Рабочая тетрадь как инструмент повышения эффективности образовательного процесса
Аннотация
Обоснование. Результаты обучения зависят от многих факторов, одним из которых является мотивация обучающихся. Этот аспект является самым труднодостижимым в рамках высшего образования. Дисциплины гуманитарного цикла часто рассматриваются как некая дополнительная нагрузка, не имеющая особого значения для развития профессиональных компетенций. Перед преподавателями непрофильных дисциплин высших учебных заведений стоит особая задача – повышать мотивацию обучающихся, вызывать интерес к своему предмету. Одним из средств повышения мотивации является использование в учебном процессе разнообразных обучающих средств, обеспечивающих доступность и наглядность учебной информации.
Цель. Основная цель предлагаемой работы – описать особенности средств предоставления учебного материала, используемых на кафедре иностранного и латинского языков Тверского государственного медицинского университета. Таким средством является рабочая тетрадь. В статье описаны преимущества выбранного подхода, приведена статистическая информация, подтверждающая эффективность использования подобных обучающих средств.
Материалы и методы. В качестве методов исследования применялся анализ локального педагогического опыта, педагогическое наблюдение, статистический анализ данных.
Результаты. Как показало исследование, рабочая тетрадь, описываемая в статье, представляет собой методико-дидактическое средство, эффективность которого обеспечивается за счет факторов доступности и наглядности. Доступность учебной информации рабочей тетради определяется её структурированностью. Наглядность реализуется применением комплексного подхода, в рамках которого одновременно отрабатывается и лексический, и грамматический материал, а также сочетаются разные языковые навыки.
Область применения результатов. Описанная в статье модель может быть применена в практике обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов.
EDN: LXQLRT
Скачивания
Литература
Бордонская, Л. А., Голобокова, Г. И. (2013). Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство. Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения, 6(53), 51-66. EDN: https://elibrary.ru/rtmcn
Гавриленко, Н. Г., Соколова, А. Ю. (2024). Иностранный язык специальности (английский). Модуль 1: Рабочая тетрадь для студентов 2 курса, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальности «Лечебное дело». Тверь: Тверской ГМУ Минздрава России, 92 с.
Гавриленко, Н. Г., Соколова, А. Ю. (2023). Иностранный язык (английский). Модуль 1-2: Рабочая тетрадь для студентов 1 курса, обучающихся по основной образовательной программе высшего образования по специальностям 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 37.05.01 Клиническая психология. Тверь: Тверской ГМУ Минздрава России, 92 с.
Данилов, О. Е. (2013). Печатная рабочая тетрадь для обучаемого как часть учебно-методического комплекса дисциплины. Молодой ученый, 4(51), 552-555. EDN: https://elibrary.ru/pyhziz
Соколова, А. Ю. (2022). Личностно ориентированная системная иерархическая модель преподавания иностранных языков. Лингвистика и образование, 2(1), 74-83. https://doi.org/10.48612/astgmu/2022-2-1-74-83 EDN: https://elibrary.ru/xkmdll
Соколова, А. Ю. (2018). Основные принципы функционально-стилистического диахронического исследования. Балтийский гуманитарный журнал, 7(4), 117-119. EDN: https://elibrary.ru/ythodz
Ханипова, Е. Х. (2015). Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения. Инновации в науке, 10(47), 76-79. EDN: https://elibrary.ru/unewxh
Benning, I., Agyei, D. D. (2016). Effect of Using Spreadsheet in Teaching Quadratic Functions on the Performance of Senior High School Students. International Journal of Education, Learning and Development, 4(1), 11-29.
Harahap, F. Dwi, S., Hanim, F. (2017). The Effect of Students’ Workbook Based on Skill of Science and Motivation Process toward Learning Outcomes at Grade 4 SDNegeri 164330 Tebingtinggi. IOSR Journal of Research & Method in Education (IOSR-JRME), 7, 57-61.
