СТИГМА И СТИГМАТИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Ключевые слова: стигма, теория стигматизации, педагог, система образования

Аннотация

Обоснование. Широкое распространение теория стигмы получила благодаря исследованиям, проведенным в середине 60-х годов прошлого столетия социологами M. Seeman и E. Goffman. Теоретические аспекты стигматизации, представленные в данных работах, позволили распространить их результаты на различные профессии, включая профессию педагога и сконструировать ряд теоретических моделей процессов стигматизации личности педагогических работников. Компонентный состав подобных моделей содержательно опирается на теоретических исследованиях, проведенных в работах J.B. Pryor и G.D. Reeder. Исследования такого рода вносят заметный вклад в теорию стигмы с точки зрения понимания того, что процессы стигматизации личности педагога могут идти с разных направлений и как правило они многоаспектны; представления общества о профессии педагога влияют на уровень стигматизации данной профессии; признание самим педагогом стигмы может возникать в результате понимания социальной девальвации собственной профессиональной деятельности; субъекты, входящие в окружение стигматизированного педагога (например, семья и друзья), входят в группу риска людей подверженных стигматизированным реакциям со стороны общества; социальные институты могут закреплять или усугублять стигматизированный статус профессии педагога.

Цель. Целью статьи является изложение теории стигматизации профессии педагога, разработка соответствующей модели и анализ составляющих ее компонентов, придающих ей качественную определённость, а также снижение рисков стигматизации и повышение ценности профессиональной деятельности педагогов.

Материалы и методы. Практическая и эвристическая ценность данного исследования состоит в том, что его результаты расширяют имеющиеся представления о механизмах стигматизации и предлагают продуктивный инструментарий решения проблем стигматизации педагогических профессий в системе современного образования, дают видение ключевых аспектов, подлежащих дальнейшим исследованиям по данным и смежным с ним направлениям. В исследовании использовались методы компаративной педагогики и метод моделирования.

Результаты. Исходя из анализа научно-методической литературы по проблеме стигматизации отдельно взятых профессий, нами была предложена модель отражающая основные представления процессов стигматизации профессии учителя в сфере образования. В данной модели были выделены следующие основные компоненты: общественная стигма, аутостигма, ассоциативная стигма, структурная стигма, первичные и вторичные отношения личности педагога и обучающегося. Общественная стигма является ключевым компонентом формирования стигмы в отношении профессии педагога и является основанием для последующих компонентов, выделенных нами в данной модели. Также были обобщены материалы и выделены положения, которые должны быть включены в теорию, описывающую процессы стигматизации в сфере образования. Вышесказанное способствует снижению влияния сформированной в отношении образовательного процесса или профессии педагога стигмы, и может оказать положительное влияние на статус учителя, его профессиональную идентичность и взаимоотношение с обучающимися.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Vladimir V. Afanasiev, Московский городской педагогический университет

доктор педагогических наук, профессор, профессор департамента педагогики института педагогики и психологии образования

Ilya V. Afanasiev, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности

Artem А. Fortunatov, Московский городской педагогический университет

кандидат педагогических наук, доцент, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования

Литература

Список литературы

Амбарова П.А. Феномен стигматизации в российских школах в контексте проблемы образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021 № 5 (74). С. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.72.32.001

Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательная стигматизация как социальный феномен: социологический анализ // Мир России. 2023. № 2. С. 6-29. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-6-29

Bos A. E., Pryor J. B., Reeder G. D., Stutterheim S. E. Stigma: Advances in Theory and Research // Basic and Applied Social Psychology. 2013. Vol. 35 (1). P. 1-9. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746147

Corrigan P. How stigma interferes with mental health care // American Psychologist. 2004. Vol. 59(7). P. 614-625. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.7.614

Corrigan P. W., Watson A. C. The paradox of self-stigma and mental illness // Clinical Psychology: Science and Practice. 2002. Vol. 9(1). P. 35-53. https://doi.org/10.1093/clipsy.9.1.35

Corrigan P. W., Watson A. C., Barr L. The self-stigma of mental illness: Implications for self-esteem and self-efficacy // Journal of Social & Clinical Psychology. 2006. Vol. 25. P. 875–884. https://doi.org/10.1521/jscp.2006.25.8.875

Dwyer P.C., Snyder M., Omoto A.M. When stigma-by-association threatens, self-esteem helps: Self-esteem protects volunteers in stigmatizing contexts // Basic and Applied Social Psychology. 2013. Vol. 35(1). P. 88-97. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746605

Hinshaw S.P. The stigmatization of mental illness in children and parents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46(7). P. 714-34. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2005.01456.x

Hinshaw S.P., Cicchetti D. Stigma and mental disorder: Conceptions of illness, public attitudes, personal disclosure, and social policy // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12 (4). P. 555-598. https://doi.org/10.1017/S0954579400004028

John Scott Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. Routledge. 2006. P. 115.

