Защита Отечества в произведениях художественной литературы: проектирование курсов повышения квалификации в постдипломном образовании

  • Irina A. Sherstobitova Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского
  • Tatiana V. Kot Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского
Ключевые слова: постдипломное образование педагога, методические дефициты, интеграция предметных областей, основы безопасности и защита Родины, литература, концептно-ориентированная (воспитательная) задача

Аннотация

Обоснование. Усложнение задач становления школьника как гражданина Российской Федерации требует формирования соответствующих компетенций у педагогов. В статье обосновывается актуальность и необходимость устранения методических дефицитов педагогов в области воспитания у обучающихся гражданского самосознания, анализируются результаты проведения курсов повышения квалификации по данной тематике. Приводится пример организации интегративного обучения предметным областям «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины» в рамках военно-гуманитарного компонента содержания новой модели образовательной деятельности по формированию гражданского самосознания.

Цель – апробация  модели повышения квалификации педагогов на основе интеграции предметных областей «Литература» и «Основы безопасности и защита Родины», направленная на устранение методических дефицитов педагогов по формированию гражданского самосознания у обучающихся средствами обращения к художественной литературе, включающей военно-гуманитарный компонент, и проверка готовности педагогов к реализации этой модели.

Материалы и методы. Основным методом исследования был контент-анализ концептно-ориентированных задач (решения педагогической ситуации патриотического поведения в романе А.А. Фадеева «Молодая гвардия»), проведённый в рамках модуля ДПП «Освоение концептов в процессе формирования гражданской идентичности на интегрированных уроках предметных областей «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», включённого в программы кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека и кафедры филологического образования СПб АППО им. К.Д. Ушинского.

Результаты. Контент-анализ позволил выявить, что педагоги понимают: необходимо проявлять педагогическую мобильность в решении вопросов формирования гражданственности в новых реалиях образовательного процесса. Эмпирические данные констатирующего и формирующего экспериментов послужили основанием для подтверждения актуальности модуля курса повышения квалификации «Основы безопасности и защита Родины» и Литература» в контексте требований обновлённых ФГОС», уточнения разрабатываемой модели будущих курсов обучения предметам «Основы безопасности и защита Родины (ОБЗР)» и «Литература» на интегративной основе, расширения тематики модуля курсов повышения квалификации педагогов с включением  предметных областей «История», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)».  Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование интеллектуально-личностных качеств современного педагога в рамках расширения методических компетенций педагогов по формированию гражданской позиции у обучающихся, будет продолжена в направлении дальнейших исследований в области формирования и развития воспитательного компонента образования взрослых в рамках постдипломного образования педагогов.

EDN: EWYLJW

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Irina A. Sherstobitova, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского

заведующий кафедрой филологического образования, доцент, канд. пед. наук

Tatiana V. Kot, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского

и.о. заведующего кафедрой педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека, доцент, канд. псих. наук

Литература

Список литературы

Айзман, Р. И., & Королёв, В. А. (2012). Значение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в современной подготовке школьников. Сибирский педагогический журнал, (7), 210–215.

Алексашина, И. Ю. (2000). Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. Санкт-Петербург: СпецЛит.

Афанасов, А. В. (2014). Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи: методические материалы. Ярославль: РИО ЯГПУ.

Бабанский, Ю. К. (2009). Педагогика: Курс лекций. Москва: Владос. 348 с.

Баева, Л. В. (2013). Гражданское самосознание молодёжи в современной России и проблема культурной безопасности. Человек. Сообщество. Управление, (3), 109–118.

Бердяев, Н. А. (1997). Русская идея: Основные проблемы русской мысли ХIХ века и начала ХХ века. Судьба России. Москва: Сварог и К. 540 с.

Бондаревская, Е. В. (1999). Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Москва; Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель». 560 с.

Вершловский, С. Г., & Матюшкина, М. Д. (2005). Анкетный опрос в социально-педагогическом исследовании: учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбАППО. 104 с.

Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., & Тишков, В. А. (2011). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2-е изд.). Москва: Просвещение.

