Образовательная среда технического вуза как фактор социально-профессионального становления иностранных обучающихся
Аннотация
Обоснование. Одним из ключевых факторов выбора иностранными абитуриентами российских технических вузов является современная образовательная среда. Однако потенциал такой среды для создания стратегических условий социально-профессионального становления иностранных обучающихся раскрыт недостаточно.
Цель. Авторы ставят целью выявить возможности образовательной среды российского технического вуза для успешного социально-профессионального становления иностранных обучающихся.
Материалы и методы. Материалами для данной статьи послужили работы российских и зарубежных ученых, анализ которых позволил определить теоретические основы изучения образовательной среды технического вуза как фактора социально-профессионального становления иностранных обучающихся; обобщить знания об этапах данного процесса и соответствующих педагогических стратегиях.
Результаты. Будучи микросоциумом, образовательная среда технического вуза относится к внешним факторам, определяющим успешность социально-профессионального становления иностранных обучающихся в комплексе с другими внешними и внутренними факторами. Ее существенными характеристиками выделены коммуникативная комфортность и интерактивность; динамичность и деятельностная направленность; практическая ориентированность и реализация потенциального в личности. Возможности такой среды конкретизируют педагогические реальности: учебные будни; интеграция в отраслевое профессиональное сообщество; индивидуализация, приумножение и углубление межличностных связей. Эти возможности реализуются посредством педагогических стратегий «обогащение», «ориентирование», «приобщение» и «сопровождение» на этапах «академическая адаптация», «социально-профессиональная интеграция», «индивидуализация траектории дальнейшего образования, саморазвития и самосовершенствования».
EDN: RVPIHZ
Скачивания
Литература
Список литературы
Адольф, В. А., Янова, М. Г., & Голубничая, Е. В. (2021). Педагогическое сопровождение обучающихся в практике дополнительного образования (монография). Красноярск. 188 с.
Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. Санкт-Петербург: Питер. 288 с.
Борытко, Н. М. (2010). Целостный подход как система регулятивов научно-педагогического исследования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, (9), 16–20.
Волегжанина, И. С. (2020). Потенциал научно-образовательного комплекса для становления и развития профессиональной компетентности будущих инженеров в условиях цифровизации. Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, (52), 34–45. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-198
Зимняя, И. А. (2019). Психолого-педагогическая характеристика стратегиального подхода и общей стратегии воспитания. В книге: Понятийный аппарат педагогики и образования (Коллективная монография, Выпуск 11, с. 35–47). Екатеринбург.
Журавлева, С. В. (2016). Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке. Научное обозрение. Педагогические науки, (3), 48–56.
Игнатова, В. В. (2012). Стратегический подход в педагогике высшей школы в инновационном осмыслении. Вестник Академии знаний, (1), 70–76.
Игнатова, В. В., & Шушерина, О. А. (2004). Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза. Сибирский педагогический журнал, (1), 105–113.
Канунникова, А. М. (2024). Экспорт образовательных услуг России в условиях современных вызовов развития глобальной экономики (диссертация кандидата экономических наук). Москва. 182 с.
Кормилицын, А. П. (2005). Факторы профессионального становления иностранных студентов. Научный вестник МГТУ ГА. Серия Международная деятельность вузов, (94)(12), 52–59.
Краснощеков, В. В., Новикова, О. А., & Сурыгин, А. И. (2021). О курсе математики для иностранных предмагистрантов. Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин, (20), 19–24.
Мануйлов, Ю. С. (2021). Социализация вместо воспитания как объект лингвопедагогического анализа. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, (60), 417–421.
Мудрик, А. В. (2024). Социально-педагогические проблемы социализации (2-е издание). Москва: Московский педагогический государственный университет. 248 с.
Педагогика (под ред. Ю. К. Бабанского). (1983). Москва: Просвещение. 608 с.
Полонский, В. М. (2004). Словарь по образованию и педагогике. Москва: Высшая школа. 512 с.
Профессионально-педагогические понятия (сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; под ред. Г. М. Романцева). (2005). Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессиональнопедагогического университета. 456 с.
Слободчиков, В. И. (2000). О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая российская конференция по экологической психологии: тезисы доклада (с. 172–176). Москва.
Чапаев, Н. К. (2023). Педагогическая интеграция: методология, теория, технология (4-е издание). Екатеринбург. 372 с.
