ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ

Ключевые слова: преодолевающее поведение, стратегии преодолевающего поведения, локус контроля, студенты

Аннотация

Обоснование. В статье обсуждаются результаты исследования стратегий преодолевающего поведения студентов с учетом субъективной локализации контроля. Во введении статьи конкретизировано определение научных понятий «преодолевающее поведение», «стратегии преодолевающего поведения»; проанализированы факторы, влияющие на богатство разнообразия поведенческих стратегий; сделан вывод о том, что изучение локуса контроля, как одного из персонализированных ресурсов преодолевающего поведения, является перспективной научной проблемой. Научная новизна работы заключается в установлении взаимосвязи области локализации контроля и степени конструктивности применяемых стратегий преодолевающего поведения в студенческом возрасте.

Цель - определить, какое влияние оказывает локус контроля волевого усилия на уровень адаптивности поведенческих стратегий.

Материалы и методы. Для решения исследовательских задач был применен комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, систематизация, конкретизация, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент. Диагностический инструментарий исследования составили: опросник субъективной локализации контроля (С. Р. Пантилеев, В. В. Столин), методика диагностики копинг-механизмов Э. Хейма в адаптации Л.И. Вассермана и методика диагностики уровня субъективного контроля (Дж. Роттер).

Результаты. В основной части статьи описываются результаты, полученные в ходе диагностики локуса контроля студентов в сопоставлении интернальной и экстернальной локализации контроля со стратегиями преодолевающего поведения с учетом степени их адаптивности и сферы психической деятельности (когнитивной, эмоциональной и поведенческой). Исследование было проведено в три этапа: дифференциация, сопоставление и конкретизация, каждый из этапов предполагал использование различного диагностического инструментария. В заключении сделан вывод о необходимости разработки и внедрения модели повышения уровня общей интернальности обучающихся в процессе формальной и неформальной образовательной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Alena V. Kibalnik, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Irina V. Fedosova, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии

Mariyash E. Akmambetova, ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им В.Н. Татищева»

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования

Литература

Список литературы

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.

Бубнова С.Ю., Карякина С.Н. Психолого-педагогический анализ копинг-поведенческих стратегий старшеклассников и студентов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2023. №1 (98). С. 190-193.

Грановская Р.М., Рыбников В.Ю., Змановская Е.В., Ашанина Е.Н., Хрусталева Н.С., Савельева М.В. Взаимосвязь темперамента, психологических защит и совладания со стрессом // Вестник психотерапии. -2018. №68 (73). С. 83-99.

Кибальник А.В. Модель обучения студентов конструктивным стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2019. № 2. С. 59-65.

Кибальник А.В., Федосова И.В., Соловьева Р.А. Исследование уровня субъективного контроля как фактора готовности студентов к семейной жизни // Казанский педагогический журнал. 2021. №2. С. 235-242.

Луева М.В. Представления о совладающем поведении в контексте современного образования // Наука и школа. 2015. С. 195-200.

Образ российской молодежи: мониторинг [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring (дата обращения: 14.03.2024).

Парфентьева Т.А. Особенности копинг-стратегий личности в старшем школьном возрасте // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 3. С. 17-19.

Федосова И.В., Кибальник А.В. Волонтёрская деятельность студенческой молодёжи как средство овладения конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций: монография. Иркутск: ВСГАО, 2011. 160 с.

Folkman S., Lazarus R.S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personal and Social Psychology. 1998. Vol. 54. Р. 466-475. https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.3.466

Fujica M.C. Relationship between locus of control and coping strategies among school going adolescents // Journal of Emerging Technologies and Innovative Research. 2019. Vol. 6. Issue 6. https://www.jetir.org/papers/JETIR1906J85.pdf (accessed 23 March 2024)

Hobfoll S., Vinokur A.D., Pierce P.F., Lewandowski-Romps L. The combined stress of family life, work, and war in Air Force men and women: a test of conservation of resources theory // International Journal of Stress Management. 2012. Vol. 19. P. 217-237. https://doi.org/10.1037/a0029247

Kurtović A., Vuković I., Gajić M. The Effect of Locus of Control on University Students' Mental Health: Possible Mediation through Self-Esteem and Coping // The Journal of Psychology. 2018. Vol. 152. Issue 6. P. 341-357. https://doi.org/10.1080/00223980.2018.1463962

Nangle D., Erdley C., Schwartz-Mette R. Social skills across the life span. London, San Diego: Academic Press, 2020. 368 p.

