АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» В РФ

Ключевые слова: предпринимательство, технологическое предпринимательство, стартап-проект, тренинги предпринимательских компетенций, Федеральный проект, платформа университетского технологического предпринимательства, основная образовательная программа, бакалавриат, экономика

Аннотация

Обоснование. Достижение поставленной 7 мая 2024 г. Президентом РФ национальной цели «технологическое лидерство» возможно посредством объединения усилий различных структур, в том числе вузов, которые осуществляют подготовку не только специалистов в области технологий, но и тех, кто будет работать с этими специалистами в команде проекта в области технологического предпринимательства (ТП), обладающего специфическими свойствами. Такими специалистами, в частности, являются экономисты, в ходе подготовки которых в условиях новых вызовов появляется необходимость найти ответы на ряд вопросов: можно ли считать достаточным для достижения цели «технологическое лидерство» включения в учебные планы дисциплин по экономике и финансам технологических компаний или современные условия требуют иного подхода; на что ориентироваться при выборе дисциплин и их разделов; каким образом обеспечить учебный процесс преподавателями, обладающих актуальными знаниями, навыками и умениями в сфере технологического предпринимательства; какие формы организации учебного процесса и внеучебной деятельности студентов целесообразно использовать для целей формирования и развития компетенций в области ТП.

Цель – исследовать вопросы формирования и развития компетенций в области технологического предпринимательства в российских вузах у студентов бакалавриата направления «Экономика» в современных условиях.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись системный подход, методы наблюдения, сравнения, синтеза, графического представления информации, а также анализ существующей литературы и нормативных документов по теме и анализ открытых статистических данных. Статья основывается на таких источниках как: нормативные правовые акты, статистические сведения, публикации в сети Интернет, материалах конференций, периодических изданиях.

Результаты. Для достижения национальной цели по установлению технологического лидерства РФ необходимо кратно увеличить количество стартап-проектов. Одним из ключевых направлений по решению этой задачи является погружение студентов вузов в различные аспекты технологического предпринимательства с целью формирования у них компетенций в этой сфере и повышения их готовности стать предпринимателями как сразу после получения диплома, так и некоторое время спустя.  Для повышения количества студентов, знакомых с технологическим предпринимательством, проводятся тренинги предпринимательских компетенций в рамках Федерального проекта Минобрнауки РФ совместно с институтами развития «Платформа университетского технологического предпринимательства». Но для роста количества успешных стартапов и повышения качества их технико-экономического обоснования, необходимого для получения финансирования, следует инкорпорировать в учебные планы бакалавриата по направлению «Экономика» дисциплины и/или разделы/темы дисциплин, ориентированные на формирование компетенций в сфере ТП и имеющие своей целью воспитать социально ответственного предпринимателя. Преподавание таких дисциплин должно осуществляться как прошедшими обучение по ТП и его различным аспектам профессорско-преподавательским вуза, так и представителями бизнеса и различных структур, с ним взаимодействующих в рамках своей профессиональной деятельности с учетом достоинств и недостатков, которыми обладают и преподаватели, и «практики». Помимо непосредственного изучения ТП в рамках ООП целесообразно использовать различные форматы знакомства студентов с его аспектами за пределами образовательного процесса – в ходе экскурсий, круглых столов, мастер-классов, бизнес-игр и др.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Alexandra A. Chudaeva, Самарский государственный экономический университет

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, организации и стратегии развития предприятия

Литература

Список литературы

Жабин А. П. Современные проблемы управления изменениями в высшей школе России / А. П. Жабин, Е. А. Кандрашина // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. № 2(196). С. 51-59. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2021-2-196-51-59

Жабин А. П. История СГЭУ как инструмент формирования у обучающихся компетенций будущего / А. П. Жабин, Н. Ф. Тагирова // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2021. № 1(195). С. 103-112. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2021-1-195-103-112

PhiliPp Sieger, Lea Raemy, Thomas Zellweger, Urs Fueglistaller, Isabella Hatak Student Entrepreneurship 2023: Insights From 57 Countries: Global Report GUESSS 2023. - URL: https://www.guesssurvey.org/resources/PDF_InterReports/GUESSS_2023_Global_Report.pdf

Более 200 вузов страны проведут тренинги предпринимательских компетенций // Платформа университетского технологического предпринимательства. URL: https://univertechpred.ru/novosti/20240318-universitetskie-venchurnye-fondy-investitsii-v-startapy/

Индивидуальная образовательная траектория vs Традиционная образовательная модель в вузе // Forbes Education. Обучение, образование в России и за рубежом. Forbes Media LLC. URL: https://education.forbes.ru/special-projects/iot-main/iot-unmn-vs (дата обращения: 29.05.2024)

Калинина С. Л. Исследование опыта развития российских технологических предпринимателей // Архивариус. 2020. № 8(53). С. 43-48.

