ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: исследовательская деятельность обучающихся, компьютерная среда, новые образовательные технологии, профессиональная компетенция на иностранном языке, электронная образовательная среда

Аннотация

Обоснование. Статья посвящена актуальной проблеме иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов и ее значению в научно-исследовательской деятельности студентов. В настоящее время в концепции обучения иностранным языкам в неязыковом вузе особое внимание уделяется системе обучения, сочетающей профессиональную подготовку и овладение языком. Иными словами, крайне важно учитывать компетенции для будущей профессии и способность обучающихся использовать свои профессиональные языковые навыки в динамично меняющейся среде. Основываясь на современных стандартах высшего образования, с акцентом на проектную и исследовательскую деятельность, программы обучения иностранным языкам рассматривают исследовательскую деятельность обучающихся как один из важнейших инструментов мотивации к овладению иностранным языком, что способствует творческому применению достижения научно-технического прогресса на практике.

Цель – представить описание структуры электронной образовательной среды вуза и выявить специфику обучения иностранному языку для научно-исследовательской деятельности студентов.

Материалы и методы. В качестве методологической базы исследования рассматривается компетентностный подход, в частности иноязычная профессионально-ориентированная компетентность. Достижение поставленной цели исследования осуществлялось на основе теоретико-методологического анализа, систематизации и обобщения научной литературы по заданной проблеме. Количественные показатели использовались как элемент описания динамики изменений в образовательной среде вуза. Используя данные методики, у обучающихся формируется иноязычная компетенция, включающая широкое применение электронных образовательных ресурсов и исследовательские навыки. Описаны подходы к организации учебного процесса с акцентом на концепции компьютерной среды, включающей электронные образовательные ресурсы.

Результаты. Опыт Севастопольского государственного университета (г. Севастополь, Россия) служит примером положительного опыта использования электронной образовательной среды, что подчеркивает научную новизну исследования. Практика показывает, что использование электронной образовательной среды имеет большое значение для вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. Такая среда способствует формированию творческих навыков у студентов и повышает уровень их профессиональной подготовки.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana S. Mirontseva, Севастопольский государственный университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук, доцент

Dmitriy V. Moiseev, Севастопольский государственный университет

заведующий кафедрой «Информационные технологии и компьютерные системы», доктор технических наук, доцент

Mariya Yu. Nekrasova, Севастопольский государственный университет

доцент кафедры «Теория и практика перевода и зарубежная филология», кандидат филологических наук

Aleksandra S. Sivtseva, Севастопольский государственный университет

доцент кафедры «Иностранные языки», кандидат педагогических наук

Yuliya P. Spirina, Севастопольский государственный университет

ассистент кафедры «Иностранные языки»

Литература

References

Gershunsky B.S. Philosophy of Education for the 21st century. Moscow: Sovershenstvo Publ., 2002, 512 p.

Demidova E.I. Education in the conditions of digitalization. Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo [Economic Security and Quality], 2019, no. 3(36), pp. 62-64.

Ignatova N.Yu. Education in the digital age: monograph. Nizhny Tagil: Nizhny Tagil Institute of Technology Publ., 2017, 128 p.

Kozlova N.Sh. Digital technologies in education. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin Maikop State Technological University], 2019, no. 1/40, pp. 83-91.

Kuznetsova N.V. Formation of professional competencies of students in the conditions of digitalization. Obrazovanie i problemy razvitiya obshchestva [Education and Problems of Society Development], 2020, no. 1, pp. 1-6.

Mansurova A.S., Gaysina E.F. Formation of students’ competencies through corporate interaction with the teaching staff in the context of digitalization of distance education. Sovremennye tekhnologii upravleniya [Modern Management Technologies], 2020, No. 3(93), pp. 6.

Maslanov E.V. Digitalization and development of information and communication technologies: New challenges or exacerbation of old problems? Cifrovoj uchenyj: laboratoriya filosofa [Digital Scientist: Philosopher’s Laboratory], 2019, no. 2(1), pp. 6-21.

Mirontseva S.S. Formation of a foreign language professionally oriented competence of future managers using electronic educational resources: PhD thesis. Grozny, 2019, 212 p.

Mirontseva S.S. Bayko V.A. Anglijskij yazyk dlya neyazykovyh special'nostej: uchebnoe posobie po anglijskomu yazyku dlya studentov neyazykovyh special'nostej [English for Non-Linguistic Specialties: Textbook in English for Students of Non-Linguistic Specialties]. Sevastopol: SevGU Publ., 2021, 179 p.

Mirontseva S.S. Mikhailova E.V. Entrance control as an essential component of teaching a foreign language in higher education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education], 2021, no. 71(3), pp. 212-217.

Mirontseva S.S. Spirina Yu.P. Electronic information and educational environment of the university as a factor in the development of professional foreign language communicative competence. MediaVektor [Media Vector], 2023, no. 9, pp. 99-103.

Polat E.S. et al. Pedagogical technologies of distance learning. Moscow: Yurayt Publ., 2024, 392 p.

Safuanov R.M., Lekhmus M.Yu., Kolganov E.A. Digitalization of the education system. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, ekonomika. Seriya: Ekonomika [Vestnik UGNTU. Science, Education, Economics. Series: Economy], 2019, no. 2(28), pp. 116-121.

Sevastopol State University. Distance learning. URL: https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=6320 (accessed May 21, 2024).

Spirina Yu.P., Mirontseva S.S. Diagnostics of future economists’ foreign-language professionally oriented communicative competence level of formation through e-learning. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education], 2023, no. 3(100), pp. 188-191.

Spirina Yu.P., Mirontseva S.S. English for Business Communication: Textbook in English for Students of Economic Specialties. Sevastopol: SevGU Publ., 2024, 115 p.

