ЖИЗНЕСТОЙКОЕ СОВЛАДАНИЕ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

  • Valentina V. Gagay бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
  • Elena I. Alferova бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: старшие подростки, суицидальный риск, жизнестойкое совладание, жизнестойкие копинг-стратегии, жизнестойкость, позитивное эмоциональное отношение к будущему, превенция суицидального риска

Аннотация

Актуальность. В статье представлены результаты эмпирического исследования личностных ресурсов преодоления старшими подростками суицидального риска. Авторами  уточнено понимание личностных ресурсов преодоления суицидального риска как системной характеристики личности, включающей в себя жизнестойкие стратегии совладания, жизнестойкие убеждения, позитивное эмоциональное отношение к будущему и обеспечивающей достаточный уровень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях.

Цель исследования. Выявление особенности жизнестойкого совладания старших подростков с разным уровнем суицидального риска.

Материалы и методы.  «Опросник суицидального риска» (А.Г. Шмелев в модификации Т.Н. Разуваевой), «Тест жизнестойкости Мадди» (адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой), методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) (Н.С.Эндлер, Д.А.Паркер, в  адапт. Т.Л. Крюковой), методика эмоционального отношения к будущему (М.Р. Гинзбург). В исследовании приняло участие 164 подростка (учащиеся 8-х классов обоего пола) общеобразовательной школы г. Сургута.

Результаты. В статье описаны особенности жизнестойкого совладания старших подростков с разным уровнем суицидального риска. Представлены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что низким значениям жизнестойкости и ее компонентов соответствуют высокие значения суицидального риска и, наоборот, высоким значениям жизнестойкости и ее компонентов - низкие значения суицидального риска. На основании полученных эмпирических данных сделан вывод о том, что жизнестойкое совладание выступает в качестве личностного ресурса, помогающего старшему подростку преодолевать трудные жизненные ситуации и тем самым снижать риск суицидального поведения.

Область применения результатов. Показаны возможности использования результатов данного исследования в целях первичной профилактики суицидального риска среди старших подростков, направленной на развитие личностных ресурсов обучающихся.

Информация о спонсорстве. Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ «Сургутский государственный педагогический университет» на 2024–2026 гг. по теме «Создание психологически безопасной среды в образовательных организациях ХМАО-Югры».

EDN: GUGMIH

gugmih.png

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Valentina V. Gagay, бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии

Elena I. Alferova, бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии

Литература

Список литературы

Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В.Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.

Амбрумова А. Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения // Комплексные исследования в суицидологии: Сб. науч. тр. М.: Московский НИИ психиатрии МЗ СССР, 1986. С. 7-25.

Амбрумова А.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трейнина // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. С. 29-36.

Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 3. С. 482-497. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497

Банников Г.С., Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Синицына Т.Ю. Методические рекомендации психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. 40 c.

Васягина Н.Н., Баринова Е.С., Григорян Е.Н., Шемпелева Н.И. Связь риска суицидального поведения и личностных ресурсов обучающихся // Национальный психологический журнал. 2023. № 1. С. 114-125. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0110

Гармаева Т.В., Будаева Э.В. Психология развития рисков суицидального поведения подростков // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Том 4, № 3. http://mir-nauki.com/PDF/03PSMN316.pdf/

Гинзбург М.Р.Психология личностного самоопределения. Автореферат … д-ра психол. н. М.: ПИ РАО, 1996. 61 с.

Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 296 с.

Положий Б. С. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации / Б. С. Положий, Е. А. Панченко. // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012. № 2. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer16.php

Попов Ю.В., Пичиков А.А. Суицидальное поведение у подростков. Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. 366 с.

Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Макушкин Е.В., Шкитырь Е.Ю. Клинические и психологические подходы к исследованию проблемы суицидов у подростков // Российский психиатрический журнал. 2017. № 6. С. 24-31. https://rpj.serbsky.ru/index.php/rpj/article/view/475

Тудупова Т.Ц., Батуева Н.Г., Парфентьева Т.А. Детско-родительские отношения и негативно окрашенные состояния как факторы суицидального риска в подростковом возрасте // Психолог. 2018. № 6. С. 32-40. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2018.6.28068

Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра // Медицинская психология в России: электронный научный журн. 2012. № 2. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php

Galligan S. B. [et al.]. Understanding the link between gender role confl ict, resilience, and propensity for suicide in adolescent and emerging adult males // International Journal of Men’s Health. 2010. Vol. 9, № 3. P. 201-210. https://doi.org/10.3149/jmh.0903.201

Rutz W., Knorring L., Pihlgren H., Rihmer Z., Walinder J. Prevention of male suicides: lessons from Gotland study // The Lancet. 1995. Vol. 345. P. 524. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(95)90622-3

Van Heeringen K. A stress-diathesis model of suicidal behavior // The Neurobiological Basis of Suicide / Eds Y. Dwivedi. CRC Press, 2012. http://dx.doi.org/10.1201/b12215-7

References

Aleksandrova L. A. Towards the concept of resilience in psychology // Sibirskaya psixologiya segodnya: sbornik nauchny`x trudov [Siberian psychology today: collection of research papers]. Iss. 2 / Edited by M. M. Gorbatova, A. V. Seryy, M. S. Yanitsky. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004, pp. 82-90.

