Опыт духовно-нравственного воспитания студентов в высшей школе (отечественный и зарубежный опыт)

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, высшее образование, студенты, отечественный опыт, зарубежный опыт, нравственные ценности, личностное развитие

Аннотация

Обоснование. Духовно-нравственное воспитание студентов является одной из ключевых задач современного высшего образования, особенно в условиях глобализации и быстро меняющихся социальных ценностей. Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа и систематизации существующих подходов к духовно-нравственному воспитанию в высшей школе как в России, так и за рубежом. В условиях современного общества, где возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными компетенциями, но и высокими моральными качествами, духовно-нравственное воспитание становится важнейшим фактором подготовки конкурентоспособных и социально ответственных выпускников.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные методы и практики духовно-нравственного воспитания студентов на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта. В рамках исследования предполагается проанализировать теоретические основы, изучить опыт российских и зарубежных вузов, а также сформулировать рекомендации по совершенствованию системы духовно-нравственного воспитания в высшей школе.

Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ образовательных практик, а также эмпирические методы: анкетирование студентов и интервьюирование преподавателей из российских и зарубежных вузов. Эмпирическая база исследования включает данные социологических опросов, материалы экспертных интервью, официальные статистические данные и результаты анализа программ духовно-нравственного воспитания, реализуемых в ведущих университетах России и других стран.

Результаты. Результаты исследования показали, что наиболее эффективными являются интегративные подходы, сочетающие традиционные ценности с современными образовательными технологиями. Выявлено, что успешные практики духовно-нравственного воспитания включают в себя: внедрение специализированных курсов по этике и философии, организацию волонтерской деятельности, создание студенческих дискуссионных клубов, а также интеграцию этических компонентов в профессиональные дисциплины. Установлено, что зарубежный опыт отличается большей секулярностью и акцентом на гражданскую ответственность, в то время как отечественный подход чаще опирается на традиционные духовные ценности. Сделан вывод о необходимости разработки комплексной модели духовно-нравственного воспитания, адаптированной к российским реалиям, но учитывающей лучшие мировые практики.

EDN: RWPRAK

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Yulia A. Illarionova, Мелитопольский государственный университет

аспирант кафедры педагогики и психолого-педагогического образования

Литература

Список литературы

Акимова, О. Б., & Франц, А. С. (2021). Педагогика духовности как инновационное направление современного профессионального образования. Инновационные проекты и программы в образовании, (1), 11–16.

Андреев, А. Ю. (2019). Российские университеты XVIII — первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. Москва: Знак. 640 с.

Асмолов, А. Г., Шехтер, Е. Д., & Черноризов, А. М. (2019). Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции. Вопросы психологии, (4), 3–26.

Асмолов, А. Г. (2019). Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Москва: Смысл. 448 с.

Бондаревская, Е. В. (2018). Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета. 352 с.

Бондаревская, Е. В. (2019). Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, (4), 29–36.

Бордовская, Н. В., & Реан, А. А. (2018). Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург: Питер. 304 с.

Бочкарев, А. И. (2020). Проектирование системы формирования нравственной культуры будущих менеджеров в вузе. Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева. 190 с.

Галиханова, Ю. Р., & Галиханов, М. Ф. (2019). Система организации волонтерской деятельности в вузе. Высшее образование в России, 28(5), 96–106.

Гершунский, Б. С. (2018). Философия образования для XXI века. Москва: Совершенство. 608 с.

Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., & Тишков, В. А. (2019). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение. 24 с.

Загвязинский, В. И., & Р. Атаханов. (2020). Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. Москва: Академия. 208 с.

Запесоцкий, А. С. (2018). Образование: философия, культурология, политика. Москва: Наука. 456 с.

Запесоцкий, А. С. (2021). Философия и социология культуры: избранные научные труды. Санкт-Петербург: СПбГУП. 816 с.

Зимняя, И. А. (2020). Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования. Эйдос: интернет-журнал. Получено с http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 15.04.2023).

