Умное обучение с использованием искусственного интеллекта: пути совершенствования процесса преподавания общеобразовательных предметов в вузе (опыт Китая)
Аннотация
Обоснование. Новая волна революции в области информационных технологий поставила перед высшим образованием множество новых вызовов. В контексте столкновения традиционных концепций обучения и современных технологий «искусственный интеллект + обучение» появилась новая модель умного обучения. Вместе с тем интеграция технологий искусственного интеллекта в обучение породила определенные проблемы, решение которых является актуальным, и основной фактор, помогающий их решить – формирование качественного уровня преподавания в условиях использования SMART-технологий.
Цель. Данное исследование ставит целью выявление путей и способов оптимизации методов преподавания в вузах Китая при переходе на умное обучение с применением искусственного интеллекта. Ставятся задачи: проанализировать актуальные проблемы в реализации умного обучения с использованием искусственного интеллекта в вузах; выявить на основе сравнения эмпирических и теоретических данных оптимальные пути построения умного обучения (на примере преподавания общеобразовательных предметов в Хэйхэском университете); представить направление конкретных шагов по решению возникающих в вузах проблем.
Материалы и методы. Материалами послужили научные публикации российских и китайских специалистов последних лет, а также эмпирические данные, собранные авторами в Хэйхэском университете с помощью образовательных платформ на основе искусственного интеллекта «Super Star Learning Channel» и «Wisdom Tree Network». Для анализа был выбран процесс преподавания общеобразовательных предметов в силу их направленнности на формирование общего развития обучаемых, способности к нахождению в социуме, фундамента для освоения специализированных предметов. Были применены: общетеоретический анализ научной литературы с целью выявления степени изученности вопроса; эмпирические методы сбора материала, который лег в основу анализа процесса умного обучения, и в завершение был применен метод системного анализа для заключительных выводов.
Результаты. В контексте применения искусственного интеллекта, с точки зрения учебной среды, учебной модели, формирования преподавательского состава и механизма оценивания на примере анализа процесса преподавания общеобразовательных предметов в Хэйхэском университете обсуждаются практические стратегии умного обучения общеобразовательным предметам в вузах, которые призваны сделать преподавание более адресным, обучение студентов – более персонализированным, а методы управления в вузах – более научными. Подчеркивается важность для преподавателя не только объективно подходить к оценке результатов обучения, но и анализировать возникающие проблемы для решения их в практической деятельности. Приведены практические рекомендации по трансформации процесса преподавания при переходе с традиционного на умное обучение, которые, по мнению авторов, могут оптимизировать процесс обучения в целом, применительно ко всем дисциплинам.
Информация о спонсорстве. Статья подготовлена в рамках общего проекта «Исследование реформы преподавания в высшем образовании провинции Хэйлунцзян» в 2024 г.: «Исследование путей высококачественного развития реформы преподавания общеобразовательных дисциплин в вузах использованием искусственного интеллекта». Проект №: SJGYB2024714.
EDN: EQTHBG
Скачивания
Литература
Список литературы
Казданян, С. Ш. (2017). Некоторые проблемы и перспективы развития высшей школы в России. Успехи современной науки и образования, 4(1), 137–141.
Липс, Н. И. (2023). SMART-образование как фактор влияния на изменение подходов к организации образовательной деятельности студентов. Наукосфера, (1-1), 137–144.
Моисеева, Т. В. (2021). Внедрение искусственного интеллекта в высшее профессиональное образование. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, (2-2), 70–76. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.02-2.21
Резаев, А. В., Степанов, А. М., & Трегубова, Н. Д. (2024). Высшее образование в эпоху искусственного интеллекта. Высшее образование в России, 33(4), 49–62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62
Субботина, М. В. (2024). Искусственный интеллект и высшее образование – враги или союзники. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология, 24(1), 176–183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183
Zhang, X., Lin, Y., & Liu, X. (2017). Chinese national optical education small private online course system. Conference on Education and Training in Optics and Photonics: ETOP 2017: proceedings (vol. 10452). Hangzhou. https://doi.org/10.1117/12.2269293
王嵩林. 人工智能在高校教学中的应用及实现路径研究 // 网络安全和信息化. 2023. № 8. 55-57页. Ван, С. Л. (2023). Исследование путей применения и внедрения искусственного интеллекта в преподавании в вузах. Сетевая безопасность и информатизация, (8), 55–57.
王君丹. AI时代智慧教学的应用与研究. 江苏科技信息. 2024. 41(18). 25-28页. Ван, Дж. Д. (2024). Применение и исследование методов обучения мудрости в эпоху искусственного интеллекта. Научно-техническая информация Цзянсу, (41)(18), 25–28.
李丹莎. 高校多媒体教室设备运维现状研究 / 李丹莎, 胡西民, 付刚等. 中国教育技术装备. 2020. (8). 30-32页. Ли, Д. Ш., Ху, С. М., & Фу, Г. (2020). Исследование текущей ситуации эксплуатации и обслуживания мультимедийного оборудования в аудиториях вузов. Техническая оснащенность в сфере образования в Китае, (8), 30–32.
李志峰, 张柯. 化智为慧:智慧教育时代高校智慧教学之“愚”及其治理 // 江苏高教. 2022. (12). 115-121+150页. Ли, Ч. Ф., & Чжан, К. (2022). Превращение знаний в мудрость: «ошибки» в умном преподавании в вузах в эпоху умного образования и их устранение. Высшее образование в провинции Цзянсу, (12), 115–121+150.
