ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

  • Ksenia Yu. Galushchak БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: девиантное поведение, суицидальное поведение, подростковый возраст, психолого-педагогическая профилактика

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена проблеме девиантного поведения в подростковом возрасте, а также особенностям организации профилактической работы с обучающимися в образовательной организации. Возрастные особенности подросткового возраста часто связаны с возникновением различных форм отклоняющегося поведения, преодолеть которые самостоятельно подросток не может. Результаты эмпирического исследования показали наличие склонности к девиантному поведению более, чем у половины испытуемых, что говорит о необходимости проведения своевременной профилактики подростковых девиаций.

Цель – анализ особенностей организации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения в подростковом возрасте в условиях образовательной среды.

Материалы и методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования склонности к отклоняющемуся поведению (опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой).

Результаты. Результаты проведенного исследования расширяют представления об особенностях девиантного поведения в подростковом возрасте и могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами образовательных организаций при реализации профилактической работы, направленной на предупреждение девиантного поведения обучающихся.

Информация о спонсорстве. Работа выполнена в рамках государственного задания по науке БУ "Сургутский государственный педагогический университет" на 2024-2026 гг. по теме "Создание психологически безопасной среды в образовательных организациях ХМАО-Югры".

EDN: QVWRHM

qvwrhm1.png

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Ksenia Yu. Galushchak, БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Литература

Список литературы

Алексеев С. Л. Профилактика девиантного поведения молодежи: психолого-правовой аспект // Казанский педагогический журнал. 2012. №3. С. 94-102.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Москва, 1984. С. 244-268.

Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 28-33.

Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: практ. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров, 2001. 142 с.

Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский дом "Академия", 2006. 288 с.

Морозов А. В. Интернет-грамотность и интернет-безопасность // Лучшая исследовательская статья 2021: сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 148-155.

Моховиков А.Н. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н.Моховиков. Москва: Когито-Центр, 2003. 747 с.

Психология девиантного поведения: курс лекций / А. В. Нефедова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 76 с.

Потенциальные и актуальные факторы риска развития суицидального поведения подростков (обзор литературы) / Г.С. Банников, Т.С. Павлова, Т.А. Кошкин, А.В. Летова // Суицидология. Тюмень, 2015. Т. 6. № 4(21). С. 21-32.

Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати / В.А. Аверин, Л.А. Головей, Р.М. Грановская [и др.]. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. 6 т. 1099 с.

Шульга Т.И., Дворянчиков Н.В. Представления подростков о девиантном поведении // Психология и право. 2020. Т. 10, № 3. С. 174-188.

References

Alekseev S. L. Prevention of deviant behavior of youth: psychological and legal aspect. Kazan Pedagogical Journal, 2012, no. 3, pp. 94-102.

Vygotsky L.S. The problem of age. Collected Works: In 6 vol. Vol. 4. Moscow, 1984, pp. 244-268.

Dikusar Y.S. Family influence on the formation of deviant behavior of minors. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, no. 4, pp. 28-33.

Zhukov Y. M. Diagnostics and development of competence in communication: practical manual / Y. M. Zhukov, L. A. Petrovskaya, P. V. Rastiannikov. Kirov, 2001, 142 p.

Zmanovskaya E.V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Academy Publ., 2006, 288 p.

Morozov A. V. Internet literacy and Internet security. Best research article 2021: collection of articles of the II International Research Contest. Petrozavodsk: International Center for Scientific Partnership “New Science”, 2021, pp. 148-155.

Mokhovikov A.N. Suicidology: Past and Present: Collection of articles / Comp. A.N. Mokhovikov. Moscow: Kogito-Center, 2003, 747 p.

Psychology of deviant behavior: a course of lectures / A. V. Nefedova; Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov. Vladimir: Izd-v VlSU, 2015, 76 p.

Potential and actual risk factors for the development of suicidal behavior of adolescents (literature review) / G.S. Bannikov, T.S. Pavlova, T.A. Koshkin, A.V. Letova. Suicidology. Tyumen, 2015, vol. 6, no. 4(21), pp. 21-32.

Development of the child's personality from eleven to sixteen / V.A. Averin, L.A. Golovei, R.M. Granovskaya [et al.]. Ekaterinburg: Rama Pablishing, 2017, vol. 6, 1099 p.

Shulga T.I., Dvoryanchikov N.V. Representations of adolescents about deviant behavior. Psychology and Law, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 174-188.

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Galushchak, K. (2024). ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-602
Раздел
Психологические исследования