ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Ключевые слова: системное мышление, клиповое мышление, проблемное обучение, обучение английской грамматике, коммуникативная задача

Аннотация

Обоснование. Современное высшее образование ориентировано на создание условий для формирования навыков системного мышления и снижение отрицательного влияния клипового мышления на познавательные способности молодого поколения. Цифровые технологии способствуют развитию у студентов таких умений, как многозадачность, быстрота реакции, высокая степень адаптивности, но также негативно влияют на восприятие окружающего мира, студенты перестают анализировать принимаемую информацию и не стремятся составлять целостную картину из полученных фрагментов.

Цель - выявить психолого-педагогические условия для формирования навыков системного мышления и снижения отрицательного воздействия клипового мышления на процесс обучения иностранному языку.

Материалы и методы. Исследование проведено методом анализа научной, учебно-методической литературы и педагогического опыта формирования когнитивной компетенции у студентов высших учебных заведений. В статье интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и опыт практики формирования у студентов навыков системного мышления, а также изучается влияние клипового мышления на познавательный процесс на занятиях по иностранному языку.

Результаты. Автором были обозначены основные трудности в обучении, вызванные отрицательным воздействием клипового мышления, и предложены психолого-педагогические условия для их минимизации и формирования навыков системного мышления. В основу психолого-педагогических условий положена реализация проблемного обучения через решение коммуникативных задач в процессе изучения видовременных форм английского глагола. Полученные результаты исследования вносят вклад в методологию и технологию современного профессионального образования, расширяют представление о роли проблемных коммуникативных заданий на занятиях по иностранному языку и говорят о необходимости опоры на способности студентов к многозадачности и механизму адаптации к информационным перегрузкам.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Natalya O. Shpak, Сибирский государственный университет водного транспорта

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Литература

Список литературы

Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. №4. C. 787-796. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796

Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. М.: Академический проект, 2014. 249 с.

Зимняя И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. №1. С. 3-14.

Ковалевская Е.В. Проблемность в преподавании иностранных языков: Современное состояние и перспективы: Учебник для вузов. М.: МНПИ, 1999. 120 с.

Матюшкин A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: Учебное пособие / Под. ред. А.А. Матюшкиной. М.: КДУ, 2009. 190 с.

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. 240 с.

Меерович М.И., Шрагина Л.И. Системное мышление: формирование и развитие. Учебное пособие. М.: СОЛОН Пресс, 2019. 276 с.

Меерсон A.-Л. С. Разработка тренинга по формированию информационно-психологической устойчивости личности студентов вуза // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Т. 13, №1. С. 154-176. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-154-176

Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение». М.: Науковедение, 2014. №5 (24). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (дата обращения: 31.05.2024).

Спивак В. А. Системный подход и системное мышление как универсальная компетенция специалиста и руководителя: монография. Чебоксары: «Среда», 2022. 136 с.

Сычев И.А., Сычев О.А. Понятие системного мышления в зарубежной науке // Мир науки, культуры, образования. 2011. №2(27). С. 249-251.

Теория медиа Маршалла Маклюэна: как мы оказались в глобальной деревне? // Портал «Моноклер». URL: https://monocler.ru/teoriya-media-marshalla-maklyuena/ (дата обращения: 28.01.2024).

Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Ineternum. 2010. №1. URL: https://web.archive.org/web/20120621080523/http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm (дата обращения: 25.05.2024)

Цветкова Т. К. Как преподавать английский язык. Книга для преподавателей: Метод. пособие. Москва: Проспект, 2005. 95 с.

Шпак Н.О. Применение проблемного обучения при формировании коммуникативной компетенции будущих менеджеров // В мире научных открытий. 2014. № 11-7 (59). С. 2798-2812. https://doi.org/10.12731/wsd-2014-11.7-2798-2812

Шпак Н.О. Роль коммуникативной задачи в развитии навыков XXI века на занятиях по иностранному языку // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. Том 13. №1. С. 89-100. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-89-100

Alvin Toffler. The Third Wave. New York, NY, 1980, 560 pp.

Di Fabio A., Rosen M.A. An Exploratory Study of a New Psychological Instrument for Evaluating Sustainability: The Sustainable Development Goals Psychological Inventory // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 18, 7617. https://doi.org/10.3390/su12187617

Stice, James E. Teaching problem solving. https://inst.eecs.berkeley.edu/~ee301/fa13/Readings/teaching_problem_solving_stice.pdf (дата обращения: 27.05.24)

Rosen L. Me, my Space and I: Parenting the Net Generation. N.Y., 2007. 272 pp.