Карабанова О. В. Формирование компетенций финансовой и правовой грамотности технологических предпринимателей // Непрерывное образование в контексте Будущего: Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Москва, 21-22 апреля 2021 года. Москва: Московский городской педагогический университет, Общество с ограниченной ответственностью "А-Приор", 2021. С. 149-153.

Копытова Н. Е. Инновационные компетенции преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1(21). С. 28-33.

Летняя цифровая школа Сбера для преподавателей вузов и колледжей// Официальный сайт ПАО Сбербанк. URL: https://sbergraduate.ru/digitalsummer/ (дата обращения: 31.05.2024)

Минобрнауки России определило обязательный минимум изучения истории России в вузах // Официальный сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59646/

Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник / Т. А. Варламова, Л. М. Гохберг, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023.

Образцова, М. Реализация федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»: опыт Университета Иннополис / М. Образцова, Е. Галиханова // Сетевое издание «Национальная система квалификаций России». 2023. № 5. URL: https://journal.nark.ru/articles/kvalifikatsii-xxi-veka/realizatsiya-federalnogo-proekta-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki-opyt-universiteta-innopolis/

Официальный сайт Университета Иннополис. URL: https://www.innopolis.university/digital-economy/ (дата обращения: 31.05.2024)

Платформа университетского технологического предпринимательства // Официальный сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp/ (дата обращения: 30.05.2024)

Портрет российского технологического предпринимателя 2020-х гг / Е. В. Алябина, Е. Г. Лиманова, А. В. Рязанцева, А. И. Савина // Технологическое и социальное предпринимательство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Ижевск, 24 ноября 2022 года / Научный редактор С.В. Радыгина. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2022. С. 38-44.

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 № 662 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования" (Зарегистрирован 07.10.2022 № 70414) // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025

Программа «Приоритет-2030» // Официальный сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 30.05.2024)

Толмачев Д. Е. Технологические предприниматели российского происхождения: образование, география, отрасли / Д. Е. Толмачев, К. В. Чукавина, Е. Д. Игошина // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 1(53). С. 231-240. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-53-1-13

Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года // Официальный сайт Администрации Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986

Учись бизнесу у профессионалов // Официальный сайт СГЭУ. URL: https://www.sseu.ru/obuchayushchimsya/uchis-biznesu-u-professionalov?ysclid=lwy3wyhfc2725353976 (дата обращения: 29.05.2024)

ФГОС 38.03.01 Экономика, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 12.08.2020 N 954 и зарегистрированный в Минюсте России 25 августа 2020 г. N 59425 // Национальная ассоциация развития образования и науки: официальный сайт. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-01-ekonomika-954/ (дата обращения: 29.05.2024)

Чудаева А. А. Подготовка специалистов по экономике с высшим образованием для промышленных предприятий РФ: существующие проблемы и новые возможности для их решения // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2023. № 6. С. 131-149. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11053

Щербакова Л. И. Подготовка молодых технологических предпринимателей в стратегии развития университета: институциональные и социокультурные аспекты // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15, № 3. С. 81-90. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-81-90

References

Zhabin A. P., Kandrashina E. A. Sovremennye problemy upravleniia izmeneniiami v vysshei shkole Rossii [Modern Problems of Change Management in Higher Education in Russia]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2021, no. 2(196), pp. 51-59. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2021-2-196-51-59

Zhabin A. P., Tagirova N. F. Istoriia SGEU kak instrument formirovaniia u obuchaiushchikhsia kompetentsii budushchego [History of SSEU as a tool for developing students' future competences]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2021, no. 1(195), pp. 103-112. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2021-1-195-103-112

PhiliPp Sieger, Lea Raemy, Thomas Zellweger, Urs Fueglistaller, Isabella Hatak Student Entrepreneurship 2023: Insights From 57 Countries: Global Report GUESSS 2023. URL: https://www.guesssurvey.org/resources/PDF_InterReports/GUESSS_2023_Global_Report.pdf

Bolee 200 vuzov strany provedut treningi predprinimatel'skikh kompetentsii [More than 200 higher education institutions of the country will organise training courses on entrepreneurial competences]. University Technological Entrepreneurship Platform. URL: https://univertechpred.ru/novosti/20240318-universitetskie-venchurnye-fondy-investitsii-v-startapy/

Individual'naia obrazovatel'naia traektoriia vs Traditsionnaia obrazovatel'naia model' v vuze [Individual educational trajectory vs Traditional educational model in HEIs]. Forbes Education. Training, education in Russia and abroad. Forbes Media LLC. URL: https://education.forbes.ru/special-projects/iot-main/iot-unmn-vs

Kalinina S. L. Issledovanie opyta razvitiia rossiiskikh tekhnologicheskikh predprinimatelei [Study of the development experience of Russian technology entrepreneurs]. Arkhivarius, 2020, no. 8(53), pp. 43-48.