Иванова, С. В. (2020). Образование в организационно-коммуникативной среде информационного общества. Ценности и смыслы, (45), 6–21. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042

Ильин, И. А. (2021). Путь духовного обновления. Москва: Институт русской цивилизации. 1216 с.

Ильинский, И. М. (2020). Молодежь и молодежная политика. Москва: Голос. 696 с.

Ильинский, И. М. (2019). Образование, молодежь, человек. Москва: Изд-во МосГУ. 560 с.

Кирьякова, А. В. (2019). Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей. Москва: Дом педагогики. 318 с.

Лихачев, Б. Т. (2018). Философия воспитания. Москва: Владос. 336 с.

Метлик, И. В. (2019). Религия и образование в светской школе. Москва: Планета-2000. 384 с.

Москалева, Л. Ю., Троицкая, Т. С., & Троицкая, Е. М. (2023). Культурно-образовательное пространство будущих специалистов: праксеологические ориентиры. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, (12-2), 85–91. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2023.12-2.22

Мчедлов, М. П. (2018). Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. Москва: Научная книга. 447 с.

Никандров, Н. Д. (2018). Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Педагогическое общество России. 304 с.

Нысанбаев, А. Н., & Курганская, В. Д. (2019). Ценности и идеалы независимого Казахстана. Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК. 322 с.

Пирогов, Н. И. (2018). Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика. 496 с.

Российская Федерация. Правительство. (2015). Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Собрание законодательства РФ, (23), ст. 3357.

Садовничий, В. А. (2019). Университет XXI века. Размышления об университетском образовании. Москва: МГУ. 39 с.

Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., & Шиянов, Е. Н. (2018). Педагогика: учебник. Москва: Академия. 576 с.

Слободчиков, В. И. (2020). Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии. 264 с.

Смирнов, С. Д. (2020). Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности (учебное пособие). Москва: Академия. 400 с.

Сухомлинский, В. А. (2020). Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа. 288 с.

Фельдштейн, Д. И. (2020). Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития. Вопросы психологии, (3), 47–56.

Щуркова, Н. Е. (2020). Педагогика. Воспитательная деятельность педагога (учебное пособие). Москва: Юрайт. 319 с.

Akrivou, K., & Sison, A. J. G. (2020). The Inter-Processual Self: Towards a Personalist Virtue Ethics Proposal for Human Agency. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing. 340 p.

Bebeau, M. J. (2018). The defining issues test and the four component model: contributions to professional education. Journal of Moral Education, 31(3), 271–295. https://doi.org/10.1080/0305724022000008115

Bok, D. (2020). Higher Education in America. Princeton: Princeton University Press. 496 p.

Colby, A., Ehrlich, T., Beaumont, E., & Stephens, J. (2019). Educating Citizens: Preparing America's Undergraduates for Lives of Moral and Civic Responsibility. San Francisco: Jossey-Bass. 352 p.

Floridi, L. (2019). The Ethics of Information. Oxford: Oxford University Press. 384 p.

Gilligan, C. (2020). In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge: Harvard University Press. 184 p.

Goulah, J. (2021). Daisaku Ikeda and Dialogue for Peace. London: I.B. Tauris. 256 p.

Kohlberg, L. (2021). The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. San Francisco: Harper & Row. 441 p.

Kumagai, K. (2020). Ethics education in Japan. Journal of Moral Education, 49(1), 81–95.

Lickona, T. (2019). Character Matters: How to Help Our Children Develop Good Judgment, Integrity, and Other Essential Virtues. New York: Touchstone. 336 p.

Naval, C., Print, M., & Veldhuis, R. (2018). Citizenship education in Europe: recent developments. Journal of Social Science Education, 17(2), 2–10.

Noddings, N. (2020). Educating Citizens for Global Awareness. New York: Teachers College Press. 176 p.

Okano, K., & Tsuchiya, M. (2019). Education in Contemporary Japan: Inequality and Diversity. Cambridge: Cambridge University Press. 304 p.

Rest, J. R. (2019). Moral Development: Advances in Research and Theory. New York: Praeger. 224 p.

