Педагогическая профилактика правонарушений в Интернете у подростков в общеобразовательной организации
Аннотация
Обоснование. Подростки, не осознавая своей ответственности за действия в сети, становятся уязвимыми к различным рискам, в частности, кибербуллингу и интернет-мошенничеству. В связи с ростом киберпреступности, а также увеличением числа подростков, инициирующих киберпреступления, было решено провести исследование для выявления наличия у обучающихся склонности к совершению киберпреступлений и определения уровня осведомленности обучающихся о существующих угрозах Интернета.
Цель – выявление факторов, способствующих совершению правонарушений в цифровом пространстве, а также разработка эффективных методов и подходов к обучению подростков безопасному поведению в Интернете.
Материалы и методы. В ходе исследования были проанализированы существующие подходы к обучению кибергигиене и цифровой этике, а также проведены эмпирические исследования, направленные на оценку уровня знаний подростков о кибербезопасности и их склонности к рискованному поведению. В качестве основной диагностической методики был выбран опросник «Оценка склонности к риску» Г. Шуберта в адаптации М. А. Котика.
Результаты. Результаты показали, что существует отрицательная корреляция между уровнем знаний о кибербезопасности и склонностью к риску, что подчеркивает важность образовательных программ, направленных на повышение осведомленности подростков о возможных угрозах в сети.
Авторы предлагают проведение тематических занятий в рамках внеурочного курса, которые помогут подросткам развить навыки критического мышления и ответственности за свои действия в Интернете. Исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к проблеме, включая совместную работу между педагогами, родителями и самими подростками, что позволит создать безопасную образовательную среду и снизить уровень правонарушений в сети.
EDN: WVZHQF
Скачивания
Литература
Список литературы
Digital 2024 April Global Statshot Report. (2024). Сервис DataReportal. Получено с https://datareportal.com/reports/digital-2024-april-global-statshot (дата обращения: 20.08.2024).
Синогина, Е. С., & Ломовская, С. А. (2023). Механизм киберсоциализации школьников. В сборнике: Наставничество как трансфер к новым возможностям в образовании: модели, формы, перспективы, риски (с. 203–208). Арзамас: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.
Гатина, Е. Е., & Ломовская, С. А. (2022). Информационная безопасность несовершеннолетних. В сборнике: Безопасность общества и вызовы времени: проблемы, события, судьбы (с. 20–25). Химки: Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кузина, Л. С., & Стрельцова, Е. А. (2023). Дети в интернете. Москва: НИУ ВШЭ. Получено с https://issek.hse.ru/news (дата обращения: 10.05.2024).
Кильдюшкин, Р. (2024). Российских подростков беспокоит травля в интернете. Газета.Ru. Получено с https://www.gazeta.ru/tech/news (дата обращения: 16.05.2024).
Кочкина, Э. Л. (2017). Определение понятия «киберпреступление». Отдельные виды киберпреступлений. Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения, (3), 162–169.
Кузнецова, Е. В. (2017). Общесоциальные меры профилактики деструктивного влияния информационного пространства сети Интернет на несовершеннолетних. Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, (4), 117–122.
Ломовская, С. А., & Синогина, Е. С. (2021). Модели аддиктивного поведения в контексте интернет-зависимости. В сборнике: Профессиональное образование: проблемы и достижения (с. 179–184). Томск: Томский государственный педагогический университет.
МВД Российской Федерации. Официальный сайт. (2024). Получено с https://70.мвд.рф/ (дата обращения: 10.05.2024).
Орлова, Д. А. (2019). Преступления несовершеннолетних в Интернет-пространстве. Шаг в науку, (4), 109–112.
Попов, В. В., Ерохина, А. В., & Черкасова, С. В. (2022). Юридическая ответственность несовершеннолетних граждан за противоправные действия в сети Интернет (сравнительно-правовой аспект). Вестник Московского университета МВД России, (5), 202–207.
Крюкова, Е. М. (2022). Деятельность органов внутренних дел по выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в сети «Интернет». Аллея науки, 1(12)*, 433–436.
Хаметдинова, Г. Ф. (2021). Профилактика правонарушений и асоциальных явлений среди несовершеннолетних, совершаемых в сети Интернет. Вестник Могилевского института МВД, (1), 50–54.
Романова, Т. В. (2019). Способы профилактики преступного поведения детей в сети Интернет. В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления (с. 233–236). Ульяновск: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда».
References
DataReportal. (2024). Global Statshot Report: April 2024. Retrieved August 20, 2024, from https://datareportal.com/reports/digital-2024-april-global-statshot
Sinogina, E. S., & Lomovskaya, S. A. (2023). Mechanism of cyber socialization of schoolchildren. In Mentoring as a Transfer to New Opportunities in Education: Models, Forms, Perspectives, Risks (pp. 203–208). Arzamas: National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod.
Gatina, E. E., & Lomovskaya, S. A. (2022). Information security of minors. In Security of Society and Time Challenges: Problems, Events, Destinies (pp. 20–25). Khimki: Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation.
Kuzina, L. S., & Streltzova, E. A. (2023). Children on the Internet. Moscow: Higher School of Economics. Retrieved May 10, 2024, from https://issek.hse.ru/news
Kil'dyushkin, R. (2024). Cyberbullying concerns Russian teenagers. Gazeta.Ru. Retrieved May 16, 2024, from https://www.gazeta.ru/tech/news
Kochkina, E. L. (2017). Definition of the term "cybercrime". Separate types of cybercrimes. Siberian Criminal Procedural and Forensic Readings, (3), 162–169.
Kuznetsova, E. V. (2017). General social measures for preventing destructive influences of the Internet information space on minors. Scientific Works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries, (4), 117–122.
Lomovskaya, S. A., & Sinogina, E. S. (2021). Models of addictive behavior in the context of Internet addiction. In Professional Education: Problems and Achievements (pp. 179–184). Tomsk: Tomsk State Pedagogical University.
Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. (2024). Official website. Retrieved May 10, 2024, from https://70.мвд.рф/
Orlova, D. A. (2019). Juvenile crimes in cyberspace. Step into Science, (4), 109–112.
Popov, V. V., Erokhina, A. V., & Cherkasova, S. V. (2022). Legal responsibility of minor citizens for illegal actions on the Internet (comparative legal aspect). Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, (5), 202–207.
Kryukova, E. M. (2022). Police efforts to detect and prevent violations committed by minors on the Internet. Alley of Science, 1(12), 433–436.
Khametdinova, G. F. (2021). Preventing offenses and antisocial phenomena among minors in the Internet. Bulletin of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, (1), 50–54.
Romanova, T. V. (2019). Ways to prevent criminal behavior of children on the Internet. In Topical Issues of Law, Economy and Management (pp. 233–236). Ulyanovsk: Limited Liability Company "Publishing House Sreda".
Просмотров аннотации: 63 Загрузок PDF: 50
Copyright (c) 2025 Sofia A. Lomovskaya, Elena E. Gatina, Antonina A. Zatomskaya

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.