Сетевое моделирование структуры интеллектуальной компетентности
Аннотация
Обоснование. Подростковый возраст характеризуется значительными качественными преобразованиями в физической, интеллектуальной, личностной и духовной сферах человека. Этот этап примечателен значительным улучшением навыков решения проблем, обусловленным развитием концептуального мышления и метакогнитивных способностей в контексте интеллектуального роста. Эти продвинутые мыслительные механизмы являются ключевыми для достижения интеллектуальной компетентности и продуктивности.
Цель. Определение структуры конструкта интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте в тернах его понятийных, метакогнитивных и интенциональных способностей.
Материалы и методы. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление структуры интеллектуальной компетентности в контексте проявлений понятийных способностей, произвольных и непроизвольных метакогнитивных способностей, а также интенциональных способностей у старших подростков. В исследовании приняли участие 90 учащихся в возрасте 14–16 лет из общеобразовательных школ г. Москвы. В исследовании использовались данные следующих методик: «Понятийный синтез» (Холодная М.А., Сиповская Я.И., 2022), «Метод диагностики степени развития рефлексивности» (Карпов А.В., 2016), «Тест сравнения похожих фигур» (Каган Дж., 1966), «Умонастроения» (Сиповская Я.И., 2015) и «Интерпретация» (Сиповская Я.И., 2016).
Результаты. Определены корреляты показателей интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте, которые демонстрируют избирательные корреляции с концептуальными, метакогнитивными и интенциональными способностями. Основные элементы конструкции интеллектуальной компетентности включают навыки, связанные с созданием новых контекстов, управлением интеллектуальной деятельностью и проявлением специализированной интеллектуальной чувствительности. В то же время показатели непроизвольного интеллектуального контроля имеют более слабую связь с интеллектуальной компетентностью. Это позволяет утверждать, что конструкция интеллектуальной компетентности является неоднородной, что отражает различия в функциональной роли и когнитивной сложности ее компонентов.
EDN: YSPSDW
Скачивания
Литература
References
Anan'ev, B. G. (1968). Man as an Object of Cognition. Leningrad: Leningrad State University Press. 288 p.
Andryashchenko, A. S. (2021). Development of systemic thinking in schoolchildren. Education in Russia and Abroad, (6), 147–152.
Artemenkov, S. L. (2012). Initiative-semantical model of divergent creativity. Psychological Science and Education, (3), 1–15.
Artemenkov, S. L. (2017). Network modeling of psychological constructs. Modeling and Data Analysis, (1), 9–28.
Arshinov, V. I. (1999). Synergy as a phenomenon of post-non-classical science. Moscow: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences. 203 p.
Asmolov, A. G. (1990). Psychology of Personality. Moscow: Moscow State University Press. 367 p.
Belyaev, I. A. (2007). Intentionality of holistic worldview. Bulletin of Orenburg State University, (1), 29–35.
Berestneva, O. G. (2005). Simulation of intellectual competence development in students. Bulletin of Tomsk Polytechnic University, 308(2), 152–156.
Budanov, V. G. (2023). Anthroposocial challenges of expanding artificial intelligence. Notes of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 3(2), 23–31. https://doi.org/10.38098/proceedings_2023_03_02_03
Vecker, L. M. (1976). Psychological Processes. Vol. 2. Leningrad: Leningrad State University Press. 343 p.
Gardieva, E. N. (2023). Calibration problem of user trust in artificial intelligence in foreign research. Organizational Psychology and Occupational Psychology, 8(3), 121–146. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2023_28_3_006
Grekova, A. A. (2020). Pseudopathological features of thinking in healthy university students (PhD thesis in psychology). Saint Petersburg. 220 p.
Karel'ov, S. V. (2023). "Goodhart's trap" for AI: Comparative analysis problem of artificial and human intelligence. Notes of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 3(3), 5–23. https://doi.org/10.38098/proceedings_2023_03_03_02
Karpov, A. V. (2003). Reflectivity as a mental trait and its diagnostic method. Psychological Journal, 24(5), 45–57.
Karpov, A. V., & Karpov, A. A. (2022). Structure of metacognitive regulation of information processing: Monograph. Yaroslavl: Filigran'. 816 p.
Kibalkhenko, I. A., & Barankova, M. S. (2021). Diagnosis of conceptual abilities in late adolescents: Relevance, problems, and prospects. In Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Educational Diagnostics: History, Theory, Present Day" (pp. 103–108). Rostov-on-Don: RINH.