Strand, T. (2021). The Making of a New European Citizenship: Identity, Culture, Ethics. Oxford: Peter Lang. 320 p.

Taylor, C. (2018). A Secular Age. Cambridge: Harvard University Press. 896 p.

References

Akimova, O. B., & Franz, A. S. (2021). Spirituality pedagogy as an innovative trend in modern professional education. Innovative Projects and Programs in Education, (1), 11–16.

Andreev, A. Yu. (2019). Russian universities of the eighteenth-first half of nineteenth centuries in the context of European university history. Moscow: Znak. 640 p.

Asmolov, A. G., Shekhter, E. D., & Chernorizov, A. M. (2019). Preadaptation to uncertainty as navigation strategy for evolving systems: Evolution routes. Questions of Psychology, (4), 3–26.

Asmolov, A. G. (2019). Psychology of personality: Cultural-historical understanding of human development. Moscow: Smysl. 448 p.

Bondarevskaya, E. V. (2018). Theory and practice of person-centered education. Rostov-na-Donu: Publishing House of Rostov Pedagogical University. 352 p.

Bondarevskaya, E. V. (2019). Value-based foundations of person-centered education. Pedagogy, (4), 29–36.

Bordovskaya, N. V., & Rean, A. A. (2018). Pedagogy: Textbook. Saint Petersburg: Peter. 304 p.

Bochkarev, A. I. (2020). Designing a system for forming moral culture of future managers in higher education institution. Tolyatti: Volzhsky University named after V.N. Tatischev. 190 p.

Galikhana, Yu. R., & Galikhana, M. F. (2019). Volunteer activity organization system in higher education institution. Higher Education in Russia, 28(5), 96–106.

Gershunskii, B. S. (2018). Philosophy of education for the twenty-first century. Moscow: Sovershenstvo. 608 p.

Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M., & Tishkov, V. A. (2019). Concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia. Moscow: Prosveshchenie. 24 p.

Zagvyazinsky, V. I., & Atakhanov, R. (2020). Methodology and methods of psycho-pedagogical research: Textbook. Moscow: Akademiya. 208 p.

Zapesotsky, A. S. (2018). Education: Philosophy, cultural studies, politics. Moscow: Nauka. 456 p.

Zapesotsky, A. S. (2021). Philosophy and sociology of culture: Selected scientific works. Saint Petersburg: SPBGUP. 816 p.

Zimnyaya, I. A. (2020). Key competencies — new paradigm of modern education outcome. Eydos: Internet journal. Retrieved April 15, 2023, from http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

Ivanova, S. V. (2020). Education in information society organizational-communicative environment. Values and Meanings, (45), 6–21. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10042

Il'in, I. A. (2021). Way of spiritual renewal. Moscow: Institute of Russian Civilization. 1216 p.

Il'inskii, I. M. (2020). Youth and youth policy. Moscow: Golos. 696 p.

Il'inskii, I. M. (2019). Education, youth, individual. Moscow: MosGU Publishing House. 560 p.

Kir'yakova, A. V. (2019). Axiology of education. Individual orientation in the world of values. Moscow: Dom pedagogiki. 318 p.

Likhachev, B. T. (2018). Philosophy of education. Moscow: Vlados. 336 p.

Metlik, I. V. (2019). Religion and education in secular schools. Moscow: Planeta-2000. 384 p.

Moskvaleva, L. Yu., Troitskaya, T. S., & Troitskaya, E. M. (2023). Cultural-educational space of future professionals: Praxeological guidelines. Modern Science: Current Problems of Theory and Practice. Series: Humanities, (12-2), 85–91. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2023.12-2.22

Mchedlov, M. P. (2018). Religious essays. Religion in the spiritual and public-political life of modern Russia. Moscow: Nauchnaya kniga. 447 p.

Nikandrova, N. D. (2018). Russia: Socialization and education at the turn of millenniums. Moscow: Pedagogical Society of Russia. 304 p.

