ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Sergey V. Orlenko ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
Ключевые слова: сферы деятельности войск национальной гвардии, профессиональная деятельность, образовательная среда, педагогические технологии, интеллектуальные способности, качества личности, мыслительные операции

Аннотация

Актуальность исследования. Развитие профессиональных интеллектуальных способностей в период обучения в образовательных организациях высшего образования это актуальная и современная научная задача. Связано это с тем, что современным отраслям экономики необходимы специалисты с высоким уровнем развития профессионального интеллекта и наличием системных знаний о собственной специальности. Технологичность и инновационность вооруженных конфликтов, военных действий и проведения специальных военных операций требует от будущего офицера высокоразвитого интеллекта и способность к эффективным мыслительным операциям в разных условиях обстановки.

Целью исследования явилось комплексное изучение сущности и структуры профессиональных интеллектуальных способностей будущих офицеров войск национальной гвардии в теоретическом и практическом аспекте.

Метод и методология. Заявленное комплексное изучение сущности и структуры профессиональных интеллектуальных способностей будущих офицеров войск национальной гвардии в теоретическом и практическом аспекте опиралось на современные разработки в области совершенствования подготовки в условиях образовательных организаций высшего образования, формирования, воспитания и развития личностно-значимых и профессиональных качеств будущих офицеров, объективации ценностно-смысловой сферы в субъектно-социальной реальности. Примененными в работе методами явились общелогические приемы и способы научного познания, а также теоретические и эмпирические пути получения научных знаний в педагогическом контексте.

Результаты исследования: доказаны актуальность проблемы; необходимость разработки инструментария развития профессиональных интеллектуальных способностей будущих офицеров; положения об эффективности педагогических условий; раскрыты структура профессиональных интеллектуальных способностей будущего офицера и сущность педагогической программы их развития; расширены научные представления о современной образовательной среде, как факторе развития профессиональных интеллектуальных способностей будущих офицеров.

Область применения результатов. Научные итоги работы легли в основу разработки модуля «Развитие профессиональных интеллектуальных способностей офицера Росгвардии»; послужили научно-методической базой для уточнения получаемых результатов по основной образовательной программе «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Перевод и переводоведение», «Военно-политическая работа».

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Sergey V. Orlenko, ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»

преподаватель кафедры тактики служебно-боевого применения войск национальной гвардии Российской Федерации

Литература

Список литературы

Абрамов А.Н. Подготовка преподавателей для реализации образовательного модуля «Основы военной подготовки» в образовательных организациях высшего образования (на примере ННГУ) / А.Н. Абрамов, Т.Г. Мухина, В.В. Трембовецкий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023. № 4(72). С. 250-257. https://doi.org/10.52452/18115942_2023_4_250

Грязнова Е.В. Проблемы формирования аксиологической подсистемы культуры современного общества / Е.В. Грязнова, И.А. Треушников, Т.Г. Мухина, А.И. Треушников // Глобальный научный потенциал. 2023. № 3(144). С. 116-118.

Егорова П.А. Развитие ключевых личностных компетенций будущих офицеров внутренних войск МВД России / П.А. Егорова, П.Ю. Наумов, С.Н. Сорокоумова // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. С. 44-56.

Карабущенко Н.Б. Мотивационные установки личности потенциальной научно-технической элиты России / Н.Б. Карабущенко, А.Н. Бобков, Е.Е. Щербакова // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 4(45). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-11

Коротких Д.Е. Моделирование деятельности специалистов по обучению в центре подготовки Росгвардии / Д.Е. Коротких, А.Е. Мазурин, А.Г. Шабанов // Сибирский учитель. 2023. № 2(147). С. 64-68.

Косолап А.В. Экспериментальные результаты формирования военно-профессиональной компетентности будущих офицеров внутренних войск на различных уровнях в соответствии с критериальной базой / А.В. Косолап, А.А. Дьячков, П.Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6. С. 444-461.