Kim, O. G. (2013). Educational activities in small groups as a factor optimizing music lessons in elementary school (PhD dissertation in psychology). Moscow. 169 p.
Kiseleva, T. S. (2006). Study of personal initiative in intellectual activity. In Proceedings of the All-Russian Conference "Psychology of Individuality" (pp. 220–223).
Kozlova, N. V., Sivitskaya, L. A., & Kachalov, N. A. (2006). Innovative educational technologies as a condition for the development of professional competencies of university teachers. Bulletin of Tomsk Polytechnic University, 309(4), 240–243.
Kuhn, T. (1966). The Structure of Scientific Revolutions. Moscow: Nauka. 608 p.
Litvinov, A. V., & Ivolina, T. V. (2013). Metacognition: Concept, structure, connection with intellectual cognitive abilities (based on foreign studies). Contemporary Foreign Psychology, (3), 59–70.
Pavlova, N. D., & Grebenshchikova, T. A. (2017). Analysis of intentions: Foundations, procedure, experience of use. Moscow: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. 151 p.
Pazukhina, S. V. (2021). Reflexions of digital native generation in the VUCA world: Features of studying soft skills in high school students. Concept: Scientific and Methodological Electronic Journal, (12), 121–132. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11085
Polanyi, M. (1985). Personal Knowledge (translated by M. B. Gnedovsky, N. M. Smirnova, B. A. Starostin). Moscow: Progress. 344 p.
Raven, J. (2002). Competence in Modern Society: Discovery, Development, and Realization (translation from English). Moscow: Kogito-Center. 396 p.
Savin, E. Yu. (2002). Conceptual and metacognitive experience as the basis of intellectual competence. In O. G. Kim, Educational Activity in Small Groups as a Factor Optimizing Music Classes in Elementary School (candidate dissertation in psychology, Moscow, 2002). 162 p.
Siposkaya, Ya. I. (2013). Structure of intellectual competence in late adolescence. In Proceedings of the International Conference "Psychology: Science of the Future" (pp. 272).
Siposkaya, Ya. I. (2014). Descriptors of intellectual competence in late adolescence. In Proceedings of the XXVII International Scientific and Practical Conference "Psychology and Pedagogy: Theoretical and Practical Aspects of Modern Sciences" (pp. 34–36).
Siposkaya, Ya. I. (2015). Conceptual, metacognitive, and goal-directed descriptors of intellectual competence in late adolescence. Bulletin of St. Petersburg State University, 12(4), 22–31.
Sultanova, L. B. (2004). The problem of tacit knowledge in science. Ufa: UGPTU Press. 184 p.
Tikhomirov, O. K. (2008). Psychology of Thinking: Textbook for Higher Education Students. Moscow: Academy. 272 p.
Ushakova, T. N. (2005). Semantic structures of speech: Name, word, utterance. Psychology. Journal of the Higher School of Economics, 2(1), 4–24.
Federal State Educational Standard of Basic General Education. (2010). Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1897 of December 17, 2010. Retrieved from https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (Accessed February 19, 2025).
Kholodnaya, M. A. (2002). Psychology of Intelligence: Paradoxes of Research (2nd rev. and ext. ed.). St. Petersburg: Peter. 272 p.
Kholodnaya, M. A., Berestneva, O. G., & Kostrikina, I. S. (2005). Cognitive and metacognitive prerequisites of intellectual competence in scientific and technical activities. Psychological Journal, 26(1), 51–59.
Kholodnaya, M. A., & Khazova, S. A. (2017). The phenomenon of conceptualization as the basis of productivity of intellectual activity and coping behavior. Psychological Journal, 38(5), 5–17. https://doi.org/10.7868/S0205959217050014
Kholodnaya, M. A. (2019). Psychology of Intelligence: Paradoxes of Research: Textbook for Undergraduates and Master’s Students (3rd rev. and ext. ed.). Moscow: Yurayt. (Series: Author’s Textbook). 334 p.
Kholodnaya, M. A., & Siposkaya, Ya. I. (2023). Conceptual Abilities: Theory, Diagnostics, Empirical Evidence. Moscow: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences Press. 172 p. https://doi.org/10.38098/mng_23_0458
Shcherbakova, O. V., Makarova, D. N., & Nikiforova, E. A. (2017). "Concept Synthesis Test" for investigating intelligence: qualitative analysis and conceptual comments. Bulletin of St. Petersburg State University. Psychology and Education, 7(2), 128–136. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.202
Shcherbakova, O. V., & Makarova, D. N. (2018). How expert knowledge works: Intelligence, conceptual abilities, and something else. St. Petersburg Psychological Journal, (22), 56–87.
