МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ТРЕНЕРА И ПСИХОЛОГА СО СТУДЕНЧЕСКИМИ СПОРТИВНЫМИ КОМАНДАМИ
Аннотация
Обоснование. Данная статья является продолжением серии исследований по применению метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе со студентами. МАК, являясь относительно новым, удобным и универсальным арт-терапевтическим инструментом для стабилизации психоэмоционального состояния, может помогать тренеру и психологу во взаимодействии со студенческими спортивными командами колледжей. Метафора через визуализацию способствует более быстрому достижению терапевтического эффекта, что является очень ценным во время подготовительного и соревновательного периодов. В нашем исследовании приняли участие 66 студентов в возрасте от 15 до 20 лет, которые являются членами сборных команд колледжа по волейболу (юноши- 16 человек и девушки - 16 человек), баскетболу (юноши - 14 человек), футболу (юноши - 20 человек). Применение МАК при сопровождении команды тренером и психологом продемонстрировало более быстрый терапевтический эффект, помогая стабилизировать их психоэмоциональное состояние, снизить тревожность, нормализировать настроение.
Цель – оценить эффективность применения МАК в работе тренера и психолога со студенческими спортивными командами для стабилизации и улучшения психоэмоционального состояния студентов.
Материалы и методы. Исследование проводилось при помощи стандартизированной диагностической методики — психологическое тестирование, дополнительно проводился опрос тренеров и психологов, работающих с метафорическими ассоциативными картами.
Результаты. Исследование показало, что использование МАК является эффективным и удобным арт-терапевтическим инструментом в работе со спортивными командами, способствуя стабилизации и улучшению психоэмоционального состояния спортсменов. Полученные данные подтверждают научную обоснованность использования МАК в этой сфере.
EDN: FTUUUR
Скачивания
Литература
Список литературы
Аксютина З.А. Метафорические ассоциативные карты: работа с метафорой // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2023. № 208. С. 189-199. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-208-189-199
Барканова О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / Серия: Библиотека актуальной психологии. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2009. 237 с.
Гасанова Г.А. Метафорические ассоциативные карты как инновационный инструмент в работе психолога с подростками // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. № 1(55). С. 67-74. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-1-55-67-74
Калакуцкая А.А. Возможности метафорических ассоциативных карт в практике психологического консультирования // Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере: методы арт-терапии в практике психологической помощи: Сборник научных трудов. Нижний Новгород: НИНГУ им. Н.И. Лобачевского, 2024. С. 124-129.
Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. 320 с.
Козлова М.А. Применение метафорических ассоциативных карт для нормализации тревожных и депрессивных состояний у студентов / М.А. Козлова, А.В. Козлов, А.В. Тарасов // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, № 6. С. 181-195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-181-195
Методические рекомендации по развитию студенческого спорта в Российской Федерации (утв. Минобрнауки России 01.12.2023, Минспортом России 05.12.2023, Минпросвещением России 04.12.2023). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464945/
Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2020 N 3615-р (ред. от 29.04.2023) «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372906/
Рехтина С. И. Метафорические ассоциативные карты как средство психологической подготовки баскетболистов / С.И. Рехтина, Н.И. Баскакова, О.Б. Серегина // Университет XXI века: научное измерение: Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2023. С. 35-37.
Elcombe T.L. Sport, Aesthetic Experience, and Art as the Ideal Embodied Metaphor // Journal of the Philosophy of Sport. 2012. Vol. 39 (2). P. 201–217. https://doi.org/10.1080/00948705.2012.725901
Hu, J., Zhang, X., Li, R. et al. A Randomized Controlled Trial to Evaluate the Effect of Metaphors on Anxiety Symptoms Among Chinese Graduate Students: The Mediation Effect of Worry // Applied Research Quality Life. 2023. Vol. 18. P. 849–867. https://doi.org/10.1007/s11482-022-10107-2
Moore P. Sporting Lives: Metaphor and Myth in American Sports Autobiographies // Life Writing. 2011. Vol. 8(2). P. 231–233. https://doi.org/10.1080/14484528.2011.559740
Mukharji M. Metaphors of Sport in Baul Songs: Towards an Alternate Definition of Sports // The International Journal of the History of Sport. 2009. Vol. 26(12). P. 1874–1888. https://doi.org/10.1080/09523360903172465
Stewart C., Smith B., Sparkes A.C. Sporting autobiographies of illness and the role of metaphor // Sport in Society. 2011. Vol. 14(5). P. 581–597. https://doi.org/10.1080/17430437.2011.574358
Tan K.S. An exploration of running as metaphor, methodology, material through the RUN! RUN! RUN! Biennale #r3fest 2016 // Sport in Society. 2018. Vol. 22(5). P. 829–845. https://doi.org/10.1080/17430437.2018.1430488
Taylor M., Marrone M., Tayar M., Mueller B. Digital storytelling and visual metaphor in lectures: a study of student engagement // Accounting Education. 2017. Vol. 27(6). P. 552–569. https://doi.org/10.1080/09639284.2017.1361848
White D., Leach C., Sims R., Cottrell D. Validation of the HADSin adolescents // Brit J Psychiatr. 1999. Vol. 175. P. 452-454. https://doi.org/10.1192/bjp.175.5.452
Zigmond A.S., Snaith R.P. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand. 1983. Vol. 67(6). P. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x
References
Aksyutina Z.A. Metaphoric associative maps: working with metaphor. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet n.a. A.I. Herzen, 2023, no. 208, pp. 189-199. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2023-208-189-199
Barkanova O.V. Methods of diagnostics of emotional sphere: psychological workshop. Series: Library of actual psychology. Issue 2. Krasnoyarsk: Literaprint, 2009, 237 p.
