ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СМЕШАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

  • Svetlana V. Lantsova Ивановский государственный университет
Ключевые слова: детерминанты просоциального поведения, подростки, смешанная реальность, социальные сети, социальная среда

Аннотация

Обоснование. Изучение психологических детерминантов формирования просоциального поведения подростков связано с потребностью общества в воспитании благополучной личности с активной социальной позицией. Федеральные государственные стандарты основного общего и среднего образования подчеркивают необходимость формирования личностных просоциальных качеств учащихся, их выражения в действиях на благо общества. Целью исследования было выявление детерминантов просоциального поведения подростков в смешанной реальности (в онлайн-взаимодействиях и в реальной жизни).

Методы и методики исследования. Просоциальное поведение подростков в смешанной реальности и его компоненты оценивались с помощью методик «Измерение просоциальных тенденций» (PTM) (G. Carlo, B. Randall, адаптация Н.В. Кухтовой), «Просоциальная батарея личности» (PSB) (L. Penner, адаптация С.В. Ланцовой); «Шкала генерализованного доверия» (GTS) (Т. Yamagishi, адаптация Е.А. Власенко); «Онлайн-просоциальное поведение» (OPB) (S. Erreygers, адаптация С.В. Ланцовой), «Моральная идентичность» (MIQ) (C. Aquino, А. Reed, адаптация С.Н. Ениколопова с соавт.), «Методика изучения социального интеллекта» (TROMSO) (D. Silvera, М. Мartinussen, модифицикация В.Ю. Семенова, А.Д. Наследова), «Шкала интенсивности использования социальной сети ВКонтакте» (FIS) (N. Elisson с соавт., модификация Д.С. Корниенко, Н.А. Рудновой), «Ценностные ориентации» (ЦО) (О.И. Мотков, Т.А. Огнева).

Исследование проводилось среди учащихся средних школ Ивановской области (n=341человек, от 13 до 16 лет, М = 15,2). Использовались методы описательной статистики, регрессионный анализ, путевой анализ. 

Результаты исследования. Выявлены психологические детерминанты просоциального поведения подростков в смешанной реальности: моральная идентичность, внутренние ценностные ориентации, социальные навыки взаимодействия, мотивация анонимного, альтруистического, оказания помощи, а также помощи в ситуациях, вызывающих у подростков эмоции. Показано, что эмпатия, доверие и социальные навыки влияют на просоциальное поведение подростков не прямо, а опосредованно – через внутренние ценностные ориентации. Полученные результаты могут быть использованы в разработке программ по воспитанию и обучению просоциальному поведению, в создании благоприятной среды в школьных сообществах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Svetlana V. Lantsova, Ивановский государственный университет

аспирант кафедры психологии и социальной педагогики

Литература

Список литературы

Власенко Е.А. Адаптация русскоязычного варианта Шкалы генерализованного доверия Т.Ямагиши на выборке студентов // Психология человека в образовании. 2022. Т. 4. № 4. С. 509-520.

Ениколопов С.Н., Бочкова М.Н., Мешкова Н.В., Мешков И.А. Адаптация опросника моральной идентичности на российской выборке // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 3. C. 129–148. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150308

Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Ланцова С.В. Психология просоциального и помогающего поведения. Учебное пособие. Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2024. 220 с.

Кухтова Н.В. Содержательные и динамические характеристики личности школьников подросткового возраста с просоциальной направленностью: монография. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. 195 с.

Ланцова С.В., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Типы и мотивы просоциального поведения подростков в социальных сетях и в реальной жизни // Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2023. 1636 с. С.1398-1403.

Ланцова С.В., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Адаптация русскоязычной версии шкалы просоциальности для подростков // Вопросы психологии. 2024. № 4. С. 51-67

Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Сб. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 611-641.

Мотков О. И., Огнева Т.А. Методика «Ценностные ориентации». М.: 2008. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html (дата обращения: 11.11.2023)

Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта Tromsø для российских школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 4. С. 5–21.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 4. C. 87-97.

Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 370). URL: https://goo.su/m5SCdc (дата обращения: 15.10.2024)

Aquino K., Reed А. The self-importance of moral identity // Journal of personality and social psychology. 2002. Vol. 83(6). P. 1423-1440.

Batson C.D., Ahmad N., Lishner D.A., Tsang J.A. Empathy and altruism // Handbook of Positive Psychology. Oxford: Oxford Univ. Press, 2001. P. 485-498.

Caprara G.V., Steca P., Zelli A., Capanna C. A new scale for measuring adult’s prosocialness // European Journal of psychological assessment. 2005. Vol. 21. P. 77-89.

Carlo G., Randall B.A. The development of a measure of prosocial behaviors for late adolescents // Journal of Youth and Adolescence. 2002. V. 31(1). P. 31-44.

Eisenberg N., Fabes R., Spinrad T. Prosocial development // Handbook of child psychology: social, emotional, and personality development. 2006. Vol. 3. P. 646-718.

Erreygers S., Vandebosch H., Vranjes I., Baillien E., De Witte H. Development of a measure of adolescents’ online prosocial behavior // Journal of Children and Media. 2018. Vol. 12. P. 448-464.

Penner L.A., Fritzsche B.A., Craiger J.P., Freifeld T.S. Measuring the prosocial personality. In J.N. Butcher & C.D. Spielberger (Eds.), Advances in Personality Assessment. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1995. Vol. 10. P. 147-163.

Silvera D.H., Martinussen M., Dahl T.I. The Tromsø Social Intelligence Scale, a self-report measure of social intelligence // Scandinavian Journal of Psychology. 2001. Vol. 42. P. 313–319.