Schimmenti A., Caretti V. Psychic retreats or psychic pits?: Unbearable states of mind and technological addiction // Psychoanalitic Psychology. 2010. Vol. 27(2). P. 115-132. https://doi.org/10.1037/a0019414

Shuell, Thomas J. Teaching and Learning as Problem Solving // Theory into Practice, vol. 29, no. 2, 1990, pp. 102-108. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1080/00405849009543439 (дата обращения: 27.05.24)

References

Bukharbaeva A.R., Sergeeva L.V. Clip thinking of generation Z: Methods of developing students’ creative potential. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Literaturovedenie. Zhurnalistika [RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism], 2020, vol. 25, no. 4, pp. 787-796. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-4-787-796

Girenok F.I. Clip consciousness. Moscow: Akademicheskiy proekt Publ., 2014, 249 p.

Zimnyaya, I.A. Educational activity as a specific type of activity. Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii [Innovative projects and programs in education], 2014, no. 1, pp. 3-14.

Kovalevskaya E.V. Problems in teaching foreign languages: Current state and prospects: Textbook for universities. Moscow: MNPI Publ., 1999, 120 p.

Matyushkin A.M. Psychology of thinking. Thinking as a solution to problem situations: Textbook / Ed. by A.A. Matyushkina. Moscow: KDU Publ., 2009, 190 p.

Makhmutov M. I. Organization of problem-based learning at school. Book for teachers. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1977, 240 p.

Meerovich M.I., Shragina L.I. Systems thinking: formation and development. Study guide. Moscow: SOLON Press Publ., 2019, 276 p.

Meerson, A.-L. S. Development of a training for the formation of information-psychological stability of the personality of university students. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 1, pp. 154-176. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-154-176

Semenovskikh T.V. The phenomenon of «clip thinking» in the educational environment of higher education. Naukovedenie [Science studies]. Moscow: Naukovedenie Publ., 2014, no. 5(24). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (accessed May 31, 2024).

Spivak, V. A. System approach and system thinking as a universal competence of a specialist and a manager: Monograph. Cheboksary: Sreda Publ., 2022, 136 p.

Sychev I.A., Sychev O.A. The concept of systems thinking in foreign science. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2011, no. 2(27), pp. 249-251.

Marshall McLuhan's Media Theory: How did we get in a global village? The Monocler portal. URL: https://monocler.ru/teoriya-media-marshalla-maklyuena/ (accessed January, 28 2024).

Frumkin, K.G. Clip thinking and the fate of linear text. Ineternum, 2010, no.1. URL: https://web.archive.org/web/20120621080523/http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm (accessed May 25, 2024)

Tsvetkova, T. K. How to teach English. Book for teachers: Methodological guide. Moscow: Prospekt Publ., 2005, 95 p.

Shpak N.O. Application of problem-solving teaching in the formation of communicative competence of managers-to-be. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries]. 2014, no. 11-7 (59), pp. 2798-2812. https://doi.org/10.12731/wsd-2014-11.7-2798-2812

Shpak, N.O. The role of a communicative task in the development of 21st century skills at the foreign language classes. Russian Journal of Education and Psychology, 2022, vol. 13, no. 1, pp. 89-100. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-89-100

Alvin Toffler. The Third Wave. New York, NY, 1980, 560 p.

Di Fabio A., Rosen M.A. An Exploratory Study of a New Psychological Instrument for Evaluating Sustainability: The Sustainable Development Goals Psychological Inventory. Sustainability, 2020, vol. 12(18), 7617. https://doi.org/10.3390/su12187617

Stice, James E. Teaching problem solving. URL: https://inst.eecs.berkeley.edu/~ee301/fa13/Readings/teaching_problem_solving_stice.pdf (accessed May 27, 2024)

Rosen L. Me, my Space and I: Parenting the Net Generation. N.Y., 2007, 272 p.

Schimmenti A., Caretti V. Psychic retreats or psychic pits?: Unbearable states of mind and technological addiction Psychoanalitic Psychology, 2010, vol. 27(2), pp. 115-132. https://doi.org/10.1037/a0019414

Shuell, Thomas J. Teaching and Learning as Problem Solving. Theory into Practice, Vol. 29, no. 2, 1990, pp. 102-108. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1080/00405849009543439 (accessed May 27, 2024)

Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Shpak, N. (2024). ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-596
Раздел
Педагогические исследования