Yadrovskaia, E. R. (2012). Development of interpretative activity in high school students (grades 5–11) (PhD dissertation in medicine). St. Petersburg. 512 p.
Iasiukova, L. A. (2005). Laws of conceptual thinking development and its role in learning. St. Petersburg: Imaton State Enterprise. 256 p.
Beuk, F., & Basadur, T. (2016). Regulatory focus, task engagement, and divergent thinking: Regulatory focus and divergent thinking. Creativity and Innovation Management, 25(2), 199–210. https://doi.org/10.1111/caim.12182
Bi, D., & Li, X. (2021). Psychological flexibility profiles, college adjustment, and subjective well-being among college students in China: A latent profile analysis. Journal of Contextual Behavioral Science, 20, 20–26. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2021.01.008
Borsboom, D. A. (2017). Network theory of mental disorders. World Psychiatry, 16(1), 5–13. https://doi.org/10.1002/wps.20375
Ceci, S. J., & Liker, J. K. (1986). A day at the races: A study of IQ, expertise, and cognitive complexity. Journal of Experimental Psychology: General, 115(3), 255–266. https://doi.org/10.1037/0096-3445.115.3.255
Ceci, S. J., & Liker, J. K. (1987). Correction to "A day at the races: A study of IQ, expertise, and cognitive complexity". Journal of Experimental Psychology: General, 116(2), 90. https://doi.org/10.1037/0096-3445.116.2.90
Chamorro-Premuzic, T., & Furnham, A. (2005). Intellectual competence. The Psychologist, 18(6), 352–354.
Chamorro-Premuzic, T., & Arteche, A. (2008). Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model. Intelligence, 36, 564–573. https://doi.org/10.1016/j.intell.2008.01.001
Cohen, J. (1988). Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences (2nd ed.). New York: Routledge Academic. 567 p.
Dalege, J., Borsboom, D., Van Harreveld, F., Van den Berg, H., Conner, M., & Van der Maas, H. L. J. (2015). Toward a formalized account of attitudes: The causal attitude network (CAN) model. Psychological Review, 123(1), 2–22. https://doi.org/10.1037/a0039802
Hicks, J. A., Cicero, D. C., Trent, J., Chad, M., Burton, C. M., & King, L. A. (2010). Positive affect, intuition, and feelings of meaning. Journal of Personality and Social Psychology, 98(6), 967–979. https://doi.org/10.1037/a0019377
Jeffords, J. R., Bayly, B. L., Bumpus, M. F., & Hill, L. G. (2020). Investigating the relationship between university students' psychological flexibility and college self-efficacy. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, 22(2), 351–372. https://doi.org/10.1177/1521025117751071
Kagan, J. (1966). Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo. Journal of Abnormal Psychology, 71(1), 17–24. https://doi.org/10.1037/h0022886
McNally, R. J., Robinaugh, D. J., Wu, G. W. Y., Wang, L., Deserno, M. K., & Borsboom, D. (2015). Mental disorders as causal systems: A network approach to post-traumatic stress disorder. Clinical Psychological Science, 3(6), 836–849. https://doi.org/10.1177/2167702614553230
McNamara, D. (2006). Subject knowledge and its application: Problems and possibilities for teacher educators. Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy, 17, 113–128. https://doi.org/10.1080/0260747910170201
Raven, J. (2000). The Raven’s Progressive Matrices: Change and stability over culture and time. Cognitive Psychology, 41(1), 1–48. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0735
Schön, D. A. (1984). The Reflective Practitioner: How Professionals Think in Action. London: Basic Books. 380 p.
Scribner, S., et al. (1984). Studying working intelligence. In Everyday Cognition: Its Development in Social Context (pp. 9–40).
Scribner, S., et al. (1986). Thinking in action: Some characteristics of practical thought. In Practical Intelligence: Nature and Origins of Competence in the Everyday World (Vol. 13, pp. 13–30). New York: Cambridge University Press.
