МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Natalia E. Serebrovskaya Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Нижегородская академия МВД России
  • Olga I. Fedoseeva Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Нижегородская академия МВД России
  • Mariya P. Shcherbakova Нижегородская академия МВД России
Ключевые слова: подготовка кадров к службе в ОВД, курсанты, мотивационная готовность, профессиональная деятельность, ценностные ориентации, служение, профессиональная компетентность

Аннотация

Цель. Статья посвящена рассмотрению проблемы мотивационной готовности курсантов вузов МВД к профессиональной деятельности. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения качества подготовки кадров в сфере охраны общественного порядка, защиты интересов граждан и контроля за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности общества. Предметом анализа выступают особенности формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности у курсантов ВУЗов системы МВД (на примере курсантов Нижегородской академии МВД России).

Методы. В основу исследования были положены методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной и методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейна.

Результаты. Полученные результаты исследования позволили выявить динамику ведущих мотивов, а также выделить группу наиболее значимых ценностных ориентации обучающихся Нижегородской академии МВД России, лежащих в основе овладения ими будущей профессией: ориентации служения (потребность приносить пользу людям, обществу), интеграции стилей жизни (успешное сочетание личной жизни и карьеры), профессиональной компетентности (постоянное самосовершенствование и повышение своего профессионального уровня) и вызова (готовность действовать в экстремальных ситуациях, принимать на себя ответственность за решение сложных задач).

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в процессе подготовки и проведения занятий в образовательных организациях МВД России, а также практикующими сотрудниками органов внутренних дел.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Natalia E. Serebrovskaya, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Нижегородская академия МВД России

профессор кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании; профессор кафедры психологии и педагогики, доктор психологических наук, доцент

Olga I. Fedoseeva, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского; Нижегородская академия МВД России

доцент кафедры общей и социальной психологии; профессор кафедры психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент

Mariya P. Shcherbakova, Нижегородская академия МВД России

начальник кафедры психологии и педагогики, кандидат социологических наук

Литература

Список литературы

Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

Александров А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности: дис. … канд. психол. наук. Новосибирск, 1999. 183 с.

Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 27-42.

Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологи. М.: Смысл, 2002. 480 с.

Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности : автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. психол. наук. Санкт-Петерберг, 2003. 33 с.

Бессонова Ю.В. Формирование профессиональной мотивации спасателей: дис. … канд. психол. наук. М.: 2003. 260 c.

Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростелевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1997. С. 38-46.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 200 с.

Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 458 с.

Власюк И.В., Тришина Н.Т., Кабельков С.Н., Подольская М.Н. Индивидуально-психологические особенности студентов, обучающихся по направлению «Юриспруденция», как фактор готовности к профессиональной деятельности // Гуманизация образования. 2020. № 4. С. 70-83.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики. 368 с.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1999. 800 с.

Гилева И.О. Системно-структурный анализ мотивационной готовности к творческой деятельности: дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2000. 173 c.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Готовность к деятельности. Минск, 1979. 176 с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 240 с.

Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. C. 27-41.

Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 224 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.

Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессио-нальной подготовки // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 6. С. 35-44.

Коптяева О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2009. 243 с.

Левадняя М.О. Психологическая оценка профессиональной готовности: учебное пособие. Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2021. 128 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Смысл, 2007. 511 с.

Лопес Е.Г. Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 60-75. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-60-75

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

Марцинковская Т.Д. Психология смысла // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 139-140.

Марчук Н.Ю. Профессиональное становление и развитие личности: профессионально-личностная направленность: монография. М.: ФЛИНТА, 2016. 261 с.

Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. М.: Компания Спутник+, 2008. 298 с.

Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2004. 400 с.

Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. 159 с.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.

Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. М.: Изд-во Института практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

Ручко Л.С. Факторы актуализации и блокирования мотивов участия личности в совместной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук. M., 2006. 23 с.

Санжаева Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. … д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997. 354 c.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Мастерство, 2001. 272 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введе-ние в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.

Шаров А.С. Рефлексия в развитии и становлении человека // Ежегодник РПО. Психология в системе наук (междисциплинарные исследования). М., 2002. Т. 9. Вып. 1. С. 47-49.

Шнайдер В.Ф. Психологические условия готовности студентов к самореализации в предстоящей профессиональной деятельности // Матрица научного познания. М., 2020. С. 93-101.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Социальная психология / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 416-432.

References

Abulkhanova-Slavskaya K. A. Strategies of life. Moscow: Mysl, 1991, 299 p.

Alexandrov A.G. Psychological mechanisms of formation of motivational readiness to educational and cognitive activity. Novosibirsk, 1999, 183 p.

Antsyferova L.I. Psychological content of the phenomenon of the subject and the boundaries of the subject-activity approach. The problem of the subject in psychological science / Edited by A.V. Brushlinsky et al. Moscow: Academic Project Publ., 2000, pp. 27-42.

Asmolov A.G. On the Other Side of Consciousness: Methodological Problems of Nonclassical Psychology. Moscow: Smysl, 2002, 480 p.

Afonkina Y.A. Genesis of professional orientation. St. Petersburg, 2003, 33 p.

