ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ КАФЕДРА»

Ключевые слова: цифровая кафедра, цифровая культура, цифровая компетентность, ассесмент, сформированность цифровых компетенций

Аннотация

Обоснование. В век искусственного интеллекта цифровыми компетенциями обладают не только выпускники IT-направлений, но и школьники. Усовершенствования навыков по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами необходимо во всех сферах жизнедеятельности. Национальный проект «Цифровая кафедра» направлен на решение этой задачи, т.е. на формирование и освоение современными цифровыми компетенциями. В условиях нарастающего количества обучающихся в цифровой кафедре требуется расширить образовательные программы для обеспечения высококвалифицированными кадрами приоритетных отраслей экономики.

Цель – анализ реализации программы «цифровая кафедра» в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ, г. Хабаровск) и формирования цифровых компетенций обучающихся в результате участия в этой программе.

Материалы и методы. Основополагающим для исследования является системный подход. Основные теоретические методы исследования: анализ, синтез, дедукция. Данная статья представляет собой обзор понятийного аппарата «цифровая компетентность», «цифровая культура», «цифровая грамотность». В нее включены исследования обучения 995 студентов Тихоокеанского государственного университета на цифровой кафедре. Анализ обучения проводился на основе метода ассесмент - центра.

Результаты. Обучающиеся на цифровой кафедре получают больший объем цифровых навыков и могут решать задачи из более широкого спектра. Для реализации национального проекта «Цифровая кафедра» требуется расширять образовательные программы с учетом направлений обучающихся вузов. Нет единого стандарта цифровых компетенций для всех образовательных программ ТОГУ. Формирование цифровых компетенций требует материальных ресурсов и подготовленных кадров.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Elena G. Agapova, Тихоокеанский государственный университет

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент высшей школы физико-математических наук

Литература

Список литературы

Бодрова Э.Э., Калистратова Н.С. Реализация цифровых компетенций и технологий: из опыта преподавания истории государства и права // Российское право: образование, практика, наука. 2022. № 2. С. 84-96. https://doi.org/10.34076/2410_2709_2022_2_84

Гончаров А.И. Особенности продвижения проекта «Цифровая кафедра» в вузе // Экономика строительства. 2023. № 10. С. 4-7.

Ермаков С.Г., Куценко С.Г., Гильванов Р.Г. Актуальные вопросы организации деятельности цифровой кафедры в условиях цифровой трансформации вуза // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2023. Т. 20, № 1. С. 70-78. https://doi.org/10.20295/1815-588X-2023-1-70-78

Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2020 г. № 2129-p. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360681/7f2affb15ff9b9d6f75a9aa566d1b0646b3d2e94/

Максимкина О.Н.,. Жадунова Н.В., Кирдяшова Е.В., Яшин Е.Е. Проект "Цифровые кафедры": как и у кого формировать цифровые компетенции? // Социальные нормы и практики. 2023. № 4(10). С. 34-49. https://doi.org/10.24412/2713-1033-2023-4-34-49.

Образцова М. Н., Галиханова Е. Б., Соколова С. К. и др. Концепция формирования модели матрицы компетенций, актуальных для цифровой экономики. ООО "Издательский Центр РИОР", 2023. 43 с. https://doi.org/10.29039/02113-2

Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 24.12.2021) (с доп. вступ. в силу с 06.01.2022). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/

Пирогланов Ш.Ш., Скляров В.П., Анцупов И.С. Цифровые технологии в образовательном процессе как новые возможности реализации индивидуальных образовательных траекторий // Проблемы современного педагогического образования. 2022. No 74-2. С. 180–182.

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 357 «Изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729». https://base.garant.ru/403703776/

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/

Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/

Савка О.Г., Гусарова М.Н., Сумина С.В. и др. Модель формирования цифровых компетенций при реализации программ высшего образования // Russian Technological Journal. 2022. Т. 10, № 6. С. 78-90. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90

Салганова Е.И., Осипова Л.Б. Цифровая грамотность студентов: компетентностный подход // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16, № 1. С. 227-240. https://doi.org/10.15838/esc.2023.1.85.12

Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. 2022. Том 12. № 2. С. 935-948. https://doi.org/10.18334/vinec. 12.2.114823

Соколов Д.В. Цифровые компетенции в инновационной экономике // Управление. 2021. № 4. С. 74-80. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.4.9

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». https://base.garant.ru/71937200/

Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). https://base.garant.ru/71937200/

Хоченкова Т.Е. Модель цифровых компетенций педагогов: терминологический и содержательный аспекты // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18. № 4. С. 314-325. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-314-325

Яшин Е. Е. Проект «Цифровая кафедра» как средство формирования профессиональной мобильности выпускника вуза // Гуманитарные науки и образование. 2023. Т. 14, № 1(53). С. 88-94. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2023_14_01_88

Calvani A., Cartelli A., Fini A., Ranieri M. Models and instruments for assessing digital competence at school // Journal of e-learning and knowledge society. 2008. Vol. 4(3). P. 183-193.

Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. JRC Publications Repository. 2013, October 9. https://doi.org/10.2788/52966

Narmaditya B.S., Sahid S., Hussin M. Economic, digital, or entrepreneurial literacy: Which matters for driving students' economic behaviour? // Education and Science Journal. 2024. Vol. 26, No. 2. P. 97-112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-97-112

Suparno S., Saptono A., Wibowo A., Narmaditya B. S Factors influencing students’ intention to establish a digital business (Start-Up) // International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Vol. 12 (8). P. 73-91.