Лопуха Т.Л. Профессиональное воспитание офицеров: современные тренды / Т.Л. Лопуха, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3(44). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-3

Малинин В.А. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи / В.А. Малинин, Т.Г. Мухина, Н.Ю. Елисеева // Вестник Мининского университета. 2017. № 4 (21). С. 6. https://doi.org/10.26795/230712812017-4-6

Мусина Н.И. Педагогические условия формирования готовности к межличностному общению курсантов МВД России в процессе организации внеаудиторной деятельности / Н.И. Мусина, Т.Г. Мухина, К.Д. Дятлова // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 4(56). С. 43-54. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.56.4.004

Мухина Т.Г. История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России / Т.Г. Мухина, Е.В. Копосов, В.В. Бородачев // Приволжский научный журнал. 2013. № 3(27). С. 123-128.

Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Практическое мышление в структуре сознания // В мире научных открытий. 2012. № 9.3 (33). С. 192-207.

Наумов П.Ю. Педагогические условия и средства развития системы ценностей будущих офицеров внутренних войск МВД России / П.Ю. Наумов, Э.Г. Скибицкий; Сибирская академия финансов и банковского дела. Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2014. 191 с.

Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 6. С. 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200

Некрасов В.В. Развитие проектировочной компетенции как условия возникновения профессионального и субъективно-личностного благополучия у офицеров внутренних войск / В.В. Некрасов, А.Г. Шабанов, А.А. Дьячков, П.Ю. Наумов. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2015. 168 с.

Огулло Н.Н., Дьячков А.А. Изменение субъективных когнитивных способностей в процессе развития профессионально-важных качеств у курсантов в период обучения в военном институте // Научное мнение. 2021. № 3. С. 94-100. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2021.3.94.100

Орленко С.В., Наумов П.Ю. Основные подходы к анализу сущности и структуры интеллекта будущих офицеров внутренних войск МВД России // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 9. С. 698-707.

Орленко С.В., Дьячков А.А. Представления об интеллекте в философской и психолого-педагогической литературе // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 11. С. 800-816. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-65

Орленко С.В. Характеристика педагогических условий развития профессионально-интеллектуальных способностей будущих офицеров // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 5А. С. 890-897. https://doi.org/10.34670/AR.2022.47.35.113

Орленко С.В., Дмитриев Г.Г. Сущность педагогической программы развития профессионально-интеллектуальных способностей будущих офицеров // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 6А. Ч. II. С. 1155-1165. https://doi.org/10.34670/AR.2022.39.11.151

Орленко С.В. Методические приемы, используемые при проведении учебных занятий в военных образовательных организациях высшего образования, в условиях чрезмерной дневной сонливости курсантов // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. 2024. № 1(13). С. 55-60.

Смирнов Д.В. Развитие профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательной среде военного вуза / Д.В. Смирнов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. 144 с.

Смирнов Д.В. Система развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров / Д.В. Смирнов, П.Ю. Наумов, А.А. Дьячков; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. 152 с.

Сорокоумова С.Н. Проблемы личностных трансформаций в процессе самореализации военнослужащих-женщин / С.Н. Сорокоумова, Я.В. Ерохина // Психолого-педагогический поиск. 2023. № 2(66). С. 129-135. https://doi.org/10.37724/RSU.2023.66.2.016

Шабанов А.Г. Компетентностно-ориентированная модель профессионального образования // Инновации в образовании. 2012. № 4. С. 74-78.

Шабанов А.Г. Психолого-педагогические аспекты формирования профессионально важных качеств курсантов // Инновации в образовании. 2023. № 3. С. 92-97.

References

Abramov A.N., Muhina T.G., Tremboveckij V.V. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Serija: Social'nye nauka [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences], 2023, no. 4(72). pp. 250-257. https://doi.org/10.52452/18115942_2023_4_250

Grjaznova E.V.. Treushnikov I.A., Muhina T.G., Treushnikov A.I. Global'nyj nauchnyj potencial [Global scientific potential], 2023, no. 3(144), pp. 116-118.

Egorova P.A., Naumov P.Ju., Sorokoumova S.N. Pedagogika i psihologija obrazovanija [Pedagogy and psychology of education], 2015, no. 4, pp. 44-56.

Karabushhenko N.B., Bobkov A.N., Shherbakova E.E. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2023, vol. 11, no. 4(45). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-11

Korotkih D.E., Mazurin A.E., Shabanov A.G. Sibirskij uchitel' [Siberian teacher], 2023, no. 2(147), pp. 64-68.