Ristevska, M., Kocoska, J., Gramatkovski, B., Sivakova, D. (2015). The role of workbooks in the learning process in primary schools in the Republic of Macedonia. International Journal of Innovation and Applied Studies, 11(3), 691-698.
Savignon, S. J. (2000). Communicative language teaching. In: Routledge Encyclopedia of Language Teaching and Learning / Byram Michael. London: Routledge, 125-129.
Eckman, F. R. (Ed.). (1995). Second language acquisition: theory and pedagogy. University of Wisconsin-Milwaukee, 435 p.
Utami Alvi, Aminatun, D., Fatriana, N. (2020). Student workbook use: does it still matter to the effectiveness of students’ learning? Journal of English Language Teaching and Learning, 1, 7-12. https://doi.org/10.33365/jeltl.v1i1.247 EDN: https://elibrary.ru/coriot
References
Bordonskaya, L. A., & Golobokova, G. I. (2013). Student workbook of a modern university as a multifunctional didactic tool. Scientific Notes of ZabSU. Series: Professional Education, Theory and Methods of Teaching, 6(53), 51-66. EDN: https://elibrary.ru/rtmcn
Gavrilenko, N. G., & Sokolova, A. Y. (2024). Foreign language for special purposes (English). Module 1: Workbook for 2nd-year students studying in the main educational program of higher education in the specialty “General Medicine”. Tver: Tver SMU of the Ministry of Health of Russia, 92 p.
Gavrilenko, N. G., & Sokolova, A. Y. (2023). Foreign language (English). Module 1-2: Workbook for 1st-year students studying in the main educational program of higher education in specialties 31.05.01 General Medicine, 31.05.02 Pediatrics, 31.05.03 Dentistry, 37.05.01 Clinical Psychology. Tver: Tver SMU of the Ministry of Health of Russia, 92 p.
Danilov, O. E. (2013). Printed workbook for learners as part of the educational and methodological complex of the discipline. Young Scientist, 4(51), 552-555. EDN: https://elibrary.ru/pyhziz
Sokolova, A. Y. (2022). Personality-oriented systemic hierarchical model of teaching foreign languages. Linguistics and Education, 2(1), 74-83. https://doi.org/10.48612/astgmu/2022-2-1-74-83 EDN: https://elibrary.ru/xkmdll
Sokolova, A. Y. (2018). Basic principles of functional-stylistic diachronic research. Baltic Humanitarian Journal, 7(4), 117-119. EDN: https://elibrary.ru/ythodz
Hanipova, E. H. (2015). Workbook as a didactic learning tool. Innovations in Science, 10(47), 76-79. EDN: https://elibrary.ru/unewxh
Benning, I., & Agyei, D. D. (2016). Effect of using spreadsheet in teaching quadratic functions on the performance of senior high school students. International Journal of Education, Learning and Development, 4(1), 11-29.
Harahap, F., Dwi, S., & Hanim, F. (2017). The effect of students’ workbook based on skill of science and motivation process toward learning outcomes at Grade 4 SDNegeri 164330 Tebingtinggi. IOSR Journal of Research & Method in Education (IOSR-JRME), 7, 57-61.
Ristevska, M., Kocoska, J., Gramatkovski, B., & Sivakova, D. (2015). The role of workbooks in the learning process in primary schools in the Republic of Macedonia. International Journal of Innovation and Applied Studies, 11(3), 691-698.
Savignon, S. J. (2000). Communicative language teaching. In: Routledge Encyclopedia of Language Teaching and Learning (pp. 125-129). London: Routledge.
Eckman, F. R. (Ed.). (1995). Second language acquisition: theory and pedagogy. University of Wisconsin-Milwaukee, 435 p.
Utami Alvi, Aminatun, D., & Fatriana, N. (2020). Student workbook use: does it still matter to the effectiveness of students’ learning? Journal of English Language Teaching and Learning, 1, 7-12. https://doi.org/10.33365/jeltl.v1i1.247 EDN: https://elibrary.ru/coriot
Copyright (c) 2025 Natalya G. Gavrilenko, Alina Yu. Sokolova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.