Surindra B. The influence of economic literacy and digital literacy on consumptive behaviour of students // International Journal of Humanities Education and Social Sciences (IJHESS). 2022. Vol. 1 (5). P. 696-703.

Yildiz E. Opinions of academicians on digital literacy: A phenomenology study // Cypriot Journal of Educational Sciences. 2020. Vol. 15. No. 3. P. 469-478.

References

Bodrova E.E., Kalistratova N.S. Realization of digital competencies and technologies: from the experience of teaching the history of state and law. Russian law: education, practice, science, 2022, no. 2, pp. 84-96. https://doi.org/10.34076/2410_2709_2022_2_84

Goncharov A.I. Features of the promotion of the project “Digital Department” in the university. Construction Economics, 2023, no. 10, pp. 4-7.

Ermakov, S.G.; Kutsenko, S.G.; Gilvanov, R.G. Actual issues of the digital department activity organization in the conditions of the university digital transformation. Izvestiya St. Petersburg University of Railway Engineering, 2023, vol. 20, no. 1, pp. 70-78. https://doi.org/10.20295/1815-588X-2023-1-70-78

Concept of development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies until 2024. Approved by the order of the Government of the Russian Federation from August 19, 2020 № 2129-p. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360681/7f2affb15ff9b9d6f75a9aa566d1b0646b3d2e94/

Maksimkina O.N.,. Zhadunova N.V., Kirdyashova E.V., Yashin E.E. Project “Digital Departments”: how and in whom to form digital competencies? Social Norms and Practices, 2023, no. 4(10), pp. 34-49. https://doi.org/10.24412/2713-1033-2023-4-34-49.

Obraztsova M. N., Galikhanova E. B., Sokolova S. K. et al. The concept of forming the model of competence matrix relevant for the digital economy. RIOR Publishing Center LLC, 2023, 43 p. https://doi.org/10.29039/02113-2

On Approval of the State Program of the Russian Federation “Development of Education”: Resolution of the Government of the Russian Federation from 26.12.2017 № 1642 (ed. from 24.12.2021) (with additional entry into force from 06.01.2022). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/

Piroglanov S.S., Sklyarov V.P., Antsupov I.S. Digital technologies in the educational process as new opportunities for the realization of individual educational trajectories. Problems of modern pedagogical education, 2022, no. 74-2, pp. 180-182.

Resolution of the Government of the Russian Federation of March 14, 2022, No 357 “Amendments to be introduced to Resolution of the Government of the Russian Federation of May 13, 2021, No 729”. https://base.garant.ru/403703776/

Program “Digital Economy of the Russian Federation”. Approved by Order of the Government of the Russian Federation No. 1632-r of July 28, 2017. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/

Order of the Government of the Russian Federation of December 21, 2021 No. 3759-r “On Approval of the strategic direction in the field of digital transformation of science and higher education”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/

Savka O.G., Gusarova M.N., Sumina S.V. et al. Model of formation of digital competencies in the implementation of higher education programs. Russian Technological Journal, 2022, vol. 10, no. 6, pp. 78-90. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2022-10-6-78-90

Salganova E.I., Osipova L.B. Digital literacy of students: competence approach. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2023, vol. 16, no. 1, pp. 227-240. https://doi.org/10.15838/esc.2023.1.85.12

Simarova I.S., Alekseevicheva Y.V., Zhigin D.V. Digital competencies: concept, types, assessment and development. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki, 2022, vol. 12, no. 2, pp. 935-948. https://doi.org/10.18334/vinec. 12.2.114823

Sokolov D.V. Digital competencies in the innovation economy. Management, 2021, no. 4, pp. 74-80. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.4.9

Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020, No. 474 “On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018, No. 204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024”. The national program “Digital Economy of the Russian Federation” was formed. https://base.garant.ru/71937200/

Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018, No. 204 “On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024” (as amended). https://base.garant.ru/71937200/

Khochenkova T.E. Model of digital competencies of teachers: terminological and content aspects. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education, 2021, vol. 18, no. 4, pp. 314-325. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-4-314-325

Yashin E. Е. The project “Digital Department” as a means of formation of professional mobility of the graduate of the university. Humanities and Education, 2023, vol. 14, no. 1(53), pp. 88-94. https://doi.org/10.51609/2079-3499_2023_14_01_88

Calvani A., Cartelli A., Fini A., Ranieri M. Models and instruments for assessing digital competence at school. Journal of e-learning and knowledge society, 2008, vol. 4(3), pp. 183-193.

Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and Understanding Digital Competence in Europe. JRC Publications Repository. 2013, October 9. https://doi.org/10.2788/52966

Narmaditya B.S., Sahid S., Hussin M. Economic, digital, or entrepreneurial literacy: Which matters for driving students' economic behaviour? Education and Science Journal, 2024, vol. 26, no. 2, pp. 97-112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-2-97-112

Suparno S., Saptono A., Wibowo A., Narmaditya B. S Factors influencing students’ intention to establish a digital business (Start-Up). International Journal of Innovation, Creativity and Change, 2020, vol. 12 (8), pp. 73-91.

Surindra B. The influence of economic literacy and digital literacy on consumptive behaviour of students. International Journal of Humanities Education and Social Sciences, 2022, vol. 1 (5), pp. 696-703.

Yildiz E. Opinions of academicians on digital literacy: A phenomenology study. Cypriot Journal of Educational Sciences, 2020, vol. 15, no. 3, pp. 469-478.

Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Agapova, E. (2024). ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВАЯ КАФЕДРА». Russian Journal of Education and Psychology, 15(4). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-591
Раздел
Педагогические исследования