РАЗВИТИЕ МЕДИАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ЯЗЫКОВОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НЕЯЗЫКОВЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В статье анализируются теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы медиации в высшей школе в аспекте языкового образования студентов, обучающихся по нелингвистическим специальностям. Развитие медиативной компетенции представляется эффективным средством формирования языкового профиля студентов ВУЗа. Новизна проведенного исследования обоснована попыткой применения медиативного подхода при разработке заданий и упражнений по иностранному языку для студентов исторических факультетов образовательного учреждения высшего профессионального образования. В работе представлены результаты анкетирования текущих потребностей и выявление языкового профиля студентов неязыковой специальности. Анализ проведенного опроса подтвердил актуальность использования медиативных приемов, как педагогического средства организации учебного процесса. Описаны способы развития медиативной компетенции посредством использования специальных заданий и упражнений в учебном процессе ВУЗа. Сделан вывод об эффективности внедрения представленных приемов, с целью совершенствования языкового профиля студентов, обучающихся по нелингвистическим специальностям.
Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной педагогической дидактики высшего образования теме развития медиативной компетенции. Предметом анализа является практическое применение медиативного подхода при разработке принципов организации учебного процесса при обучении иностранному языку студентов вузов исторических факультетов. Автор ставит целью охарактеризовать принципы применения медиативного подхода, направленные на совершенствование языкового профиля студентов высшей школы.
Метод и методология проведения работы. Основу исследования составляют теоретические и общенаучные методы, а также социологические методы (анкетирование).
Результаты. Результаты исследования заключаются в выделении четырех компонентов формирования медиативной компетенции у студентов ВУЗа (коммуникативный; плюрикультурный; социально-психологический; профессиональный), составляющих основу языкового профиля студентов высшей школы. Также, в работе предпринята попытка разработки приемов и принципов внедрения медиативного подхода в преподавание английского языка как иностранного для студентов исторических специальностей.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены в образовательном процессе высшей школы в рамках преподавания иностранных языков студентам нелингвистических специальностей.
Скачивания
Литература
Список литературы
Бонди Е. А. Учебник английского языка для студентов-историков = English for students of history: [Для ун-тов и пед. ин-тов]. Москва: Изд-во АСТ, 2007. 368 с.
Касаткина Н. Н. Индивидуализация обучения иностранному языку на основе построения языкового профиля обучающегося / Н. Н. Касаткина, Л. А. Титова // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 6(129). С. 76-82. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-6-129-76-82
Кондрахина Н.Г., Южакова Н.Е. Медиация как метод нивелирования в рамках иноязычного обучения в неязыковом вузе // МНКО. 2022. №6 (97). С. 112-116.
Ланкина О. Ю. Содержание понятия медиации в обучении иностранным языкам // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, ЛГУ им. Пушкина, 2018. № 2. С. 175-183.
Павлов А. В. Структура медиативных умений студентов-бакалавров, специализирующихся в сфере лингводидактики // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. Т. 9, №2. С. 12-22. https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN221.pdf
Пузанова Ю. Г. Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория студента: сходства и различия / Ю. Г. Пузанова, А. В. Сидлик, А. Д. Юдина // Проспект Свободный – 2023: Материалы XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 24-29 апреля 2023 года. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. С. 1904-1907.
Смольянина Е. А. Английский язык для историков (B1—B2): учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 286 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 28.03.2024).
Чичерина М. М. Межкультурный подход в современном лингвообразовании: основные концептуальные направления и характеристики // Обучение, тестирование и оценка: Материалы Международной конференции, Нижний Новгород, 28-29 октября 2020 года. Том Вып. 20. Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2021. С. 192-196.
Council of Europe. (2020). Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Companion Volume. Strasbourg: Council of Europe Publishing. https://rm.coe.int/commoneuropean-framework-of-reference-for-languages-learningteaching/16809ea0d4
Daiva Pundziuvienė, Almantė Meškauskienė, Teresė Ringailienė, Jūratė Matulionienė. The role of linguistic and cultural mediation in learning the host country’s language // Darnioji daugiakalbystė [Sustainable Multilingualism]. 2023. Vol. 23(1). P. 121-142. https://doi.org/10.2478/sm-2023-0015
Elisa Navarro Hernández Dirigido por: Dra. Silvia Sánchez Calderón Facultad de Filología. U.N.E.D. Mediation techniques in the development of English oral competence. URL: http://e-spacio.uned.es/fez/eserv/bibliuned:master-Filologia-LIA-Enavarro/Navarro_Hernandez_Elisa_TFM.pdf (дата обращения: 28.03.2024).