Karabanova O. V. Formirovanie kompetentsii finansovoi i pravovoi gramotnosti tekhnologicheskikh predprinimatelei [Formation of competences of financial and legal literacy of technological entrepreneurs]. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste Budushchego: Sbornik nauchnykh statei po materialam IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Moskva, 21-22 aprelia 2021 goda [Continuing Education in the Context of the Future: Collection of scientific articles on the materials of the IV International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 21-22, 2021]. Moscow: Moscow City Pedagogical University, A-Prior, 2021, pp. 149-153.

Kopytova N. E. Innovatsionnye kompetentsii prepodavatelia vuza [Innovative competences of a university teacher]. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus, 2013, no. 1(21), pp. 28-33.

Letniaia tsifrovaia shkola Sbera dlia prepodavatelei vuzov i kolledzhei [Sber's Summer Digital School for university and college professors]. Official website of PJSC Sberbank. URL: https://sbergraduate.ru/digitalsummer/

Minobrnauki Rossii opredelilo obiazatel'nyi minimum izucheniia istorii Rossii v vuzakh [The Russian Ministry of Education and Science has defined the mandatory minimum for studying Russian history in higher education institutions]. Official website of the Ministry of Education and Science of Russia. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/59646/

Varlamova T. A., Gokhberg L. M., Ozerova O. K. et al. Obrazovanie v tsifrakh: 2023 : kratkii statisticheskii sbornik [Education in Figures: 2023 : Summary Statistical Digest]. National Research University Higher School of Economics. Moscow, 2023.

Obraztsova M., Galikhanova E. Realizatsiia federal'nogo proekta «Kadry dlia tsifrovoi ekonomiki»: opyt Universiteta Innopolis [Implementation of the federal project ‘Personnel for the Digital Economy’: Experience of Innopolis University]. National Qualifications System of Russia, 2023, no. 5. URL: https://journal.nark.ru/articles/kvalifikatsii-xxi-veka/realizatsiya-federalnogo-proekta-kadry-dlya-tsifrovoy-ekonomiki-opyt-universiteta-innopolis/. Data publikatsii: 8 dekabria 2023.

Official website of Innopolis University. URL: https://www.innopolis.university/digital-economy/

Platforma universitetskogo tekhnologicheskogo predprinimatel'stva [University Technology Entrepreneurship Platform]. Official website of the Ministry of Education and Science of Russia. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp/

Aliabina E. V., Limanova E. G., Riazantseva A. V., Savina A. I. Portret rossiiskogo tekhnologicheskogo predprinimatelia 2020-kh gg [Portrait of a Russian technology entrepreneur in the 2020s]. Technological and Social Entrepreneurship: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Izhevsk, November 24, 2022 / Scientific Editor S. V. Radygina. Izhevsk: Udmurt University Publ., 2022, pp. 38-44.

Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of 19.07.2022 No. 662 ‘On Amendments to Federal State Educational Standards for Higher Education’ (Registered 07.10.2022 No. 70414). State system of legal information. Official Internet portal of legal information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025

Programma «Prioritet-2030» [The Priority 2030 Programme]. Official website of the Ministry of Education and Science of Russia. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/

Tolmachev, D. E., CHukavina K. V., Igoshina E. D. Tekhnologicheskie predprinimateli rossiiskogo proiskhozhdeniia: obrazovanie, geografiia, otrasli [Technology entrepreneurs of Russian origin: education, geography, industries]. ZHurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii, 2022, no. 1(53), pp. 231-240. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-53-1-13

Ukaz o natsional'nykh tseliakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda [Decree on the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030 and in the perspective up to 2036]. Official website of the Administration of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986

Uchis' biznesu u professionalov [Learn business from professionals]. Official site of SGEU. URL: https://www.sseu.ru/obuchayushchimsya/uchis-biznesu-u-professionalov?ysclid=lwy3wyhfc2725353976

Federal State Educational Standard 38.03.01 Economics, approved by the Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 12.08.2020 N 954 and registered in the Ministry of Justice of Russia on 25 August 2020 N 59425. National Association for the Development of Education and Science: official website. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-01-ekonomika-954/

Chudaeva A. A. Podgotovka spetsialistov po ekonomike s vysshim obrazovaniem dlia promyshlennykh predpriiatii RF: sushchestvuiushchie problemy i novye vozmozhnosti dlia ikh resheniia [Training of specialists in economics with higher education for industrial enterprises of the Russian Federation: existing problems and new opportunities for their solution]. Kontsept, 2023, no. 6, pp. 131-149. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11053

Shcherbakova L. I. Podgotovka molodykh tekhnologicheskikh predprinimatelei v strategii razvitiia universiteta: institutsional'nye i sotsiokul'turnye aspekty [Training Young Technological Entrepreneurs in University Development Strategy: Institutional and Socio-Cultural Aspects]. Vestnik IUzhno-Rossiiskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Sotsial'no-ekonomicheskie nauki, 2022, vol. 15, no. 3, pp. 81-90. https://doi.org/10.17213/2075-2067-2022-3-81-90


Просмотров аннотации: 25
Загрузок PDF: 5
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Chudaeva, A. (2024). АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЭКОНОМИКА» В РФ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 199-222. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-589
Раздел
Педагогические исследования