Коменский, Я. А. (1982). Избранные педагогические произведения (Т. 2). Москва. 576 с.

Кулюткин, Ю. Н. (1993). Интеграция знаний учителя как психологическая проблема. В Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Межвузовский сборник научных трудов (с. 10–17). Самара: Издательство СамГПИ.

Кулюткин, Ю. Н. (2002). Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: проблемные очерки. Санкт-Петербург: СпецЛит. 96 с.

Макаренко, А. С. (1988). Воспитание гражданина. Москва: Просвещение. 304 с.

Михалёва, Т. И. (2005). Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности. Москва: Школьная библиотека. 128 с.

Остапенко, А. А. (2016). Стихийные и организованные процессы в образовании. Краснодар. 200 с.

Полякова, Л. А., & Махонина, Е. В. (2024). Актуальные вопросы преподавания ОБЖ с учётом требований новых ФГОС. Актуальные исследования, (35), часть II, 46–49.

Сулейманов, Т. Ф., & Кашапов, У. А. (2021). Религиозный характер русского патриотизма. Инклюзия в образовании, 6(1), 6–21.

Сухомлинский, В. А. (1980). Родина в сердце. Москва: Издательство «Молодая гвардия». 192 с.

Ушинский, К. Д. (1950). Собрание сочинений (Т. 10). Москва: Учпедгиз. 668 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС CОО): Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 413 / Министерство просвещения Российской Федерации. (2022). Москва: Просвещение.

Фролов, В. А. (2018). Духовность как основа патриотизма. Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей VI Всероссийской научно-практической конференции (в 2 частях, ч. 1, с. 221–225). Самара: Издательство Самарского государственного экономического университета.

Шерстобитова, И. А. (2017). Концепты как средство раскрытия интеграционного содержания образования (монография). Издательство Ламберт. 96 с.

Шерстобитова, И. А., & Кот, Т. В. (2024). К вопросу мировоззренческих дефицитов и их преодоления в рамках повышения квалификации в постдипломном образовании. А. О. Кравцов (Ред.), Здоровьесбережение и здоровьесозидание в современном образовательном пространстве: сборник статей и методических материалов по итогам всероссийского научно-практического семинара (с. 104–115). Наукоемкие технологии.

Шерстобитова, И. А. (2024). Опыт создания школы волонтёров чтения. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов (вып. 82, ч. 3, с. 414–417). РИО ГПА.

Шинкарева, Н. И., & Петрова, Л. А. (2017). Патриотизм и гражданственность как нравственные основы формирования личности обучающихся. Студенческая наука Подмосковью: материалы Международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 25–26 апреля 2017 г. (с. 702–704). Изд-во Гос. гуманитарно-технологического ун-та.

Шиповская, Л. Б. (2010). Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России. Астрахань. 94 с.

Piirimae, E. (2009). Dying for the fatherland: Thomas Abbt's theory of aesthetic patriotism. History of European Ideas, 35(2), 194–208. https://doi.org/10.1016/j.histeuroideas.2008.09.003

References

Aizman, R. I., & Korolev, V. A. (2012). Significance of the course "Fundamentals of Life Safety" in modern school education. Siberian Pedagogical Journal, (7), 210–215.

Alexashina, I. Yu. (2000). Pedagogical idea: genesis, comprehension, embodiment: Practical methodology for solving pedagogical problems. Saint Petersburg: SpecLit.

Afanasov, A. V. (2014). Civil and patriotic education of youth: Methodological materials. Yaroslavl: RIO YGPU.

Babansky, Yu. K. (2009). Pedagogy: Lecture course. Moscow: Vlados. 348 p.

Baeva, L. V. (2013). Civic consciousness of youth in modern Russia and the problem of cultural security. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie, (3), 109–118.

Berdyaev, N. A. (1997). Russian Idea: Major Problems of Russian Thought of the Nineteenth and Early Twentieth Centuries. Fate of Russia. Moscow: Svarog i K. 540 p.

Bondarevskaya, E. V. (1999). Pedagogy: Personality in Humanistic Theories and Systems of Education. Moscow; Rostov-on-Don: TC "Uchitel". 560 p.