Bessonova Yu.V. Formation of professional motivation of rescuers. М.: 2003, 260 p.

Bratchenko S.L., Mironova M.R. Personal growth and its criteria. Psychological problems of self-realization of personality / ed. by A. A. Krylov, L. A. Korosteleva. St. Petersburg: St. Petersburg University, 1997, pp. 38-46.

Vasilyuk F.E. Psychology of Experience. Moscow State University, 1984, 200 p.

Vilyunas V.K. Psychology of motivation development. St. Petersburg: Rech, 2006, 458 p.

Vlasyuk I.V., Trishina N.T., Kabelkov S.N., Podolskaya M.N. Individual-psychological features of students studying in the direction of “Jurisprudence” as a factor of readiness for professional activity. Humanization of Education, 2020, no. 4, pp. 70-83.

Vygotsky L.S. Collected Works: in 6 vol. Moscow: Pedagogy, 1983. Vol. 3. Problems of development of psyche, 368 p.

Hegel G.V.F. Science of Logic. Moscow: Mysl, 1999, 800 p.

Gileva I.O. System-structural analysis of motivational readiness to creative activity. Barnaul, 2000, 173 p.

Ginzburg M.R. Psychological content of personal self-determination. Voprosy Psychologii, 1994, no. 3, pp. 43-52.

Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Readiness for activity. Minsk, 1979, 176 p.

Zeer E.F. Psychology of professional development. Moscow: Academia Publishing Center, 2006, 240 p.

Ilyin E.P. The essence and structure of the motive. Psychological Journal, 1995, vol. 16, no. 2, pp. 27-41.

Kaverin S.B. Motivation of labor. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2007, 224 p.

Klimov E.A. Psychology of professional self-determination: textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow: Publishing Center “Academy”, 2010, 304 p.

Kovalev V.I., Druzhinin V.N. Motivational sphere of personality and its dynamics in the process of professional training. Psychological Journal, 1982, vol. 3, no. 6, pp. 35-44.

Koptyaeva O.N. Motivational readiness of teachers to innovative activity. Yaroslavl, 2009, 243 p.

Levadnyaya M.O. Psychological assessment of professional readiness: textbook. Vladivostok: Far Eastern Federal University, 2021, 128 p.

Leontiev D.A. Psychology of sense: nature, structure and dynamics of sense reality. Smysl, 2007, 511 p.

Lopez E.G. Psychological readiness for professional activity of students-psychologists. Innovative scientific modern academic research trajectory, 2022, no. 1 (9), pp. 60-75. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-60-75

Markova A.K. Psychology of professionalism. Moscow: International Humanitarian Fund “Znanie”, 1996, 312 p.

Marcinkovskaya T.D. Psychology of meaning. Voprosy psychologii, 2000, no. 3, pp. 139-140.

Marchuk N.Y. Professional formation and development of personality: professional and personal orientation: monograph. Moscow: FLINTA, 2016, 261 p.

Minyurova S.A. Psychology of human self-development in the profession. Moscow: Sputnik+ Company, 2008, 298 p.

Mitina L.M. Psychology of labor and professional development of the teacher. Moscow: Academy, 2004, 320 p.

Myasishchev V.N. Psychology of Relationships. M.: MPSY, 2004, 400 p.

Povarenkov Y.P. Psychological content of professional formation of a person. Moscow: URAO Publ., 2002, 159 p.

Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psychology of labor and human dignity. M.: Publishing Center “Academy”, 2001, 480 p.

Pryazhnikov N.S. Psychological meaning of labor. Moscow: Institute of Practical Psychology, Voronezh: NPO “MODEK”, 1997, 352 p.

Ruchko L.S. Factors of actualization and blocking of motives of participation of personality in joint activity. M., 2006, 23 p.

Sanzhaeva R.D. Psychological mechanisms of formation of readiness of the person to activity. Novosibirsk, 1997, 354 p.

Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Content and technologies of training in specialized secondary educational institutions. Moscow: Masterstvo, 2001, 272 p.

Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Fundamentals of psychological anthropology. Psychology of Man: Introduction to the Psychology of Subjectivity. Moscow: Shkola-Press, 1995, 384 p.

Sharov A.S. Reflexion in human development and formation. RPO Yearbook. Psychology in the System of Sciences (Interdisciplinary Studies), 2002, vol. 9, no. 1, pp. 47-49.

Shnaider V.F. Psychological conditions of students' readiness for self-realization in the upcoming professional activity. Matrix of scientific cognition. М., 2020, pp. 93-101.

Elkonin D.B. Selected psychological works. M.: Pedagogika, 1989, 560 p.

Yadov V.A. About dispositional regulation of social behavior of personality. Social Psychology / compiled by V.A. Yadov. Е. P. Belinskaya, O. A. Tikhomandritskaya. Moscow: Aspect Press, 2003, pp. 416-432.


Просмотров аннотации: 38
Загрузок PDF: 9
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Serebrovskaya, N., Fedoseeva, O., & Shcherbakova, M. (2024). МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 381-401. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-590
Раздел
Психологические исследования