Hasanova G.A. Metaphorical associative maps as an innovative tool in the work of psychologist with teenagers. Izvestiya Baltica State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences, 2021, no. 1(55), pp. 67-74. https://doi.org/10.46845/2071-5331-2021-1-55-67-74
Kalakutskaya A.A. Possibilities of metaphorical associative maps in the practice of psychological counseling. Clinical psychology in health care, education and social sphere: methods of art therapy in the practice of psychological help: Collection of scientific papers. Nizhny Novgorod: N.I. Lobachevsky NINSU, 2024, pp. 124-129.
Kalyagin V.A. Logopsychology: textbook for students of higher educational institutions / V.A. Kalyagin, T.S. Ovchinnikova. Moscow: Academy, 2006, 320 p.
Kozlova M.A. Application of metaphorical associative maps for normalization of anxious and depressive states in students / M.A. Kozlova, A.V. Kozlov, A.V. Tarasov. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 6, pp. 181-195. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-6-181-195
Methodical Recommendations on the development of student sports in the Russian Federation (approved by the Ministry of Education and Science of Russia 01.12.2023, Ministry of Sports of Russia 05.12.2023, Ministry of Education of Russia 04.12.2023). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464945/
Order of the Government of the Russian Federation from 28.12.2020 N 3615-r (ed. from 29.04.2023) “On approval of the action plan for the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period until 2030”. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372906/
Rekhtina S. I. Metaphorical associative maps as a means of psychological training of basketball players / S.I. Rekhtina, N.I. Baskakova, O.B. Seregina. University of the XXI century: scientific dimension: Proceedings of the scientific conference of scientific and pedagogical workers, graduate students, undergraduates of L. N. Tolstoy TSPU, 2023, pp. 35-37.
Elcombe T.L. Sport, Aesthetic Experience, and Art as the Ideal Embodied Metaphor. Journal of the Philosophy of Sport, 2012, vol. 39 (2), pp. 201–217. https://doi.org/10.1080/00948705.2012.725901
Hu, J., Zhang, X., Li, R. et al. A Randomized Controlled Trial to Evaluate the Effect of Metaphors on Anxiety Symptoms Among Chinese Graduate Students: The Mediation Effect of Worry. Applied Research Quality Life, 2023, vol. 18, pp. 849–867. https://doi.org/10.1007/s11482-022-10107-2
Moore P. Sporting Lives: Metaphor and Myth in American Sports Autobiographies. Life Writing, 2011, vol. 8(2), pp. 231–233. https://doi.org/10.1080/14484528.2011.559740
Mukharji M. Metaphors of Sport in Baul Songs: Towards an Alternate Definition of Sports. The International Journal of the History of Sport, 2009, vol. 26(12), pp. 1874–1888. https://doi.org/10.1080/09523360903172465
Stewart C., Smith B., Sparkes A.C. Sporting autobiographies of illness and the role of metaphor. Sport in Society, 2011, vol. 14(5), pp. 581–597. https://doi.org/10.1080/17430437.2011.574358
Tan K.S. An exploration of running as metaphor, methodology, material through the RUN! RUN! RUN! Biennale #r3fest 2016. Sport in Society, 2018, vol. 22(5), pp. 829–845. https://doi.org/10.1080/17430437.2018.1430488
Taylor M., Marrone M., Tayar M., Mueller B. Digital storytelling and visual metaphor in lectures: a study of student engagement. Accounting Education, 2017, vol. 27(6), pp. 552–569. https://doi.org/10.1080/09639284.2017.1361848
White D., Leach C., Sims R., Cottrell D. Validation of the HADSin adolescents. Brit J Psychiatr., 1999, vol. 175, pp. 452-454. https://doi.org/10.1192/bjp.175.5.452
Zigmond A.S., Snaith R.P. The Hospital Anxiety and Depression Scale. Acta Psychiatr Scand., 1983, vol. 67(6), pp. 361-370. https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x
Copyright (c) 2024 Maria A. Kozlova, Aleksey V. Kozlov, Alexander V. Tarasov, Victor P. Kosikhin

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.