李妍. 人工智能时代高校教师信息化教学能力提升策略研究 // 创新创业理论研究与实践. 2024. 5. 117-119页. Ли, Я. (2024). Исследование стратегий повышения компетенции преподавателей вузов в области информационного преподавания в эпоху искусственного интеллекта. Исследования и практика теории инноваций и предпринимательства, (5), 117–119.
罗艳萍. 后疫情时代下高校体育教学模式改革的困境与挑战 // 田径. 2024. (9). 53-55页. Ло, Я. П. (2024). Трудности и проблемы реформирования моделей учебного процесса по физическому воспитанию в вузах в постэпидемическую эпоху. Легкая атлетика, (9), 53–55.
马辉. 人工智能背景下工科院校大学英语智慧教学模式的构建策略 // 黑龙江工程学院学报. 2024. 38(4). 75-79. Ма, Х. (2024). Стратегии построения моделей умного преподавания английского языка в инженерных вузах с применением искусственного интеллекта. Журнал Хэйлунцзянского инженерного института, 38(4), 75–79.
孙跃轩. 人工智能背景下高校教育教学管理的创新发展 // 产业与科技论坛. 2023. 22卷. № 13. 288-289页. Сунь, Ю. С. (2023). Инновационное развитие управления образованием и обучением в вузах в контексте искусственного интеллекта. Промышленная и научная трибуна, 22(13), 288–289.
何攀利. 人工智能技术对高校教育教学管理的影响 // 辽宁开放大学学报. 2024. 3 (172). 79-82页. Хэ, П. Л. (2024). Влияние технологий искусственного интеллекта на управление образованием и обучением в вузах. Вестник Ляонинского открытого университета, (3)(172), 79–82.
杨建梅, 王茗涵, 徐睿. 数字化转型赋能专门用途英语AI双师智慧教学模式构建 // 医学教育研究与实践. 2024. 32(5). 634-641页. Ян, Дж. М., Ван, М. Х., & Сюй, Ж. (2024). Цифровая трансформация позволяет создать интеллектуальную модель обучения преподавателям английскому языку с использованием искусственного интеллекта. Исследования и практика в области медицинского образования, 32(5), 634–641.
References
Kazdanian, S. S. (2017). Some problems and prospects for the development of higher education in Russia. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya [Advances in Modern Science and Education], 4(1), 137–141.
Lips, N. I. (2023). SMART-education as a factor influencing changes in approaches to organizing students' educational activities. Naukosfera [Naukosphere], (1-1), 137–144.
Moiseeva, T. V. (2021). Introduction of artificial intelligence in higher professional education. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki [Modern Science: Current Problems of Theory and Practice. Series: Humanities], (2-2), 70–76. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2021.02-2.21
Rezaev, A. V., Stepanov, A. M., & Tregubova, N. D. (2024). Higher education in the era of artificial intelligence. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 33(4), 49–62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-4-49-62
Subbotina, M. V. (2024). Artificial intelligence and higher education - enemies or allies? Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology], 24(1), 176–183. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-176-183
Zhang, X., Lin, Y., & Liu, X. (2017). Chinese national optical education small private online course system. 14th Conference on Education and Training in Optics and Photonics: ETOP 2017: Proceedings (Vol. 10452). Hangzhou. https://doi.org/10.1117/12.2269293
Wang, S. L. (2023). Research on application and implementation pathways of artificial intelligence in university teaching. Network Security and Informatization, (8), 55–57.
Wang, J. D. (2024). Application and research of wisdom teaching methods in the AI era. Scientific and Technical Information of Jiangsu, (41)(18), 25–28.
Li, D. S., Hu, X. M., & Fu, G. (2020). Research on the current situation of operation and maintenance of multimedia classroom equipment in higher education institutions. Technical Equipment in the Field of Education in China, (8), 30–32.
Li, Z. F., & Zhang, K. (2022). Transforming knowledge into wisdom: mistakes in smart teaching in higher education institutions in the era of smart education and their elimination. Higher Education in Jiangsu Province, (12), 115–121+150.
Li, Y. (2024). Research on strategies for improving the competence of university teachers in the field of informatization teaching in the era of artificial intelligence. Research and Practice of the Theory of Innovation and Entrepreneurship, (5), 117–119.
Luo, Y. P. (2024). Difficulties and problems of reforming physical education teaching models in higher education institutions in the post-epidemic era. Athletics, (9), 53–55.
Ma, H. (2024). Strategies for building models of smart English teaching in technology higher education institutions with artificial intelligence application. Journal of Heilongjiang Institute of Engineering, (38)(04), 75–79.
Sun, Y. X. (2023). Innovative development of education and training management in universities in the context of artificial intelligence. Industrial & Science Tribune, 22(13), 288–289.
He, P. L. (2024). The impact of artificial intelligence technologies on education and training management in universities. Journal of Liaoning Open University, (3)(172), 79–82.
Yang, J. M., Wang, M. H., & Xu, R. (2024). Digital transformation allows creation of an intelligent model of teaching English by teachers using artificial intelligence. Research and Practice in Medical Education, (32)(05), 634–641.
Просмотров аннотации: 145 Загрузок PDF: 77
Copyright (c) 2025 Xiaoyu Wang, Yan Li, Jing Yan

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.