Reknes I., Visockaite G., Liefooghe A., Lovakov A., Einarsen S.V. Locus of Control Moderates the Relationship Between Exposure to Bullying Behaviors and Psychological Strain // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2019.01323/full (accessed 23 March 2024)

References

Antsyferova L. I. Lichnost v trudnykh zhiznennykh usloviyakh: pereosmyslivaniye, preobrazovaniye situatsiy i psikhologicheskaya zashchita [Personality in difficult life situations: rethinking, transforming situations and psychological defense]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1994, vol. 15, no. 1, pp. 3-19.

Bubnova S. Yu., Karyakina S. N. Psikhologo-pedagogicheskiy analiz koping-povedencheskikh strategiy starsheklassnikov i studentov [Psychological and pedagogical analysis of coping behavior strategies of high school and university students]. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Orel State University], 2023, no. 1 (98), pp. 190–193.

Granovskaya R. M., Rybnikov V. Yu., Zmanovskaya E. V., Ashanina E. N., Khrustaleva N. S., Savelyeva M. V. Vzaimosvyaz temperamenta, psikhologicheskikh zashchit i sovladaniya so stressom [Correlation between temperament, psychological defense and coping with stress]. Vestnik psikhoterapii [Bulletin of psychotherapy], 2018, no. 68 (73), pp. 83-99.

Kibalnik, A. V. (2019) Model obucheniya studentov konstruktivnym strategiyam preodoleniya trudnykh zhiznennykh situatsiy [A model of teaching constructive strategies of overcoming difficult life situations to students]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Obrazovaniye. Lichnost. Obshchestvo [Buryat State University bulletin. Education. Personality. Society], 2019, no. 2, pp. 59-65.

Kibalnik A. V., Fedosova I. V., Solovyeva R. A. Issledovaniye urovnya subyektivnogo kontrolya kak faktora gotovnosti studentov k semeynoy zhizni [Studying the level of subjective control as a factor of students’ readiness for family life]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2021, no. 2, pp. 235-242.

Lueva M. V. Predstavleniya o sovladayushchem povedenii v kontekste sovremennogo obrazovaniya [Images of coping behavior in the context of modern education]. Nauka i shkola [Science and School], 2015, pp. 195-200.

Obraz rossiyskoy molodyozhi: monitoring [The image of Russian youth: a monitoring]. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obraz-rossiiskoi-molodezhi-monitoring (accessed 14 March 2024)

Parfentyeva T. A. Osobennosti koping-strategiy lichnosti v starshem shkolnom vozraste [Specifics of coping strategies of high school students]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: sociology, psychology, pedagogics], 2015, no. 3, pp. 17-19.

Fedosova I. V., Kibalnik A. V. Volonterskaya deyatelnost studencheskoy molodyozhi kak sredstvo ovladeniya konstruktivnymi strategiyami preodoleniya trudnykh zhiznennykh situatsiy [Volunteering of student youth as a way of mastering constructive strategies of coping with difficult life situations]. Irkutsk: ESSAE, 2011, 160 p.

Folkman S., Lazarus R. S. Coping as a mediator of emotion. Journal of Personal and Social Psychology, 1998, vol. 54, no. 3, pp. 466-475. https://doi.org/10.1037/0022-3514.54.3.466

Fujica M. C. Relationship between locus of control and coping strategies among school going adolescents. Journal of Emerging Technologies and Innovative Research, 2019, vol. 6, issue 6. https://www.jetir.org/papers/JETIR1906J85.pdf (accessed 23 March 2024)

Hobfoll S., Vinokur A. D., Pierce P. F., Lewandowski-Romps L. The combined stress of family life, work, and war in Air Force men and women: a test of conservation of resources theory. International Journal of Stress Management, 2012, vol. 19, pp. 217-237. https://doi.org/10.1037/a0029247

Kurtović A., Vuković I., Gajić M. The Effect of Locus of Control on University Students' Mental Health: Possible Mediation through Self-Esteem and Coping. The Journal of Psychology, 2018, vol. 152 issue 6, pp. 341-357. https://doi.org/10.1080/00223980.2018.1463962

Nangle D., Erdley C., Schwartz-Mette R. Social skills across the life span. London, San Diego: Academic Press, 2020, 368 p.

Reknes I., Visockaite G., Liefooghe A., Lovakov A., Einarsen S. V. Locus of Control Moderates the Relationship Between Exposure to Bullying Behaviors and Psychological Strain. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10. https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2019.01323/full (accessed 23 March 2024)


Просмотров аннотации: 35
Загрузок PDF: 4
Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Kibalnik, A., Fedosova, I., & Akmambetova, M. (2024). ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ ЛОКУСОМ КОНТРОЛЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 400-416. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-609
Раздел
Психологические исследования