Квест-игра как современная интерактивная технология по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

  • Natalia V. Likhanova Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Ключевые слова: дошкольник, квест-игра, ФГОС ДО, финансовая грамотность, ФОП ДО

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена актуальной проблеме формирования у дошкольников основ финансовой грамотности, которая является неотъемлемой частью Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста направлено на приобретение финансово-экономических знаний и формирования у них трудовых и нравственных качеств личности: бережливости, экономности, деловитости, рациональности и развития критического мышления.

Цель. Изучение возможности использования современной интерактивной технологии квест-игра как платформы для формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Автор концентрирует свое внимание на внедрение квест-технологии в образовательный процесс дошкольного образования как современную интерактивную технологию, направленной на реализацию поставленной цели.

Материалы и методы. В качестве основных подходов, позволяющих достигнуть максимального положительного результата приняты системно-деятельностный и личностно-ориентированный, поскольку они позволяют рассматривать образовательный процесс в контексте с ФГОС ДО. Личностно-ориентированный подход нацелен на создание условий развития личности в процессе реализации квест-игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, развития их способностей и творческого потенциала. Системно-деятельностный подход ориентирован на создание гибкой системы условий развития ребенка, помогающей его позитивной социализации и развития инициативы.  

Результаты. Подтверждение выдвинутой гипотезы об эффективности внедрения современной интерактивной технологии квест-игра в образовательный процесс по формированию финансовой грамотности дошкольников. В ходе исследуемой современной интерактивной технологии было выявлено: 1) Активизация познавательной деятельности детей и совершенствование коммуникативных качеств личности. 2) Появление интереса к трудовой деятельности через ознакомление с разными видами профессий. 3) Желание бережно относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения. 4) Творчески подходить к решению игровых задач.

EDN: VXPTLR

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Natalia V. Likhanova, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

аспирант кафедры экономической теории

Литература

Список литературы

Аналитический центр НАФИ. (2024). Индекс финансовой грамотности россиян-2024. Получено с https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-2024/

Гавришова, Е. В., & Миленко, В. М. (2015). Квест-приключенческая игра для детей. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, (10), 57–61.

Dodge, B. (2005). Some Thoughts About Webquests. Получено с http://ozline.com/learning/index.htm

Кузнецова, Т. А. (2011). Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда. ITO–Иваново–2011, секция 2. Получено с http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II–0–12.html

Lachance, M. J., & Legault, F. (2007). College students’ consumer competence: Identifying the socialization sources. Journal of Research for Consumers, 13, 1–5.

Логинова, В. И. (2011). Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство». Диагностический журнал: старшая группа. Волгоград: Учитель. 62 с.

March, T. (2000). Are we there yet? A parable on the educational effectiveness of technology. Multimedia Schools Magazine, 7(3), 54–55.

Обухова, Л. Ф. (2024). Возрастная психология: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт. 411 с. Получено с https://urait.ru/bcode/535165

Осяк, С. А., Султанбекова, С. С., Захарова, Т. В., Яковлева, Е. Н., Лобанова, О. Б., & Плеханова, Е. М. (2015). Образовательный квест — современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования, (1-2). Получено с https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247

Ошкина, А. А. (2018). Квест-игра — культурная практика детей дошкольного возраста. В сборнике: Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (с. 279–282).

Поварицына, Г. П., & Киселева, Ю. А. (2020). Финансовая грамотность дошкольников. Москва: Учитель. 186 с.

Поспелова, Т. А., & Моисеева, Н. М. (2017). Квест как новая форма взаимодействия между субъектами образования. Дошкольная педагогика, (132), 18–21.

Радченко, Е. В. (2019). Значение игры в развитии детей дошкольного возраста. Получено с https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/18/statya-znachenie-igry-v-razvitii-detey-doshkolnogo

Смирнова, Е. О. (2000). Особенности общения с дошкольниками: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Москва: Академия. 160 с. Получено с http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-1.shtml

Смоленцева, А. А. (2002). Введение в мир экономики или как мы играем в экономику: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс. 167 с.

Сокол, И. Н. (2014). Классификация квестов. Молодий вчений, (6), 138–140. Получено с http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf

Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года. (2023). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года № 2039-р. Получено с https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-24.10.2023-N-2958-r//

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (2020). Москва: Сфера. 96 с.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования. (2022). Утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028/. Получено с https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf/

Huizinga, J. (1997). Homo Ludens. Москва: Прогресс — Традиция. 416 с.

Hockly, N. (2008). What is a WebQuest? Entré Lenguas, 117 с.

