Квест-игра как современная интерактивная технология по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена актуальной проблеме формирования у дошкольников основ финансовой грамотности, которая является неотъемлемой частью Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста направлено на приобретение финансово-экономических знаний и формирования у них трудовых и нравственных качеств личности: бережливости, экономности, деловитости, рациональности и развития критического мышления.
Цель. Изучение возможности использования современной интерактивной технологии квест-игра как платформы для формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Автор концентрирует свое внимание на внедрение квест-технологии в образовательный процесс дошкольного образования как современную интерактивную технологию, направленной на реализацию поставленной цели.
Материалы и методы. В качестве основных подходов, позволяющих достигнуть максимального положительного результата приняты системно-деятельностный и личностно-ориентированный, поскольку они позволяют рассматривать образовательный процесс в контексте с ФГОС ДО. Личностно-ориентированный подход нацелен на создание условий развития личности в процессе реализации квест-игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, развития их способностей и творческого потенциала. Системно-деятельностный подход ориентирован на создание гибкой системы условий развития ребенка, помогающей его позитивной социализации и развития инициативы.
Результаты. Подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности внедрения современной интерактивной технологии квест-игра в образовательный процесс по формированию финансовой грамотности дошкольников. В ходе исследуемой современной интерактивной технологии было выявлено: 1) Активизация познавательной деятельности детей и совершенствование коммуникативных качеств личности. 2) Появление интереса к трудовой деятельности через ознакомление с разными видами профессий. 3) Желание бережно относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения. 4) Творчески подходить к решению игровых задач.
EDN: VXPTLR
Скачивания
Литература
Список литературы
Аналитический центр НАФИ. (2024). Индекс финансовой грамотности россиян-2024. Получено с https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-2024/
Гавришова, Е. В., & Миленко, В. М. (2015). Квест-приключенческая игра для детей. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, (10), 57–61.
Dodge, B. (2005). Some Thoughts About Webquests. Получено с http://ozline.com/learning/index.htm
Кузнецова, Т. А. (2011). Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда. ITO–Иваново–2011, секция 2. Получено с http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II–0–12.html
Lachance, M. J., & Legault, F. (2007). College students’ consumer competence: Identifying the socialization sources. Journal of Research for Consumers, 13, 1–5.
Логинова, В. И. (2011). Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал: старшая группа. Волгоград: Учитель. 62 с.
March, T. (2000). Are we there yet? A parable on the educational effectiveness of technology. Multimedia Schools Magazine, 7(3), 54–55.
Обухова, Л. Ф. (2024). Возрастная психология: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт. 411 с. Получено с https://urait.ru/bcode/535165
Осяк, С. А., Султанбекова, С. С., Захарова, Т. В., Яковлева, Е. Н., Лобанова, О. Б., & Плеханова, Е. М. (2015). Образовательный квест — современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования, (1-2). Получено с https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247
Ошкина, А. А. (2018). Квест-игра — культурная практика детей дошкольного возраста. В сборнике: Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (с. 279–282).
Поварицына, Г. П., & Киселева, Ю. А. (2020). Финансовая грамотность дошкольников. Москва: Учитель. 186 с.
Поспелова, Т. А., & Моисеева, Н. М. (2017). Квест как новая форма взаимодействия между субъектами образования. Дошкольная педагогика, (132), 18–21.
Радченко, Е. В. (2019). Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. Получено с https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/18/statya-znachenie-igry-v-razvitii-detey-doshkolnogo
Смирнова, Е. О. (2000). Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия. 160 с. Получено с http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-1.shtml
Смоленцева, А. А. (2002). Введение в мир экономики или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 167 с.
Сокол, И. Н. (2014). Классификация квестов. Молодий вчений, (6), 138–140. Получено с http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. (2023). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года № 2039-р. Получено с https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-24.10.2023-N-2958-r//
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (2020). Москва: Сфера. 96 с.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования. (2022). Утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028/. Получено с https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf/
Huizinga, J. (1997). Homo Ludens. Москва: Прогресс — Традиция. 416 с.
Hockly, N. (2008). What is a WebQuest? Entré Lenguas, 117 с.
Хьюбнер, Д. (2015). Становление Мида: социальный процесс академического знания. Европейский журнал социологии, 53(3), 488–493. https://doi.org/10.1017/S000397561500034X
Шабаева, М. Ф., Константинов, Н. А., & Медынский, Е. Н. (1986). История дошкольной педагогики. История дошкольной педагогики, С. 395–401. Москва: Просвещение.