Яковлев, Е. В., & Яковлева, Н. О. (2019). Диссертация как результат педагогического исследования (монография). Краснодар: Издательство Краснодарского государственного института культуры. 304 с.
Daud, N., Ali, N. A., & Jantan, A. H. (2019). Influential determinants of international students' satisfaction in higher education. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE), 8(2S11), 589–597. https://doi.org/10.35940/ijrte.B1091.0982S1119
Deepthi, D., & Exley, S. (2023). Exploring students' experiences of technical and vocational learning in University Technical Colleges during the pandemic. British Educational Research Journal, 49(3), 575–592. https://doi.org/10.1002/berj.3857
Kuzmina, N., Kochkina, D. V., & Kuzmin, M. (2021). Blended learning as a means of foreign students' integration into a university educational process. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 16(6), 259–274. https://doi.org/10.3991/ijet.v16i06.19073
Khakunova, F., Bersirova, A., Khakunov, N., & Bersirova, S. (2020). Psychological and pedagogical aspects of international students' adjustment to the cultural and educational university environment. E3S Web of Conferences, 210, 19009. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019009
Razgulin, J., Argustaitė-Zailskienė, G., & Šmigelskas, K. (2023). The role of social support and sociocultural adjustment for international students' mental health. Scientific Reports, 13, 893. https://doi.org/10.1038/s41598-022-27123-9
Di, W., Zhang, S., Lian, X., & Oubibi, M. (2022). Research on cross-cultural adaptation and educational management of international students in China: Case of African students at Zhejiang Normal University. Frontiers in Psychology, 13, article 1009658. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1009658
Singh, J. (2020). Academic failure: Unspoken experiences by international postgraduate students in a Malaysian university. IAFOR Journal of Education, 8(4), 79–94. https://doi.org/10.22492/ije.8.4.05
Gaitán-Aguilar, L., Hofhuis, J., Bierwiaczonek, K., & Carmona, C. (2022). Social media use, social identification and cross-cultural adaptation of international students: A longitudinal examination. Frontiers in Psychology, 13, article 1013375. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1013375
Li, X., Zhang, F., Duan, P., & Yu, Z. (2024). Teacher support, academic engagement and learning anxiety in online foreign language learning. British Journal of Educational Technology, 55, 2151–2172. https://doi.org/10.1111/bjet.13430
Yildirim, H., Zimmermann, J., & Jonkmann, K. (2021). The importance of a sense of university belonging for the psychological and academic adaptation of international students in Germany. Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie, 53(1-2), 15–26. https://doi.org/10.1026/0049-8637/a000234
References
Adolf, V. A., Yanova, M. G., & Golubnichaya, E. V. (2021). Pedagogical support of learners in additional education practice (monograph). Krasnoyarsk. 188 p.
Ananiev, B. G. (2001). Human being as object of cognition. Saint Petersburg: Piter. 288 p.
Borytko, N. M. (2010). Holistic approach as a system of regulators for scientific-pedagogical research. Izvestiya Volgograd State Pedagogical University, (9), 16–20.
Voilegezhanina, I. S. (2020). Potential of scientific-educational complex for the formation and development of professional competence of future engineers in digitalization era. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, (52), 34–45. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-52-2-198
Zimnaya, I. A. (2019). Psychological and pedagogical characteristics of strategic approach and overall strategy of education. In Conceptual apparatus of pedagogy and education (Collective monograph, Volume 11, pp. 35–47). Yekaterinburg.
Zhuravleva, S. V. (2016). Historical overview of the formation of the concept "educational environment" in pedagogical science. Scientific Review. Pedagogical Sciences, (3), 48–56.
Ignatova, V. V. (2012). Strategic approach in higher education pedagogy in innovative interpretation. Bulletin of Academy of Knowledge, (1), 70–76.
Ignatova, V. V., & Shusherina, O. A. (2004). Pedagogical strategies in the context of professionally-cultural development of university students. Siberian Pedagogical Journal, (1), 105–113.
Kanunnikova, A. M. (2024). Export of educational services of Russia in the context of modern challenges of global economy development (doctoral dissertation). Moscow. 182 p.