Vershlovsky, S. G., & Matyushkina, M. D. (2005). Questionnaire Survey in Social and Pedagogical Research: Tutorial. Saint Petersburg: SPbAPPO. 104 p.

Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., & Tishkov, V. A. (2011). Concept of Spiritual and Moral Development and Education of Citizen of Russia (2nd ed.). Moscow: Prosveshcheniye.

Komensky, J. A. (1982). Selected Pedagogical Works (Vol. 2). Moscow. 576 p.

Kulyutkin, Yu. N. (1993). Integration of teacher's knowledge as a psychological problem. In Problems of Integration and Differentiation in Training and Retraining of Pedagogical Staff: Intercollegiate Collection of Scientific Works (pp. 10–17). Samara: Samara State Pedagogical Institute.

Kulyutkin, Yu. N. (2002). Value-meaning orientations of modern education: problematic sketches. Saint Petersburg: SpecLit. 96 p.

Makarenko, A. S. (1988). Upbringing of a citizen. Moscow: Prosveshcheniye. 304 p.

Mikhaleva, T. I. (2005). Literature on the Great Patriotic War in civic identity formation. Moscow: School Library. 128 p.

Ostapenko, A. A. (2016). Spontaneous and organized processes in education. Krasnodar. 200 p.

Polyakova, L. A., & Makhonina, E. V. (2024). Current issues of teaching life safety basics taking into account requirements of new Federal State Educational Standards. Current Research, (35), Part II, 46–49.

Suleimanov, T. F., & Kashapov, U. A. (2021). Religious character of Russian patriotism. Inclusion in Education, 6(1), 6–21.

Sukhomlinskiy, V. A. (1980). Homeland in heart. Moscow: Molodaya Gvardiya. 192 p.

Ushinsky, K. D. (1950). Collected Works (Vol. 10). Moscow: Uchpedgiz. 668 p.

Federal State Educational Standard of Primary General Education (FSES PO): Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 413 of August 12, 2022. Ministry of Education of the Russian Federation. (2022). Moscow: Prosveshcheniye.

Frolov, V. A. (2018). Spirituality as the basis of patriotism. In Russian Science: Current Research and Developments: Proceedings of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference (Part 1, pp. 221–225). Samara: Samara State University of Economics Publishing House.

Sherstobitova, I. A. (2017). Concepts as a tool for revealing integrative content of education (Monograph). Lambert Academic Publishing. 96 p.

Sherstobitova, I. A., & Kot, T. V. (2024). On the issue of overcoming ideological deficits in post-diploma continuing education. In A. O. Kravtsov (Ed.), Health Promotion and Creation in Modern Educational Space: Collection of Articles and Methodological Materials Based on the Results of the All-Russian Scientific and Practical Seminar (pp. 104–115). Hi-tech Publishing.

Sherstobitova, I. A. (2024). Experience in establishing a reading volunteer school. In Problems of Modern Pedagogical Education: Collection of Scientific Works (Issue 82, Part 3, pp. 414–417). Publishing Office of GP Academy.

Shinkareva, N. I., & Petrova, L. A. (2017). Patriotism and citizenship as moral foundations for students' personal development. In Student Science for Moscow Region: Proceedings of the International Scientific Conference of Young Scientists, Orekhovo-Zuevo, April 25–26, 2017 (pp. 702–704). State Humanitarian-Technological University Publishing House.

Shipovskaya, L. B. (2010). Citizenship and patriotism education of student youth in modernized Russia. Astrakhan. 94 p.

Piirimae, E. (2009). Dying for the Fatherland: Thomas Abbt's theory of aesthetic patriotism. History of European Ideas, 35(2), 194–208. https://doi.org/10.1016/j.histeuroideas.2008.09.003


Просмотров аннотации: 74
Загрузок PDF: 52

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Sherstobitova, I., & Kot, T. (2025). Защита Отечества в произведениях художественной литературы: проектирование курсов повышения квалификации в постдипломном образовании. Russian Journal of Education and Psychology, 16(1), 73-96. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-685
Раздел
Педагогические исследования