Хьюбнер, Д. (2015). Становление Мида: социальный процесс академического знания. Европейский журнал социологии, 53(3), 488–493. https://doi.org/10.1017/S000397561500034X

Шабаева, М. Ф., Константинов, Н. А., & Медынский, Е. Н. (1986). История дошкольной педагогики. История дошкольной педагогики, С. 395–401. Москва: Просвещение.

Шатова, А. Д. (2018). Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы. Дошкольное воспитание, (2), 22–26.

Эльконин, Д. Б. (2022). Психология игры. Москва: RUGRAM. 384 с.

References

Analytical Center NAFI. (2024). Index of Russians' financial literacy—2024. Retrieved from https://nafi.ru/analytics/indeks-finansovoy-gramotnosti-rossiyan-2024/

Gavrishova, E. V., & Mileńko, V. M. (2015). Adventure quest game for children. Reference Book of Senior Educator of Preschool Institution, (10), 57–61.

Dodge, B. (2005). Some thoughts about webquests. Retrieved from http://ozline.com/learning/index.htm

Kuznetsova, T. A. (2011). WebQuest technology as an interactive educational environment. ITO-Ivanovo-2011, Section 2. Retrieved from http://ito.edu.ru/2011/Ivanovo/II/II–0–12.html

Lachance, M. J., & Legault, F. (2007). College students' consumer competence: Identifying the socialization sources. Journal of Research for Consumers, 13, 1–5.

Loginova, V. I. (2011). Comprehensive diagnostics of the levels of mastery of the Childhood program: Diagnostic journal: senior group. Volgograd: Uchilnik. 62 p.

March, T. (2000). Are we there yet? A parable on the educational effectiveness of technology. Multimedia Schools Magazine, 7(3), 54–55.

Obukhova, L. F. (2024). Age psychology: Textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing. 411 p. Retrieved from https://urait.ru/bcode/535165

Osyak, S. A., Sultanbekova, S. S., Zakharova, T. V., Yakovleva, E. N., Lobanova, O. B., & Plekhanova, E. M. (2015). Educational quest — a modern interactive technology. Modern Problems of Science and Education, (1-2). Retrieved from https://science-education.ru/ru/article/view?id=20247

Oshkina, A. A. (2018). Quest game — a cultural practice for preschool children. In Psychological, pedagogical, and technological aspects of organizing the educational environment in the context of implementing FGOS: proceedings of the international scientific-practical conference (pp. 279–282).

Povaritsyna, G. P., & Kiseleva, Yu. A. (2020). Financial literacy of preschoolers. Moscow: Uchilnik. 186 p.

Pospelova, T. A., & Moiseeva, N. M. (2017). Quest as a new form of interaction between educational actors. Preschool Pedagogy, (132), 18–21.

Radchenko, E. V. (2019). The significance of play in the development of preschool-age children. Retrieved from https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/10/18/statya-znachenie-igry-v-razvitii-detey-doshkolnogo

Smirnova, E. O. (2000). Features of communication with preschool children: Manual for students of intermediate specialized educational institutions. Moscow: Academia. 160 p. Retrieved from http://pedlib.ru/Books/1/0290/1_0290-1.shtml

Smolentseva, A. A. (2002). Introduction into the world of economics or how we play economy: teaching and methodological handbook. St. Petersburg: Detstvo-Press. 167 p.

Sokol, I. N. (2014). Classification of quests. Young Scientist, (6), 138–140. Retrieved from http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf

Strategy for raising financial literacy and fostering financial culture up to 2030. (2023). Decree of the Government of the Russian Federation No. 2039-r of October 24, 2023. Retrieved from https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-24.10.2023-N-2958-r//

Federal State Educational Standard of Preschool Education. (2020). Moscow: Sphere. 96 p.

Federal educational program of preschool education. (2022). Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 1028 of November 25, 2022. Retrieved from https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf/

Huizinga, J. (1997). Homo Ludens. Moscow: Progress — Tradition. 416 p.

Hockly, N. (2008). What is a WebQuest? Entré Lenguas, 117 p.

Hughner, D. (2015). Mid's becoming: A social process of academic knowledge. European Journal of Sociology, 53(3), 488–493. https://doi.org/10.1017/S000397561500034X

Shabaeva, M. F., Konstantinov, N. A., & Medynskiy, E. N. (1986). History of preschool pedagogy. Moscow: Prosveshcheniye. pp. 395–401.

Shatova, A. D. (2018). Financial literacy of preschoolers: Two sides of the problem. Preschool Education, (2), 22–26.

Elkonin, D. B. (2022). Psychology of Play. Moscow: Rugram. 384 p.


Просмотров аннотации: 78
Загрузок PDF: 51

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Likhanova, N. (2025). Квест-игра как современная интерактивная технология по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Russian Journal of Education and Psychology, 16(1), 284-306. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-679
Раздел
Педагогические исследования