Shepherd, J., & Carter, J. (2023). Knowledge, practical knowledge, and intentional action. Ergo: An Open Access Journal of Philosophy, 9(21), 556–583. https://doi.org/10.3998/ergo.2277
Sternberg, R. J., Forsyth, G. B., Hedlund, J., Horvath, J. A., Wagner, R. K., Williams, W. M., … Grigorenko, E. L. (2000). Practical Intelligence in Everyday Life. New York: Cambridge University Press. 268 p.
Sternberg, R. J., Arezoo, S. D., & Banu, B. (2024). An empirical test of the concept of adaptively intelligent attitude. Journal of Intelligence, 12(5), 49. https://doi.org/10.3390/jintelligence12050049
Chi, M. T. H., Glaser, R., & Farr, M. J. (Eds.). (1988). The Nature of Expertise. New York: Psychology Press. 470 p. https://doi.org/10.4324/9781315799681
Williams, W. M., & Sternberg, R. J. (1988). Group intelligence: Why some groups are better than others. Intelligence, 12(4), 351–377. https://doi.org/10.1016/0160-2896(88)90002-5
Список литературы
Ананьев, Б. Г. (1968). Человек как предмет познания. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета. 288 с.
Андриященко, А. С. (2021). Развитие системного мышления школьников. Образование и наука в России и за рубежом, (6), 147–152.
Артеменков, С. Л. (2012). Инициативно-смысловая модель дивергентного творчества. Психологическая наука и образование, (3), 1–15.
Артеменков, С. Л. (2017). Сетевое моделирование психологических конструктов. Моделирование и анализ данных, (1), 9–28.
Аршинов, В. И. (1999). Синергетика как феномен постнеклассической науки. Москва: Институт философии РАН. 203 с.
Асмолов, А. Г. (1990). Психология личности. Москва: Изд-во МГУ. 367 с.
Беляев, И. А. (2007). Интенциональность целостного мировоззрения. Вестник Оренбургского государственного университета, (1), 29–35.
Берестнева, О. Г. (2005). Моделирование развития интеллектуальной компетентности студентов. Вестник Томского политехнического университета, 308(2), 152–156.
Буданов, В. Г. (2023). Антропосоциальные вызовы расширения искусственного интеллекта. Научные записки Института психологии РАН, 3(2), 23–31. https://doi.org/10.38098/proceedings_2023_03_02_03
Веккер, Л. М. (1976). Психологические процессы. Ленинград: Издательство ЛГУ. Т. 2. 343 с.
Гардеева, Е. Н. (2023). Проблема калибровки доверия пользователей к искусственному интеллекту в зарубежных исследованиях. Организационная психология и психология труда, 8(3), 121–146. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp_2023_28_3_006
Грекова, А. А. (2020). Псевдопатологические особенности мышления практически здоровых студентов вузов (диссертация кандидата психологических наук). Санкт-Петербург. 220 с.
Карелов, С. В. (2023). "Ловушка Гудхарта" для ИИ: проблема сравнительного анализа искусственного интеллекта и человеческого интеллекта. Научные записки Института психологии РАН, 3(3), 5–23. https://doi.org/10.38098/proceedings_2023_03_03_02
Карпов, А. В. (2003). Рефлексивность как психическое свойство и метод ее диагностики. Психологический журнал, 24(5), 45–57.
Карпов, А. В., & Карпов, А. А. (2022). Структура метакогнитивной регуляции информационной деятельности: монография. Ярославль: Филигрань. 816 с.
Кибальченко, И. А., & Баранкова, М. С. (2021). Диагностика концептуальных способностей старших подростков: актуальность, проблемы и перспективы. В материалах: Педагогическая диагностика: история, теория, современность: Международная научно-практическая конференция (с. 103–108). Ростов-на-Дону: РИНХ.
Ким, О. Г. (2013). Образовательная деятельность в малых группах как фактор оптимизации музыкальных уроков в начальной школе (диссертация кандидата психологических наук). Москва. 169 с.
Киселева, Т. С. (2006). Изучение личной инициативы в интеллектуальной деятельности. В материалах: Психология индивидуальности: Всероссийская конференция (с. 220–223).
Козлова, Н. В., Сивицкая, Л. А., & Качалов, Н. А. (2006). Инновационные образовательные технологии как условие развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы. Вестник Томского политехнического университета, 309(4), 240–243.
Кун, Т. (1966). Структура научных революций. Москва: Наука. 608 с.
Литвинов, А. В., & Иволина, Т. В. (2013). Метакогниция: концепция, структура, связь с интеллектуальными когнитивными способностями (на основе зарубежных исследований). Современная зарубежная психология, (3), 59–70.