Yamagishi T. Trust as a form of social intelligence. In: K. S. Cook (ed.). Trust in society. New York: Russel Sage Foundation Publ., 2001. P. 121-147.

References

Vlasenko E. A. Adaptaciya russkoyazychnogo varianta Shkaly generalizovannogo doveriya T.Yamagishi na vyborke studentov [Russian adaptation of Yamagishi’s General Trust Scale using student sample]. Psihologiyacheloveka v obrazovanii, 2022, vol. 4, no. 4, pp. 509–520.

Enikolopov S.N., Bochkova M.N., Meshkova N.V., Meshkov I.A. Adaptacija oprosnika moral'noj identichnosti na rossijskoj vyborke [Adaptation of the Moral Identity Questionnaire in a Russian sample]. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniy, 2023, vol. 15, no. 3, pp. 129-148. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150308

Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Lantsova S.V. Psihologiya prosocial'nogo i pomogayushchego povedeniya: uchebnoe posobie [The psychology of prosocial and helping behavior: textbook]. Shuya: Izdatel'stvo Shujskogo filiala IvGU, 2024, 220 p.

Kuhtova N.V. Soderzhatel'nye i dinamicheskie harakteristiki lichnosti shkol'nikov podrostkovogo vozrasta s prosocial'noj napravlennost'yu [Content and dynamic characteristics of the personality of adolescent schoolchildren with prosocial orientation]. Vitebsk: “VSU named after P.M. Masherov”, 2010, 195 p.

Lantsova S., Shmeleva E., Kislyakov P. Tipy i motivy prosocial'nogo povedeniya podrostkov v social'nyh setyah i v real'noj zhizni [Types and motives of prosocial behaviour of adolescents in social networks and in real life]. Chelovek, sub"ekt, lichnost': perspektivy psihologicheskih issledovanij: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii [Human, Subject, Personality: Perspectives of Psychological Research: Proceedings of the All-Russian Scientific Conference], M.: Institut psihologii RAN, 2023, pp. 1398-1403.

Lantsova S., Shmeleva E., Kislyakov P. Adaptaciya russkoyazychnoj versii shkaly prosocial'nosti dlya podrostkov [Adaptation of the Russian version of the prosociality scale for adolescents]. Voprosy psihologii, 2024, no. 4. pp. 51-67.

Leont'ev D.A., Kaliteevskaya E.R., Osin E.N. Lichnostnyj potencial pri perekhode ot detstva k vzroslosti i stanovlenie samodeterminacii [Personality potential in the transition from childhood to adulthood and the development of self-determination]. sb. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostics] / ed. D. A. Leont'ev. M.: Smysl, 2011, pp. 611-641.

Motkov O. I., Ogneva T.A. Metodika Cennostnye orientacii [Methodology Value orientations]. М., 2008. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1128.html

Nasledov A.D., Semenov V.Yu. Modifikaciya shkaly social'nogo intellekta Tromsø dlya rossijskih shkol'nikov [Modification of the Tromsø Social Intelligence Scale for Russian schoolchildren]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg University]. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, 2015, no. 4. pp. 5–21.

Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Itogi cifrovoj transformacii: ot onlajn real'nosti k smeshannoj real'nosti [Outcomes of Digital Transformation: From Online Reality to Mixed Reality]. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural and historical psychology], 2020, vol.16, no. 4, pp. 87-97.

Federal educational program of basic general education (Approved by the order of the Ministry of Education of Russia from 18.05.2023 under No. 370). URL: https://goo.su/m5SCdc (accessed 15.03.2024)

Aquino K., Reed А. The self-importance of moral identity. Journal of personality and social psychology, 2002, vol. 83(6), pp. 1423-1440.

Batson C.D., Ahmad N., Lishner D.A., Tsang J.A. Empathy and altruism. Handbook of Positive Psychology. Oxford: Oxford Univ. Press, 2001, pp. 485-498.

Caprara G.V., Steca P., Zelli A., Capanna C. A new scale for measuring adult’s prosocialness. European Journal of psychological assessment, 2005, vol. 21, pp. 77-89.

Carlo G., Randall B.A. The development of a measure of prosocial behaviors for late adolescents. Journal of Youth and Adolescence, 2002, vol. 31(1), pp. 31-44.

Eisenberg N., Fabes R., Spinrad T. Prosocial development. Handbook of child psychology: social, emotional, and personality development, 2006, vol. 3, pp. 646-718.

Erreygers S., Vandebosch H., Vranjes I., Baillien E., De Witte H. Development of a measure of adolescents’ online prosocial behavior. Journal of Children and Media, 2018, vol. 12, pp. 448-464.

Penner L.A., Fritzsche B.A., Craiger J.P., Freifeld T.S. Measuring the prosocial personality. In J.N. Butcher & C.D. Spielberger (Eds.). Advances in Personality Assessment. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995, vol. 10, pp. 147-163.

Silvera D.H., Martinussen M., Dahl T.I. The Tromsø Social Intelligence Scale, a self-report measure of social intelligence. Scandinavian Journal of Psychology, 2001, vol. 42, pp. 313–319.

Yamagishi T. Trust as a form of social intelligence. In: K. S. Cook (ed.). Trust in society. New York: Russel Sage Foundation Publ., 2001, pp. 121-147.

Опубликован
2024-11-22
Как цитировать
Lantsova, S. (2024). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СМЕШАННОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-678
Раздел
Психологические исследования