Kosolap A.V., D'jachkov A.A., Naumov P.Ju. Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Modern Studies of Social Issues], 2015, no. 6, pp. 444-461.

Lopuha T.L., Sorokoumova S.N. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2023. T. 11, № 3(44). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-3

Malinin V.A., Muhina T.G., Eliseeva N.Ju. Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2017, no. 4(21), p. 6. https://doi.org/10.26795/230712812017-4-6

Musina N.I., Muhina T.G., Djatlova K.D. Psihologo-pedagogicheskij poisk [Psychological and pedagogical search], 2020, no. 4(56), pp. 43-54. https://doi.org/10.37724/RSU.2020.56.4.004

Muhina T.G., Koposov E.V., Borodachev V.V. Privolzhskij nauchnyj zhurnal [Volga Region Scientific Journal], 2013, no. 3(27), pp. 123-128.

Naumov P.Ju., D'jachkov A.A. V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discoveries], 2012, no. 9.3 (33), pp. 192-207.

Naumov P.Ju., Skibickij Je.G. Pedagogicheskie uslovija i sredstva razvitija sistemy cennostej budushhih oficerov vnutrennih vojsk MVD Rossii [Pedagogical conditions and means of developing the value system of future officers of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Novosibirsk: Siberian Academy of Finance and Banking, 2014, 191 p.

Naumov P.Ju., D'jachkov A.A. Russian Journal of Education and Psychology, 2021, vol. 12, no. 6, pp. 188-200. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2021-12-6-188-200

Nekrasov V.V., Shabanov A.G., D'jachkov A.A., Naumov P.Ju. Razvitie proektirovochnoj kompetencii kak uslovija vozniknovenija professional'nogo i subektivno-lichnostnogo blagopoluchija u oficerov vnutrennih vojsk [Development of design competence as a condition for the emergence of professional and subjective-personal well-being in officers of internal troops]. Krasnojarsk: Science and Innovation Center Publ., 2015, 168 p.

Ogullo N.N., D'jachkov A.A. Nauchnoe mnenie [Scientific opinion], 2021, no. 3, pp. 94-100. https://doi.org/10.25807/PBH.22224378.2021.3.94.100

Orlenko S.V., Naumov P.Ju. Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Modern Studies of Social Issues], 2015, no. 9, pp. 698-707.

Orlenko S.V., D'jachkov A.A. Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Modern Studies of Social Issues], 2015, no. 11, pp. 800-816. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2015-11-65

Orlenko S.V. Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical journal], 2022, vol. 12, no. 5A, pp. 890-897. https://doi.org/10.34670/AR.2022.47.35.113

Orlenko S.V., Dmitriev G.G. Pedagogicheskij zhurnal [Pedagogical journal], 2022, vol. 12, no. 6A, part II, pp. 1155-1165. https://doi.org/10.34670/AR.2022.39.11.151

Orlenko S.V. Al'manah Permskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii [Almanac of the Perm Military Institute of the National Guard Troops], 2024, no. 1(13), pp. 55-60.

Smirnov D.V., Naumov P.Ju., D'jachkov A.A. Razvitie professional'noj psihologicheskoj prigodnosti budushhih oficerov v obrazovatel'noj srede voennogo vuza [Development of professional psychological suitability of future officers in the educational environment of a military university]. Krasnojarsk: Science and Innovation Center Publ., 2014, 144 p.

Smirnov D.V., Naumov P.Ju., D'jachkov A.A. Sistema razvitija professional'noj psihologicheskoj prigodnosti budushhih oficerov [System of development of professional psychological suitability of future officers]. Tambov: Derzhavinsky Publ., 2020, 152 p.

Sorokoumova S.N., Erohina Ja.V. Psihologo-pedagogicheskij poisk [Psychological and pedagogical search], 2023, no. 2(66), pp. 129-135. https://doi.org/10.37724/RSU.2023.66.2.016

Shabanov A.G. Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2012, no. 4, pp. 74-78.

Shabanov A.G. Innovacii v obrazovanii [Innovations in Education], 2023, no. 3, pp. 92-97.

Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Orlenko, S. (2024). ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-604
Раздел
Педагогические исследования