Павлова, Н. Д., & Гребенщикова, Т. А. (2017). Анализ намерений: основания, процедура, опыт использования. Москва: Издательство «Институт психологии РАН». 151 с.
Пазухина, С. В. (2021). Рефлексии поколения цифровых аборигенов в мире VUCA: особенности изучения мягких навыков старшеклассников. Научно-методический электронный журнал "Концепт", № 12, с. 121–132. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2021-11085
Полани, М. (1985). Личное знание (перевод с английского М. Б. Гнедовского, Н. М. Смирновой, Б. А. Старостина). Москва: Прогресс. 344 с.
Равен, Дж. (2002). Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация (перевод с английского). Москва: Когито-Центр. 396 с.
Савин, Е. Ю. (2002). Концептуальный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности. В: Ким, О. Г. Образовательная деятельность в малых группах как фактор оптимизации музыкальных уроков в начальной школе (диссертация кандидата психологических наук, Москва, 2002). 162 с.
Сиповская, Я. И. (2013). Структура интеллектуальной компетентности позднего подростка. В материалах: Психология – наука будущего: Международная конференция молодых ученых (с. 272).
Сиповская, Я. И. (2014). Дескрипторы интеллектуальной компетентности позднего подростка. В материалах: Психология и педагогика: теоретические и практические аспекты современных наук: XXVII Международная научно-практическая конференция (с. 34–36).
Сиповская, Я. И. (2015). Концептуальные, метакогнитивные и целенаправленные дескрипторы интеллектуальной компетентности позднего подростка. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, 12(4), 22–31.
Султанова, Л. Б. (2004). Проблема неявного знания в науке. Уфа: Издательство УГПТУ. 184 с.
Тихомиров, О. К. (2008). Психология мышления: Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия. 272 с.
Ушакова, Т. Н. (2005). Семантика речи: имя, слово, высказывание. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2(1), 4–24.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. (2010). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Получено с https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения: 19.02.2025).
Холодная, М. А. (2002). Психология интеллекта: Парадоксы исследования (2-е изд., перераб. и доп.). Санкт-Петербург: Питер. 272 с.
Холодная, М. А., Берестнева, О. Г., & Кострикина, И. С. (2005). Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в области научно-технической деятельности. Психологический журнал, 26(1), 51–59.
Холодная, М. А., & Хазова, С. А. (2017). Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и копинг-поведения. Психологический журнал, 38(5), 5–17. https://doi.org/10.7868/S0205959217050014
Холодная, М. А. (2019). Психология интеллекта. Парадоксы исследований: учебник для бакалавров и магистров (3-е изд., перераб. и доп.). Москва: Юрайт. (Серия: Авторский учебник). 334 с.
Холодная, М. А., & Сиповская, Я. И. (2023). Концептуальные способности: теория, диагностика, эмпирика. Москва: Издательство «Институт психологии РАН». 172 с. https://doi.org/10.38098/mng_23_0458
Щербакова, О. В., Макарова, Д. Н., & Никифорова, Е. А. (2017). Тест "Синтез концептов" для исследования интеллекта: качественный анализ и концептуальные комментарии. Вестник СПбГУ. Психология и образование, 7(2), 128–136. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.202
Щербакова, О. В., & Макарова, Д. Н. (2018). Как работает экспертное знание: интеллект, концептуальные способности и нечто еще. Санкт-Петербургский психологический журнал, (22), 56–87.
Ядровская, Е. Р. (2012). Развитие интерпретативной деятельности школьников-старшеклассников в процессе литературного образования (классы 5–11) (диссертация кандидата медицинских наук). Санкт-Петербург. 512 с.
Ясюкова, Л. А. (2005). Закономерности развития концептуального мышления и его роль в обучении. Санкт-Петербург: ГП «Иматон». 256 с.
