ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация
Обоснование. В связи с распространением инклюзивных практик школы столкнулись с таким деструктивным явлением, как психологическая травля детей с нарушениями развития. Инициаторами травли являются их здоровые ровесники. Авторы приводят результаты исследования, отражающие характер агрессивных воздействий и реакции на них со стороны обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель – изучение вовлеченности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательную школу, в психологическую травлю в роли жертвы.
Материалы и методы. Исследование проводилось с участием 72 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями развития разных нозологических групп. Основным методом явился устный опрос обучающихся. Он проводился с использованием 4 групп вопросов.
Результаты. Современные общеобразовательные школы, не обладающие инклюзивной культурой, не готовы к реализации инклюзивных процессов. Это подтверждается фактами психологической травли детей с проблемами в здоровье, которую провоцируют и развивают их сверстники возрастной нормы. Школьник с ограниченными возможностями здоровья испытывает на себе негативные воздействия чаще вербального и реже физического характера. Эти воздействия со стороны здоровых детей предпринимаются для исключения ровесника с особенностями развития из их коллектива. В агрессивных вербальных реакциях отражается лексика, указывающая на заболевания ученика и те внешние проявления, которые обусловлены болезнью. Несмотря на статус жертвы, большинство учеников с нарушениями развития продолжает обучение в этом же инклюзивном классе. В роли жертвы чаще оказываются те школьники, которые имеют низкую самооценку и обладают виктимным поведением. Около половины подростков с нарушениями развития из числа опрошенных не испытывают агрессивных воздействий со стороны здоровых сверстников.
EDN: BCHKEC
Скачивания
Литература
Список литературы
Бочавер А.А., Горлова, Н.В., Хломов, К.Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ // Психологические исследования. 2021. № 14 (76). https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.138
Викжанович С.Н. Профилактика буллинга в отношении обучающихся с расстройствами аутистического спектра в школьной инклюзивной практике // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2023. №7 (июль). ART 3276. URL: http://emissia.org/offline/2023/3276.htm (дата обращения: 03.10.2024).
Викжанович С.Н. Стратегия профилактики буллинга в инклюзивной среде обучающихся с задержкой психического развития // Общество. 2023. № 3-2 (30). С. 35-38.
Кузьмина О.С. Показатели инклюзивной культуры общеобразовательной школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2023. №7 (июль). ART 3273. URL: http://emissia.org/offline/2023/3273.htm (дата обращения: 03.10.2024).
Новикова М.А., Реан А.А. Влияние школьного климата на возникновение травли: отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. № 2. 78-97. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97
Полянский А.И., Мартиросян В.Д. Инклюзивная культура в образовательной организации // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 1. С. 67-72. http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2018.1.7
Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 2. C. 97-112. https://doi.org/10.17759/cpse.2016050207
Четверикова Т.Ю. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья как жертвы буллинга в инклюзивной школьной практике // Терапевт. 2023. № 8. С. 5-16. https://doi.org/10.33920/MED-12-2308-01
Якубенко О.В. Медико-психолого-педагогическая коррекция клинических проявлений агрессивного поведения у школьников в условиях реализации инклюзивного обучения // Терапевт. 2023. № 8. С. 17-22. https://doi.org/10.33920/MED-12-2308-02
Avramidis E., Bayliss P., Burden R. A survey into mainstream teachers’ attitudes towards the inclusion of children with special educational needs in the ordinary school in one local education authority // Educational Psychology. 2020. Vol. 20 (2). Р. 191–211. https://doi.org/10.1080/713663717
Lobato Chaves D., de Souza M. Bullying, Prejudice and Barbarism // Creative Education. 2016. No. 7. P. 1181-1188. https://doi.org/10.4236/ce.2016.79123
Ma X. Bullying in Middle School: Individual and School Characteristics of Victims and Offenders // School Effectiveness and School Improvement. 2002. Vol. 13. No 1. P. 63–89. https://doi.org/10.1076/sesi.13.1.63.3438
Mucherah W., Finch H., White T., Thomas K. The Relationship of School Climate, Teacher Defending and Friends on Students' Perceptions of Bullying in High School // Journal of Adolescence. 2018; Vol. 62. January: 128-139. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.012
Olweus D. School Bullying: Development and Some Important Challenges // Annual Review of Clinical Psychology. 2013. Vol. 9. P. 751-780. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050212-185516
Yoon J., Sulkowski M.L., Bauman S.A. Teachers’ Responses to Bullying Incidents: Effects of Teacher Characteristics and Contexts // Journal of School Violence. 2016. 15(1). P. 91-113. https://doi.org/10.1080/15388220.2014.963592
References
Bochaver A.A. Gorlova N.V., Khlomov K.D. Bullying within educational environment: survey of school staff. Psihologicheskie issledovaniya [Psychological studies], 2021, no. 14 (76). https://doi.org/10.54359/ps.v14i76.138
Vikzhanovich S.N. Prevention of bullying in relation to students with autism spectrum disorders in school inclusive practice. Pis'ma v Emissiya. Offlajn [The Emissia.Offline Letters], 2023, no. 7. URL: http://emissia.org/offline/2023/3276.htm (accessed October 03, 2024).
