ОБ ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Ключевые слова: дистанционное обучение, самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа, успешность обучения, индивидуальный стиль учебной деятельности, умения самостоятельной работы, адаптация

Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию отношения студентов к самостоятельной работе, поскольку результативная самостоятельная работа невозможна без положительного отношения к ней самих обучаемых. Серьезное отношение к этому виду деятельности в студенческие годы является не только условием успешной учебы, но и определяющим фактором профессионального становления в будущем.

Цель исследования определил вынужденный переход в марте 2020 года на дистанционное обучение. Авторы ставят целью сопоставить мнение студентов о самостоятельной работе до и во время удаленного режима учебы.

Методы. Основу исследования составили следующие методы: анализ, анкетирование, сравнение, обобщение. Данные, полученные в результате анкетирования, обрабатывались методами математической статистики в MS Excel.

Результаты. Анкетирование показало, что студенты, независимо от курса обучения понимают важность и необходимость самостоятельной работы для успешного обучения в вузе, но при этом значительная часть студентов чувствует себя не готовыми к самостоятельному выполнению заданий и нуждаются в обучении рациональным приемам самостоятельной работы. Студенты первого года обучения полагают, что внеаудиторная самостоятельная работа, как и аудиторная, должна проходить под жестким управлением со стороны преподавателей.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены при организации самостоятельной работ студентов в вузе.

Заключение. Проанализировав результаты исследования, авторы считают, что простое увеличение времени, отводимое на самостоятельную работу, не может гарантировать ее эффективность. Успешность самостоятельной работы определяется множеством факторов, среди которых не последнее место занимают желание и умение работать самостоятельно. Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод о том, что первокурсники часто не готовы к самостоятельной работе, потому что у них мало опыта, недостаточно сформированы умения к этому виду деятельности и нет потребности к регулярной самостоятельной работе. Для исправления сложившейся ситуации необходимо на первом курсе организовывать внеаудиторную самостоятельную работу студентов с учетом их фактического уровня подготовки и индивидуального стиля учебной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Galina V. Milovanova, Мордовский государственный университет им. Н.П. Ога­рёва

доцент кафедры общей физики, кандидат педагогических наук, доцент

Natalia M. Kulyashova, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

доцент кафедры фундаментальной информатики, кандидат физико-математических наук, доцент

Elena Y. Shemyakina, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

доцент кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью, кандидат психологических наук, доцент

Литература

Abasov Z. Proektirovanie i organizatsiya samostoyatel’noy raboty studentov [Design and organization of independent work of students]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2007, no. 10,

pp. 81-84.

Arkhangel’skiy S. I. Uchebnyy protsess v vysshey shkole, ego zakono-mernye osnovy i metody [The educational process in higher education, its logical foundations and methods]. Moskva: Vysshaya shkola, 1980, 368 p.

Kulyashova N.M., Milovanova G.V. O samootsenke umeniy samostoyatel’noy raboty v usloviyakh distantsionnogo obucheniya. [About self-assessment of the skills of independent work in the context of distance learning]. Russian Journal of education and psychology, vol. 12, no. 1-2, 2021, pp. 72-78.

Kulyashova N.M. Organizatsiya samostoyatel’noy raboty studentov v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [Organization of independent work of students within the competence approach]. Nauchno-metodicheskiy zhurnal «Kon-tsept» [Scientific-methodical journal “Concept”], 2014, vol. 20, pp. 126-130.

Milovanova G.V. Samostoyatel’naya rabota i samoobrazovanie – vazhnye usloviya uspeshnoy professional’noy deyatel’nosti [Independent work and self-education are important conditions for successful professional activity]. Vestnik MGU [Moscow State University Bulletin], 2009, no. 2, pp. 151-155.

Milovanova G.V., Haritonova S.N., Fomina A.F. Dajker Opredelenie znachimyh umenij samostoyatel’noj raboty dlya uspeshnogo obucheniya v vuze [Determination of significant skills of independent work for successful study at a university]. Integraciya obrazovaniya [Integration of Education], 2017, vol. 21, no. 2 (87), pp. 218-229.