Uvarov A.Yu. Education in the World of Digital Technologies: On the Way to Digital Transformation. Moscow: SU-HSE Publ., 2018, 168 p.

Khachikyan E.I., Zaborina M.A., Konkina A.O. The role of distance learning in the process of forming the communicative competence of a university student. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2021, no. 71(3), pp. 254-257.

Khutorskoy A.V. Modern didactics. St. Petersburg: Piter Publ., 2021, 544 p.

Baryshev R.A., Verkhovets S.V., Babina O.I. The smart library project: Development of information and library services for educational and scientific activity. Electronic library, 2018, vol. 36(3), pp. 535-549. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110846 (accessed May 21, 2024).

Bates A.W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning. 2nd ed. Vancouver: Tony Bates Associates Ltd., 2019, 572 p.

Johnson A.M., Willenborg A., Heckman C., Whitacre J., Reynolds L., Sterner E.A. et al. Library instruction and information literacy 2017. Reference Services Review, 2018, vol. 46 (4), pp. 628-734.

Scientific papers based on the Proceedings of the LinguaNet All-Russian Scientific and Practical Conference. Sevastopol: Sevastopol State University Publ., 2019, 392 p.

Robert I.W. Development of the conceptual apparatus of pedagogy: Digital information technologies. Pedagogical Informatics, 2019, vol. 1, pp. 108-112.

Tuning Educational Structures in Europe. URL: https://www.ehea.info/cid101886/tuning-educational-structures-europe.html (accessed May 21, 2024).

Zilka G.C. Advantages and disadvantages of regularly using a laptop computer in class, in primary and secondary schools and in higher education from the point of view of preservice teachers. International Journal of Information and Learning Technology, 2021, vol. 38 (4), pp. 364-380.

Список литературы

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 2002. 512 с.

Демидова Е.И. Образование в условиях цифровизации // Экономическая безопасность и качество. 2019. № 3(36). С. 62-64.

Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху: монография. М-во образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Нижнетагил. технол. ин-т (фил.). Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. 128 с.

Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 1(40). С. 83-91.

Кузнецова Н.В. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в условиях цифровизации // Образование и проблемы развития общества. 2020. №1. С. 1-6.

Мансурова А.С., Гайсина Е.Ф. Формирование компетенций студентов за счет корпоративного взаимодействия с профессорско-преподавательским составом в условиях цифровизации дистанционного образования // Современные технологии управления. 2020. № 3(93). C. 6.

Масланов Е.В. Цифровизация и развитие информационно-коммуникационных технологий: новые вызовы или обострение старых проблем? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 6-21.

Миронцева С.С. Формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: Дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2019. 212 с.

Миронцева С.С., Байко В.А. Английский язык для неязыковых специальностей: учебное пособие по английскому языку для студентов неязыковых специальностей. Севастополь: СевГУ, 2021. 179 с.

Миронцева С.С., Михайлова Е.В. Входной контроль как существенная составляющая обучения иностранному языку в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 73(1). С. 212-217.

Миронцева С.С., Спирина Ю.П. Электронная информационно-образовательная среда вуза как фактор развития профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции // МедиаVектор. 2023. № 9. С. 99-103.

Полат Е.С. [и др.] Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / под редакцией Е.С. Полат. 3-е изд. Москва: Юрайт, 2024. 392 с.

Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 2(28). С. 116-121.

Севастопольский государственный университет. Электронная информационно-образовательная среда Севастопольского государственного университета. URL: https://do.sevsu.ru/course/view.php?id=6320 (дата обращения 11.05.2024).

Спирина Ю.П. Миронцева С.С. Диагностика уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 3(100). С. 188-191.

Спирина Ю.П., Миронцева С.С. Иностранный язык для деловой коммуникации: учебное пособие для студентов экономических специальностей; Севастопольский государственный университет, Институт общественных наук и международных отношений. Севастополь: СевГУ, 2024. 115 с.

Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ГУ-ВШЭ, 2018. 168 с.

Хачикян Е.И., Заборина М.А., Конкина А.О. Роль дистанционных форм обучения в процессе формирования коммуникативной компетентности студента вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71(3). С. 254-257.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001. 544 с.

Baryshev R.A., Verkhovets S.V., Babina O.I. The smart library project: Development of information and library services for educational and scientific activity // Electronic library, 2018, vol. 36(3), pp. 535-549. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/110846 (дата обращения: 21.05.2024).

Bates A.W. Teaching in a Digital Age: Guidelines for Designing Teaching and Learning. 2nd ed. Vancouver: Tony Bates Associates Ltd, 2019, 572 p.

Johnson A.M., Willenborg A., Heckman C., Whitacre J., Reynolds L., Sterner E.A. et al. Library instruction and information literacy 2017 // Reference Services Review, 2018, vol. 46 (4), pp. 628-734.

LinguaNet: Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием «LinguaNet», Севастополь, 17 мая 2019 года / под общ. ред. Ю.А. Иванцовой, Н.С. Руденко. Севастополь: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Севастопольский государственный университет", 2019. 392 p.

Robert I.W. Development of the conceptual apparatus of pedagogy: Digital information technologies // Pedagogical Informatics, 2019, vol. 1, pp. 108-112.

Tuning. Educational Structures in Europe. URL: http://www.ehea.info/cid101886/tuning-educational-structures-europe.html (дата обращения: 11.05.2024).

Zilka G.C. Advantages and disadvantages of regularly using a laptop computer in class, in primary and secondary schools and in higher education from the point of view of preservice teachers // International Journal of Information and Learning Technology, 2021, vol. 38(4), pp. 364-380.

Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Mirontseva, S., Moiseev, D., Nekrasova, M., Sivtseva, A., & Spirina, Y. (2024). ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-595
Раздел
Педагогические исследования