Vikzhanovich S.N. Strategy for the prevention of bullying in an inclusive school environment of children with mental retardation. Obshchestvo [Society], 2023, no. 3-2 (30), pp. 35-38.
Kuzmina O.S. Indicators of inclusive culture in secondary school. Pis'ma v Emissiya. Offlajn [The Emissia.Offline Letters], 2023, no. 7. URL: http://emissia.org/offline/2023/3273.htm (accessed October 03, 2024).
Novikova M., Rean A. Influence of School Climate on Bullying Prevalence: Russian and International Research Experience. Voprosy obrazovaniya [Educational studies], 2019, no. 2, pp. 78-97. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-78-97
Polyansky A.I., Martirosyan V.D. Inclusive culture in the educational organisation. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Scientific works of the Moscow humanitarian university], 2018, no. 1, pp. 67-72. http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2018.1.7
Samsonova E.V., Melnikova V.V. The Willingness of Teachers of Educational Organization to Work with Children with Disabilities as a Key Factor of Success of an Inclusive Process. Klinicheskaya i special'naya psihologiya [Clinical Psychology and Special Education], 2016, vol. 5, no. 2, pp. 97-112. https://doi.org/10.17759/cpse.2016050207
Chetverikova T.Yu. Students with limited health capacities as bullying victims in inclusive school practice. Terapevt [Therapist], 2023, no. 8, pp. 5-16. https://doi.org/10.33920/MED-12-2308-01
Yakubenko O.V. Medical, psychological, and pedagogical correction of clinical manifestations of aggressive behavior in schoolchildren in the context of inclusive education. Terapevt [Therapist], 2023, no. 8, pp. 17-22. https://doi.org/10.33920/MED-12-2308-02
Avramidis E., Bayliss P., Burden R. A survey into mainstream teachers’ attitudes towards the inclusion of children with special educational needs in the ordinary school in one local education authority. Educational Psychology, 2020, vol. 20 (2), pp. 191–211. https://doi.org/10.1080/713663717
Lobato Chaves D., de Souza M. Bullying, Prejudice and Barbarism. Creative Education, 2016, no. 7, pp. 1181-1188. https://doi.org/10.4236/ce.2016.79123
Ma X. Bullying in Middle School: Individual and School Characteristics of Victims and Offenders. School Effectiveness and School Improvement, 2002, vol. 13, no. 1, pp. 63-89. https://doi.org/10.1076/sesi.13.1.63.3438
Mucherah W., Finch H., White T., Thomas K. The Relationship of School Climate, Teacher Defending and Friends on Students' Perceptions of Bullying in High School. Journal of Adolescence, 2018, vol. 62. January, pp. 128-139. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.11.012
Olweus D. School Bullying: Development and Some Important Challenges. Annual Review of Clinical Psychology, 2013, vol. 9, pp. 751-780. https://doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050212-185516
Yoon J., Sulkowski M.L., Bauman S.A. Teachers’ Responses to Bullying Incidents: Effects of Teacher Characteristics and Contexts. Journal of School Violence, 2016, no. 15(1), pp. 91-113. https://doi.org/10.1080/15388220.2014.963592
Copyright (c) 2024 Svetlana V. Velieva, Tatiana Yu. Chetverikova

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.