Nyisanbayev, A. N., & Kurganskaya, V. D. (2019). Values and ideals of independent Kazakhstan. Almaty: Institute of Philosophy, Politics and Religions of the Ministry of Education and Science of RK. 322 p.

Pirogov, N. I. (2018). Selected pedagogical writings. Moscow: Pedagogika. 496 p.

Russian Federation. Government. (2015). On approving Strategy of Upbringing Development in the Russian Federation until 2025: Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r. Official Gazette of the Russian Federation, (23), Article 3357.

Sadovnichiy, V. A. (2019). University of the twenty-first century. Reflections on university education. Moscow: MSU. 39 p.

Slastenin, V. A., Isaev, I. F., & Shiianov, E. N. (2018). Pedagogy: Textbook. Moscow: Akademiya. 576 p.

Slobochikov, V. I. (2020). Anthropological perspective of Russian education. Yekaterinburg: Publishing Department of Yekaterinburg Diocese. 264 p.

Smirnov, S. D. (2020). Pedagogy and psychology of higher education: From activity to personality (Textbook). Moscow: Akademiya. 400 p.

Sukhomlinsky, V. A. (2020). Heart given to children. Kyiv: Radiyanska shkola. 288 p.

Feldshtein, D. I. (2020). Psychological and pedagogical problems of building a new school amid significant changes in children's development situation. Questions of Psychology, (3), 47–56.

Shchurkova, N. E. (2020). Pedagogy. Teacher's nurturing activity (Textbook). Moscow: Yurayt. 319 p.

Akrivou, K., & Sison, A. J. G. (2020). The Inter-Processual Self: Towards a Personalist Virtue Ethics Proposal for Human Agency. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing. 340 p.

Bebeau, M. J. (2018). The defining issues test and the four component model: contributions to professional education. Journal of Moral Education, 31(3), 271–295. https://doi.org/10.1080/0305724022000008115

Bok, D. (2020). Higher Education in America. Princeton: Princeton University Press. 496 p.

Colby, A., Ehrlich, T., Beaumont, E., & Stephens, J. (2019). Educating Citizens: Preparing America's Undergraduates for Lives of Moral and Civic Responsibility. San Francisco: Jossey-Bass. 352 p.

Floridi, L. (2019). The Ethics of Information. Oxford: Oxford University Press. 384 p.

Gilligan, C. (2020). In a Different Voice: Psychological Theory and Women's Development. Cambridge: Harvard University Press. 184 p.

Goulah, J. (2021). Daisaku Ikeda and Dialogue for Peace. London: I.B. Tauris. 256 p.

Kohlberg, L. (2021). The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice. San Francisco: Harper & Row. 441 p.

Kumagai, K. (2020). Ethics education in Japan. Journal of Moral Education, 49(1), 81–95.

Lickona, T. (2019). Character Matters: How to Help Our Children Develop Good Judgment, Integrity, and Other Essential Virtues. New York: Touchstone. 336 p.

Naval, C., Print, M., & Veldhuis, R. (2018). Citizenship education in Europe: recent developments. Journal of Social Science Education, 17(2), 2–10.

Noddings, N. (2020). Educating Citizens for Global Awareness. New York: Teachers College Press. 176 p.

Okano, K., & Tsuchiya, M. (2019). Education in Contemporary Japan: Inequality and Diversity. Cambridge: Cambridge University Press. 304 p.

Rest, J. R. (2019). Moral Development: Advances in Research and Theory. New York: Praeger. 224 p.

Strand, T. (2021). The Making of a New European Citizenship: Identity, Culture, Ethics. Oxford: Peter Lang. 320 p.

Taylor, C. (2018). A Secular Age. Cambridge: Harvard University Press. 896 p.


Просмотров аннотации: 94
Загрузок PDF: 44

Опубликован
2025-02-28
Как цитировать
Illarionova, Y. (2025). Опыт духовно-нравственного воспитания студентов в высшей школе (отечественный и зарубежный опыт). Russian Journal of Education and Psychology, 16(1), 55-72. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-1-673
Раздел
Педагогические исследования