Beuk, F., & Basadur, T. (2016). Regulatory focus, task engagement, and divergent thinking: Regulatory focus and divergent thinking. Creativity and Innovation Management, 25(2), 199–210. https://doi.org/10.1111/caim.12182
Bi, D., & Li, X. (2021). Psychological flexibility profiles, college adjustment, and subjective well-being among college students in China: A latent profile analysis. Journal of Contextual Behavioral Science, 20, 20–26. https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2021.01.008
Borsboom, D. A. (2017). Network theory of mental disorders. World Psychiatry, 16(1), 5–13. https://doi.org/10.1002/wps.20375
Ceci, S. J., & Liker, J. K. (1986). A day at the races: A study of IQ, expertise, and cognitive complexity. Journal of Experimental Psychology: General, 115(3), 255–266. https://doi.org/10.1037/0096-3445.115.3.255
Ceci, S. J., & Liker, J. K. (1987). Correction to "A day at the races: A study of IQ, expertise, and cognitive complexity". Journal of Experimental Psychology: General, 116(2), 90. https://doi.org/10.1037/0096-3445.116.2.90
Chamorro-Premuzic, T., & Furnham, A. (2005). Intellectual competence. The Psychologist, 18(6), 352–354.
Chamorro-Premuzic, T., & Arteche, A. (2008). Intellectual competence and academic performance: Preliminary validation of a model. Intelligence, 36, 564–573. https://doi.org/10.1016/j.intell.2008.01.001
Cohen, J. (1988). Statistical power analysis for the behavioral sciences (2nd ed.). New York: Routledge Academic. 567 p.
Dalege, J., Borsboom, D., Van Harreveld, F., Van den Berg, H., Conner, M., & Van der Maas, H. L. J. (2015). Toward a formalized account of attitudes: The causal attitude network (CAN) model. Psychological Review, 123(1), 2–22. https://doi.org/10.1037/a0039802
Hicks, J. A., Cicero, D. C., Trent, J., Chad, M., Burton, C. M., & King, L. A. (2010). Positive affect, intuition, and feelings of meaning. Journal of Personality and Social Psychology, 98(6), 967–979. https://doi.org/10.1037/a0019377
Jeffords, J. R., Bayly, B. L., Bumpus, M. F., & Hill, L. G. (2020). Investigating the relationship between university students' psychological flexibility and college self-efficacy. Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, 22(2), 351–372. https://doi.org/10.1177/1521025117751071
Kagan, J. (1966). Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo. Journal of Abnormal Psychology, 71(1), 17–24. https://doi.org/10.1037/h0022886
McNally, R. J., Robinaugh, D. J., Wu, G. W. Y., Wang, L., Deserno, M. K., & Borsboom, D. (2015). Mental disorders as causal systems: A network approach to post-traumatic stress disorder. Clinical Psychological Science, 3(6), 836–849. https://doi.org/10.1177/2167702614553230
McNamara, D. (2006). Subject knowledge and its application: Problems and possibilities for teacher educators. Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy, 17, 113–128. https://doi.org/10.1080/0260747910170201
Raven, J. (2000). The Raven’s Progressive Matrices: Change and stability over culture and time. Cognitive Psychology, 41(1), 1–48. https://doi.org/10.1006/cogp.1999.0735
Schön, D. A. (1984). The reflective practitioner: How professionals think in action. London: Basic Books. 380 p.
Scribner, S., et al. (1984). Studying working intelligence. In Everyday cognition: Its development in social context (pp. 9–40).
Scribner, S., et al. (1986). Thinking in action: Some characteristics of practical thought. In Practical intelligence: Nature and origins of competence in the everyday world (Vol. 13, pp. 13–30). New York: Cambridge University Press.
Shepherd, J., & Carter, J. (2023). Knowledge, practical knowledge, and intentional action. Ergo: An Open Access Journal of Philosophy, 9(21), 556–583. https://doi.org/10.3998/ergo.2277
Sternberg, R. J., Forsyth, G. B., Hedlund, J., Horvath, J. A., Wagner, R. K., Williams, W. M., … Grigorenko, E. L. (2000). Practical intelligence in everyday life. New York: Cambridge University Press. 268 p.
Sternberg, R. J., Arezoo, S. D., & Banu, B. (2024). An empirical test of the concept of adaptively intelligent attitude. Journal of Intelligence, 12(5), 49. https://doi.org/10.3390/jintelligence12050049
Chi, M. T. H., Glaser, R., & Farr, M. J. (Eds.). (1988). The nature of expertise. New York: Psychology Press. 470 p. https://doi.org/10.4324/9781315799681
Williams, W. M., & Sternberg, R. J. (1988). Group intelligence: Why some groups are better than others. Intelligence, 12(4), 351–377. https://doi.org/10.1016/0160-2896(88)90002-5
Просмотров аннотации: 90 Загрузок PDF: 40
Copyright (c) 2025 Yana I. Sipovskaya

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.