of electronic libraries. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, (1(166)), 151-155. EDN: https://elibrary.ru/vhlubt

Nesterova, A. N. (2020). Statistics of the use of electronic library systems: is it worth reinventing the wheel? University Book, (6), 44-47. EDN: https://elibrary.ru/tygafm

Not only content: new values of EBS in the university (2019). University Book, (4), 50-55. EDN: https://elibrary.ru/lxihhg

Fedotova, N. M. (2018). Prospects of electronic library resources in the educational process of universities. Journal of Philological Research, 3(2), 10-31. EDN: https://elibrary.ru/xshhtv

Urait. Statistics. General statistics of Urait platform usage (2025). Urait EBS. URL: https://urait.ru/info/stat (Accessed: January 9, 2025)

Borisova, A. A., Mikidenko, N. L., & Storozheva, S. P. (2020). Electronic Libraries in the Educational Environment of the University: The Usage of Practices. Proceedings of the International Scientific Conference “Digitalization of Education: History, Trends and Prospects” (DETP 2020), 882-888. EDN: https://elibrary.ru/qjhdxj

Bondar, I. (2023). Integration of Electronic Resources in Library Environment of Higher Education Institutions: Advantages and Challenges. Scientific journal. Library Science. Record Studies. Informology, (2), 102-108.

Hapke, T. (2005). ‘In-formation’ of Better Learning Environments - the Educational Role of the University Library. LIBER Quarterly: The Journal of the Association of European Research Libraries, 15(3-4).

Ilahi, R., Widiaty, I., Wahyudin, D., & Abdullah, A. G. (2019). Digital library as learning resources. Journal of Physics: Conference Series, 1402(7), 077044.

Naku, R. K., & Kurniawati, D. (2023). Optimizing The Use Of Digital Libraries In Strengthening Educational Infrastructure In The Era Of Information Disruption. Mahir: Jurnal Ilmu Pendidikan Dan Pembelajaran, 2(3), 187-193.


Опубликован
2025-08-31
Как цитировать
Potapova, S., Ambrosenko, N., & Lysak, O. (2025). Интеграция электронных библиотечных систем в цифровую образовательную среду вуза: подходы к мониторингу и оценке эффективности. Russian Journal of Education and Psychology, 16(3). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-3-694
Раздел
Педагогические исследования