Liddicoat A.J. 3 Intercultural Mediation in Language Teaching and Learning // Intercultural Learning in Language Education and Beyond: Evolving Concepts, Perspectives and Practices, edited by Troy McConachy, Irina Golubeva and Manuela Wagner, Bristol, Blue Ridge Summit: Multilingual Matters, 2022. P. 41-59. https://doi.org/10.21832/9781800412613-010
North B. The CEFR renewed: Inspiring the future of Language education // Italiano Linguadue. 2020. Vol. 12(1). P. 549-560. https://doi.org/10.13130/2037-3597/13945
North B., Piccardo E. Mediation and the social and linguistic integration of migrants: Updating the CEFR descriptors // The Linguistic Integration of Adult Migrants / L’intégration linguistique des migrants adultes: Some lessons from research / Les enseignements de la recherche, edited by Jean-Claude Beacco, Hans-Jürgen Krumm, David Little and Philia Thalgott, Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2017. P. 83-90. https://doi.org/10.1515/9783110477498-011
References
Bondy E. A. English for students of history. Moscow: Izd-vo AST, 2007, 368 p.
Kasatkina N. N. Individualization of teaching a foreign language on the basis of building a language profile of a student / N. N. Kasatkina, L. A. Titova. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2022, no. 6(129), pp. 76-82. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-6-129-76-82
Kondrakhina N.G., Yuzhakova N.E. Mediation as a method of leveling within the framework of foreign language teaching in a non-language university. MNCO, 2022, no. 6 (97), pp. 112-116.
Lankina O. Yu. The content of the concept of mediation in teaching foreign languages. Bulletin of Pushkin Leningrad State University, 2018, no. 2, pp. 175-183.
Pavlov A. V. The structure of mediation skills of undergraduate students specializing in the field of linguodidactics. Mir nauki. Pedagogy and psychology, 2021, vol. 9, no. 2, pp. 12-22. https://mir-nauki.com/PDF/28PSMN221.pdf
Puzanova Y. G. Individual educational route and individual educational trajectory of a student: similarities and differences / Y. G. Puzanova, A. V. Sidlik, A. D. Yudina. Prospect Svobodny - 2023: Proceedings of the XIX International Scientific Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, Krasnoyarsk, April 24-29, 2023. Krasnoyarsk: Siberian Federal University, 2023, pp. 1904-1907.
Smolyanina E. A. English for historians (B1-B2): textbook and practice for universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2024, 286 p.
Federal State Educational Standard of Higher Education. URL: https://fgos.ru/
Chicherina M. M. Intercultural approach in modern linguo-education: main conceptual directions and characteristics. Learning, testing and evaluation: Proceedings of the International Conference, Nizhny Novgorod, October 28-29, 2020. Vol. 20. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N.A. Dobrolyubov, 2021, pp. 192-196.
Council of Europe. (2020). Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Companion Volume. Strasbourg: Council of Europe Publishing. https://rm.coe.int/commoneuropean-framework-of-reference-for-languages-learningteaching/16809ea0d4
Daiva Pundziuvienė, Almantė Meškauskienė, Teresė Ringailienė, Jūratė Matulionienė. The role of linguistic and cultural mediation in learning the host country’s language. Darnioji daugiakalbystė [Sustainable Multilingualism], 2023, vol. 23(1), pp. 121-142. https://doi.org/10.2478/sm-2023-0015
Elisa Navarro Hernández Dirigido por: Dra. Silvia Sánchez Calderón Facultad de Filología. U.N.E.D. Mediation techniques in the development of English oral competence. URL: http://e-spacio.uned.es/fez/eserv/bibliuned:master-Filologia-LIA-Enavarro/Navarro_Hernandez_Elisa_TFM.pdf
Liddicoat A.J. 3 Intercultural Mediation in Language Teaching and Learning. Intercultural Learning in Language Education and Beyond: Evolving Concepts, Perspectives and Practices, edited by Troy McConachy, Irina Golubeva and Manuela Wagner, Bristol, Blue Ridge Summit: Multilingual Matters, 2022. P. 41-59. https://doi.org/10.21832/9781800412613-010
North B. The CEFR renewed: Inspiring the future of Language education. Italiano Linguadue, 2020, vol. 12(1), pp. 549-560. https://doi.org/10.13130/2037-3597/13945
North B., Piccardo E. Mediation and the social and linguistic integration of migrants: Updating the CEFR descriptors. The Linguistic Integration of Adult Migrants / L’intégration linguistique des migrants adultes: Some lessons from research / Les enseignements de la recherche, edited by Jean-Claude Beacco, Hans-Jürgen Krumm, David Little and Philia Thalgott, Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2017, pp. 83-90. https://doi.org/10.1515/9783110477498-011
Просмотров аннотации: 42 Загрузок PDF: 16
Copyright (c) 2024 Natalia N. Kasatkina
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.