Шатова, А. Д. (2018). Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы. Дошкольное воспитание, (2), 22–26.
Эльконин, Д. Б. (2022). Психология игры. Москва: RUGRAM. 384 с.
References
Analytical Center NAFI. (2024). Index of Russians' financial literacy—2024. Retrieved from https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-2024/
Gavrishova, E. V., & Mileńko, V. M. (2015). Adventure quest game for children. Reference Book of Senior Educator of Preschool Institution, (10), 57–61.
Dodge, B. (2005). Some thoughts about webquests. Retrieved from http://ozline.com/learning/index.htm
Kuznetsova, T. A. (2011). WebQuest technology as an interactive educational environment. ITO-Ivanovo-2011, Section 2. Retrieved from http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II–0–12.html
Lachance, M. J., & Legault, F. (2007). College students' consumer competence: Identifying the socialization sources. Journal of Research for Consumers, 13, 1–5.
Loginova, V. I. (2011). Comprehensive diagnostics of the levels of mastery of the Childhood program: Diagnostic journal: senior group. Volgograd: Uchilnik. 62 p.
March, T. (2000). Are we there yet? A parable on the educational effectiveness of technology. Multimedia Schools Magazine, 7(3), 54–55.
Obukhova, L. F. (2024). Age psychology: Textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing. 411 p. Retrieved from https://urait.ru/bcode/535165
Osyak, S. A., Sultanbekova, S. S., Zakharova, T. V., Yakovleva, E. N., Lobanova, O. B., & Plekhanova, E. M. (2015). Educational quest — a modern interactive technology. Modern Problems of Science and Education, (1-2). Retrieved from https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247
Oshkina, A. A. (2018). Quest game — a cultural practice for preschool children. In Psychological, pedagogical, and technological aspects of organizing the educational environment in the context of implementing FGOS: proceedings of the international scientific-practical conference (pp. 279–282).
Povaritsyna, G. P., & Kiseleva, Yu. A. (2020). Financial literacy of preschoolers. Moscow: Uchilnik. 186 p.
Pospelova, T. A., & Moiseeva, N. M. (2017). Quest as a new form of interaction between educational actors. Preschool Pedagogy, (132), 18–21.
Radchenko, E. V. (2019). The significance of play in the development of preschool-age children. Retrieved from https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/18/statya-znachenie-igry-v-razvitii-detey-doshkolnogo
Smirnova, E. O. (2000). Features of communication with preschool children: Manual for students of intermediate specialized educational institutions. Moscow: Academia. 160 p. Retrieved from http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-1.shtml
Smolentseva, A. A. (2002). Introduction into the world of economics or how we play economy: teaching and methodological handbook. St. Petersburg: Detstvo-Press. 167 p.
Sokol, I. N. (2014). Classification of quests. Young Scientist, (6), 138–140. Retrieved from http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf
Strategy for raising financial literacy and fostering financial culture up to 2030. (2023). Decree of the Government of the Russian Federation No. 2039-r of October 24, 2023. Retrieved from https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-24.10.2023-N-2958-r//
Federal State Educational Standard of Preschool Education. (2020). Moscow: Sphere. 96 p.
Federal educational program of preschool education. (2022). Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1028 of November 25, 2022. Retrieved from https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf/
Huizinga, J. (1997). Homo Ludens. Moscow: Progress — Tradition. 416 p.
Hockly, N. (2008). What is a WebQuest? Entré Lenguas, 117 p.
Hughner, D. (2015). Mid's becoming: A social process of academic knowledge. European Journal of Sociology, 53(3), 488–493. https://doi.org/10.1017/S000397561500034X
Shabaeva, M. F., Konstantinov, N. A., & Medynskiy, E. N. (1986). History of preschool pedagogy. Moscow: Prosveshcheniye. pp. 395–401.
Shatova, A. D. (2018). Financial literacy of preschoolers: Two sides of the problem. Preschool Education, (2), 22–26.
Elkonin, D. B. (2022). Psychology of Play. Moscow: Rugram. 384 p.
Просмотров аннотации: 78 Загрузок PDF: 51
Copyright (c) 2025 Natalia V. Likhanova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.