Kormilitsyn, A. P. (2005). Factors influencing professional development of foreign students. Scientific Bulletin of Moscow Aviation Institute. Series: International Cooperation of Universities, (94)(12), 52–59.
Krasnoshchekov, V. V., Novikova, O. A., & Surygin, A. I. (2021). Mathematics course for foreign pre-master students. Bulletin of Tula State University. Series: Modern Educational Technologies in Teaching Natural Sciences, (20), 19–24.
Manuylov, Yu. S. (2021). Socialization instead of education as an object of linguopedagogical analysis. Academic Records. Electronic Scientific Journal of Kursk State University, (60), 417–421.
Mudrik, A. V. (2024). Socio-pedagogical problems of socialization (2nd edition). Moscow: Moscow State Pedagogical University. 248 p.
Pedagogy (edited by Yu. K. Babansky). (1983). Moscow: Prosveshchenie. 608 p.
Polishchuk, V. M. (2004). Dictionary of education and pedagogy. Moscow: High School. 512 p.
Professionally pedagogical notions (compiled by G. M. Romantsev, V. A. Fyodorov, I. V. Osipova, O. V. Tarasyuk; edited by G. M. Romantsev). (2005). Yekaterinburg: Publishing House of Russian State Professional Pedagogical University. 456 p.
Slobodchikov, V. I. (2000). On the notion of educational environment in the concept of developmental education. Second Russian Conference on Ecological Psychology: Abstracts (pp. 172–176). Moscow.
Chapayev, N. K. (2023). Pedagogical integration: methodology, theory, technology (4th edition). Yekaterinburg. 372 p.
Yakovlev, E. V., & Yakovleva, N. O. (2019). Dissertation as a result of pedagogical research (monograph). Krasnodar: Publishing House of Krasnodar State Institute of Culture. 304 p.
Daud, N., Ali, N. A., & Jantan, A. H. (2019). Influential determinants of international students' satisfaction in higher education. International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE), 8(2S11), 589–597. https://doi.org/10.35940/ijrte.B1091.0982S1119
Deepthi, D., & Exley, S. (2023). Exploring students' experiences of technical and vocational learning in University Technical Colleges during the pandemic. British Educational Research Journal, 49(3), 575–592. https://doi.org/10.1002/berj.3857
Kuzmina, N., Kochkina, D. V., & Kuzmin, M. (2021). Blended learning as a means of foreign students' integration into a university educational process. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 16(6), 259–274. https://doi.org/10.3991/ijet.v16i06.19073
Khakunova, F., Bersirova, A., Khakunov, N., & Bersirova, S. (2020). Psychological and pedagogical aspects of international students' adjustment to the cultural and educational university environment. E3S Web of Conferences, 210, 19009. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021019009
Razgulin, J., Argustaitė-Zailskienė, G., & Šmigelskas, K. (2023). The role of social support and sociocultural adjustment for international students' mental health. Scientific Reports, 13, 893. https://doi.org/10.1038/s41598-022-27123-9
Di, W., Zhang, S., Lian, X., & Oubibi, M. (2022). Research on cross-cultural adaptation and educational management of international students in China: Case of African students at Zhejiang Normal University. Frontiers in Psychology, 13, article 1009658. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1009658
Singh, J. (2020). Academic failure: Unspoken experiences by international postgraduate students in a Malaysian university. IAFOR Journal of Education, 8(4), 79–94. https://doi.org/10.22492/ije.8.4.05
Gaitán-Aguilar, L., Hofhuis, J., Bierwiaczonek, K., & Carmona, C. (2022). Social media use, social identification and cross-cultural adaptation of international students: A longitudinal examination. Frontiers in Psychology, 13, article 1013375. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.1013375
Li, X., Zhang, F., Duan, P., & Yu, Z. (2024). Teacher support, academic engagement and learning anxiety in online foreign language learning. British Journal of Educational Technology, 55, 2151–2172. https://doi.org/10.1111/bjet.13430
Yildirim, H., Zimmermann, J., & Jonkmann, K. (2021). The importance of a sense of university belonging for the psychological and academic adaptation of international students in Germany. Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie, 53(1-2), 15–26. https://doi.org/10.1026/0049-8637/a000234
Просмотров аннотации: 68 Загрузок PDF: 30
Copyright (c) 2025 Svetlana D. Zolotareva, Irina S. Volegzhanina

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.