Nizamov R. A. Didakticheskie osnovy aktivizatsii uchebnoy deyatel’nosti studentov [Didactic bases of activation of educational activity of students]. Kazan’: Izd-vo Kazan. un-ta, 1975, 302 p.

Nurgalieva S.A. K voprosu ob effektivnosti upravleniya samostoya-tel’noy raboty studentov v vuzakh Kazakhstana [On the issue of the effectiveness of management of independent work of students in higher education institutions of Kazakhstan]. Luchshaya nauchnaya stat’ya 2017: sbornik statey pobediteley VII Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo konkursa. Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2017, pp. 172-175.

Petukhova T.P., Belonovskaya I.D., Glotova M.I., Pashkevich M.S. Samostoyatel’naya rabota glazami studentov i prepodavateley: rezul’taty monitoringa [Independent work through the eyes of students and teachers: monitoring results]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2012, no. 1, pp. 80-85.

Pidkasistyy P.I. Organizatsiya uchebno-poznavatel’noy deyatel’no-sti studentov [Organization of educational and cognitive activities of students]. Moskva : Ped. Obshchestvo Rossii, 2005, 603 p.

Pokushalova L.V. Formirovanie umeniy i razvitie navykov samo-stoyatel’noy raboty studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of skills and development of independent work skills of students of a technical university]. Molodoy uchenyy [Young scientist], 2011, vol. 2, no. 4(27), pp. 115-118.

Savitski S. Faktory, vliyayushchie na studentov, zanimayushchikhsya spisyvaniem [Factors affecting students engaged in cheating]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2015, no. 1 (95), pp. 84-93.

Troyanskaya S.L., Savel’eva M.G. Kompetentnostnyy podkhod k realizatsii samostoya-tel’noy raboty studentov [Competence-based approach to the implementation of independent work of students], Izhevsk: UdGU, 2013, 110 p.

Fedchishin Yu. I. Samostoyatel’naya rabota studentov i ee mesto v uchebnom protsesse, kak faktor povysheniya effektivnosti obucheniya [Independent work of students and its place in the educational process as a factor of increasing the effectiveness of training], Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodical electronic journal “Concept”], 2016, vol. 37, pp. 131-141.

Cunningham I. Learning to lead - self managed learning and how academics resist understanding the process. Development and Learning in Organizations: An International Journal, 2010, vol. 24, issue 2, pр. 4-6. https://doi.org/10.1108/14777281011019434

Hsu J., Hamilton K., Wang J. Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners. International Journal of Innovation and Learning, 2015, vol. 17, issue 1, pр. 111-133. https://www. researchgate.net/publication/281702061_Guided_independent_learning_A_teaching_and_learning_approach_for_adult_learners

Knowles M. Self-Directed Learning. A guide for learners and teachers. Englewood Cliffs: Prentice Hall, Cambridge, 1975, 135 p. https://ru.scribd.com/document/432038733/Malcolm-Knowles-Self-directed-Learning-z-lib-org-pdf

Meyer B., Haywood D., Sachdev N., Faraday S. What is independent learning and what are the benefits for students? Department for Children, Schools and Families Research Report 051, 2008. http://docplayer.net/12844512-What-is-independent-learning-and-what-are-the-benefits-for-students.html

Panev I. Online Teaching in Higher Education during COVID-19 Pandemic, World Journal of Educational Research, 2021, vol. 8, no. 2. https://www.researchgate.net/publication/350513403_Online_Teaching_in_Higher_Education_during_COVID-19_Pandemic


Просмотров аннотации: 213
Загрузок PDF: 181
Опубликован
2021-08-31
Как цитировать
Milovanova, G., Kulyashova, N., & Shemyakina, E. (2021). ОБ ОТНОШЕНИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ. Russian Journal of Education and Psychology, 12(4), 7-23. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-4-7-23
Раздел
Педагогические исследования