ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте, а также особенностям организации профилактической работы с обучающимися в образовательной организации. Возрастные особенности подросткового возраста часто связаны с возникновением различных форм отклоняющегося поведения, преодолеть которые самостоятельно подросток не может. Результаты эмпирического исследования показали наличие склонности к девиантному поведению более, чем у половины испытуемых, что говорит о необходимости проведения своевременной профилактики подростковых девиаций.
Цель – анализ особенностей организации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения в подростковом возрасте в условиях образовательной среды.
Материалы и методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования склонности к отклоняющемуся поведению (опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой).
Результаты. Результаты проведенного исследования расширяют представления об особенностях девиантного поведения в подростковом возрасте и могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами образовательных организаций при реализации профилактической работы, направленной на предупреждение девиантного поведения обучающихся.
Информация о спонсорстве. Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ "Сургутский государственный педагогический университет" на 2024-2026 гг. по теме "Создание психологически безопасной среды в образовательных организациях ХМАО-Югры".
EDN: QVWRHM
Скачивания
Литература
Список литературы
Алексеев С. Л. Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект // Казанский педагогический журнал. 2012. №3. С. 94-102.
Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Москва, 1984. С. 244-268.
Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 28-33.
Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: практ. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров, 2001. 142 с.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский дом "Академия", 2006. 288 с.
Морозов А. В. Интернет-грамотность и интернет-безопасность // Лучшая исследовательская статья 2021: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 148-155.
Моховиков А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н.Моховиков. Москва: Когито-Центр, 2003. 747 с.
Психология девиантного поведения: курс лекций / А. В. Нефедова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 76 с.
Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г.С. Банников, Т.С. Павлова, Т.А. Кошкин, А.В. Летова // Суицидология. Тюмень, 2015. Т. 6. № 4(21). С. 21-32.
Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати / В.А. Аверин, Л.А. Головей, Р.М. Грановская [и др.]. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. 6 т. 1099 с.
Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном поведении // Психология и право. 2020. Т. 10, № 3. С. 174-188.
References
Alekseev S. L. Prevention of deviant behavior of youth: psychological and legal aspect. Kazan Pedagogical Journal, 2012, no. 3, pp. 94-102.
Vygotsky L.S. The problem of age. Collected Works: In 6 vol. Vol. 4. Moscow, 1984, pp. 244-268.
Dikusar Y.S. Family influence on the formation of deviant behavior of minors. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, no. 4, pp. 28-33.
Zhukov Y. M. Diagnostics and development of competence in communication: practical manual / Y. M. Zhukov, L. A. Petrovskaya, P. V. Rastiannikov. Kirov, 2001, 142 p.
Zmanovskaya E.V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Academy Publ., 2006, 288 p.
Morozov A. V. Internet literacy and Internet security. Best research article 2021: collection of articles of the II International Research Contest. Petrozavodsk: International Center for Scientific Partnership “New Science”, 2021, pp. 148-155.
Mokhovikov A.N. Suicidology: Past and Present: Collection of articles / Comp. A.N. Mokhovikov. Moscow: Kogito-Center, 2003, 747 p.
Psychology of deviant behavior: a course of lectures / A. V. Nefedova; Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov. Vladimir: Izd-v VlSU, 2015, 76 p.
Potential and actual risk factors for the development of suicidal behavior of adolescents (literature review) / G.S. Bannikov, T.S. Pavlova, T.A. Koshkin, A.V. Letova. Suicidology. Tyumen, 2015, vol. 6, no. 4(21), pp. 21-32.
Development of the child's personality from eleven to sixteen / V.A. Averin, L.A. Golovei, R.M. Granovskaya [et al.]. Ekaterinburg: Rama Pablishing, 2017, vol. 6, 1099 p.
Shulga T.I., Dvoryanchikov N.V. Representations of adolescents about deviant behavior. Psychology and Law, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 174-188.
Copyright (c) 2024 Ksenia Yu. Galushchak

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.