Ambrumova A. G. Suicidal behavior as an object of complex study. Kompleksny`e issledovaniya v suicidologii : Sbornik nauchny`x trudov [Complex research in suicidology: Collection of research papers]. Moscow: Moscow Research Institute of Psychiatry of the USSR Ministry of Health, 1986, pp. 7-25.

Ambrumova A. G. On the issue of self-destructive behavior of adolescents / A. G. Ambrumova, E. G. Treinina. Self-destructive behavior of adolescents. Leningrad, 1991, pp. 29-36.

Baeva I. A., Gayazova L. A., Kondakova I. V. Personal resources of psychological safety of adolescents and youth in the educational environment. Integraciya obrazovaniya [Integration of Education], 2021, vol. 25, no. 3, pp. 482-497. https://doi.org/10.15507/1991-9468.104.025.202103.482-497

Bannikov G. S., Vikhristyuk O. V., Miller L. V., Sinitsyna T. Yu. Methodological recommendations for psychologists of educational institutions on the identification and prevention of suicidal behavior among minors. Moscow: MSUPE, 2013, 40 p.

Vasiagina N. N., Barinova E. S., Grigorian E. N., Shempeleva N. I. The correlation between the risk of suicidal behavior and personal resources of students. Nacional`ny`j psixologicheskij zhurnal [National psychology journal], 2023, no. 1, pp. 114-125. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0110

Garmaeva T. V., Budaeva E. V. Psychology of development of risks of suicidal behavior in adolescents. Internet-zhurnal «Mir nauki» [Web journal «World of Science»], 2016, vol. 4, iss. 3. http://mir-nauki.com/PDF/03PSMN316.pdf

Ginzburg M. R. Psychology of personal self-determination. Extended abstract of Dr. habil. Sci. (Psy.) dissertation. Moscow: PI RAE, 1996, 61 p.

Leontiev D. A., Rasskazova E. I. Test of Vitality. M.: Smysl, 2006, 63 p.

Odintsova M. A. Psychology of resilience. Moscow: FLINTA: Nauka, 2015, 296 p.

Polozhiy B. S. Suicides among children and adolescents in Russia: modern situation and ways of its normalization / B. S. Polozhiy, E. A. Panchenko. Medicinskaya psixologiya v Rossii: elektronny`j nauchnyj zhurnal [Medical psychology in Russia: digital scientific journal], 2012, no. 2. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer16.php

Popov Yu. V., Pichikov A. A. Suicidal behavior in adolescents. Saint-Petersburg: SpecLit, 2017, 366 p.

Syrokvashina K.V., Dozortseva E.G., Badmaeva V.D., Makushkin E.V., Shkityr E.Yu. Actual clinical and psychological approaches towards problem of suicides in adolescents. Rossijskij psixiatricheskij zhurnal [Russian Journal of Psychiatry], 2017, no. 6, pp. 24-31. https://rpj.serbsky.ru/index.php/rpj/article/view/475

Tudupova T. Ts., Batueva N. G., Parfentieva T. A. Parent-child relationships and negatively colored states as factors of suicide risk in adolescence. Psixolog [Psychologist], 2018, no. 6, pp. 32-40. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2018.6.28068

Kholmogorova A. B., Volikova S. V. The main results of the study of suicide risk factors in adolescents based on the psychosocial multifactorial model of affective spectrum disorders. Medicinskaya psixologiya v Rossii: e`lektronny`j nauchny`j zhurnal [Medical psychology in Russia: digital scientific journal], 2012, no. 2. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer11.php

Galligan S. B. [et al.]. Understanding the link between gender role confl ict, resilience, and propensity for suicide in adolescent and emerging adult males. International Journal of Men’s Health, 2010, vol. 9 (3), pp. 201-210. https://doi.org/10.3149/jmh.0903.201

Rutz W., Knorring L., Pihlgren H., Rihmer Z., Walinder J. Prevention of male suicides: lessons from Gotland study. The Lancet, 1995, vol. 345, p. 524. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(95)90622-3

Van Heeringen K. A stress-diathesis model of suicidal behavior. The Neurobiological Basis of Suicide. Eds Y. Dwivedi. CRC Press, 2012. http://dx.doi.org/10.1201/b12215-7

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Gagay, V., & Alferova, E. (2024). ЖИЗНЕСТОЙКОЕ СОВЛАДАНИЕ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-626
Раздел
Психологические исследования