Pryor J. B., Reeder G. D. HIV-related stigma. In J. C. Hall, B. J. Hall & C. J. Cockerell (Eds.), HIV/AIDS in the Post-HAART Era: manifestations, treatment, and Epidemiology. 2011. P. 790-806.

Seeman M., Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity // American Sociological Review. 1964. Vol, 29 (5), 770. https://doi.org/10.2307/2091442

Steele C.M., Spencer S.J., Aronson J Contending with group image: The psychology of stereotype and social identity threat // Advances in Experimental Social Psychology, Academic Press. 2002. Vol. 34. P. 379-440. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(02)80009-0

Yang L.H., Kleinman A., Link B.G., Phelan J.C., Lee S., Good B. Culture and stigma: Adding moral experience to stigma theory // Social Science & Medicine. 2007. Vol. 64. Issue 7. P. 1524-1535. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2006.11.013

Young J., Lind C., Orange J., Savundranayagam M. Expanding Current Understandings of Epistemic Injustice and Dementia: Learning from Stigma Theory // Journal of Aging Studies. 2019. Vol. 48. P. 76-84. https://doi.org/10.1016/j.jaging.2019.01.003

References

Ambarova P.A. Stigmatization Phenomenon in Russian Schools in the Context of the Educational Failure. Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2021, no. 5 (74), pp. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.72.32.001

Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Educational Stigmatization as a Social Phenomenon: A Sociological Analysis. Mir Rossii, 2023, vol. 32, no 2, pp. 6-29. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-6-29

Bos A. E., Pryor J. B., Reeder G. D., Stutterheim S. E. Stigma: Advances in Theory and Research. Basic and Applied Social Psychology, 2013, vol. 35 (1), pp. 1-9. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746147

Corrigan P. How stigma interferes with mental health care. American Psychologist, 2004, vol. 59(7), pp. 614-625. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.7.614

Corrigan P. W., Watson A. C. The paradox of self-stigma and mental illness. Clinical Psychology: Science and Practice, 2002, vol. 9(1), pp. 35-53. https://doi.org/10.1093/clipsy.9.1.35

Corrigan P. W., Watson A. C., Barr L. The self-stigma of mental illness: Implications for self-esteem and self-efficacy. Journal of Social & Clinical Psychology, 2006, vol. 25, pp. 875–884. https://doi.org/10.1521/jscp.2006.25.8.875

Dwyer P.C., Snyder M., Omoto A.M. When stigma-by-association threatens, self-esteem helps: Self-esteem protects volunteers in stigmatizing contexts. Basic and Applied Social Psychology, 2013, vol. 35(1), pp. 88-97. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746605

Hinshaw S.P. The stigmatization of mental illness in children and parents. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2005, vol. 46(7), pp. 714-34. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2005.01456.x

Hinshaw S.P., Cicchetti D. Stigma and mental disorder: Conceptions of illness, public attitudes, personal disclosure, and social policy. Development and Psychopathology, 2000, vol. 12 (4), pp. 555-598. https://doi.org/10.1017/S0954579400004028

John Scott Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. Routledge. 2006, p. 115.

Pryor J. B., Reeder G. D. HIV-related stigma. In J. C. Hall, B. J. Hall & C. J. Cockerell (Eds.), HIV/AIDS in the Post-HAART Era: manifestations, treatment, and Epidemiology. 2011, pp. 790-806.

Seeman M., Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. American Sociological Review, 1964, vol. 29 (5), 770. https://doi.org/10.2307/2091442

Steele C.M., Spencer S.J., Aronson J Contending with group image: The psychology of stereotype and social identity threat. Advances in Experimental Social Psychology, Academic Press, 2002, vol. 34, pp. 379-440. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(02)80009-0

Yang L.H., Kleinman A., Link B.G., Phelan J.C., Lee S., Good B. Culture and stigma: Adding moral experience to stigma theory. Social Science & Medicine, 2007, vol. 64, issue 7, pp. 1524-1535. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2006.11.013

Young J., Lind C., Orange J., Savundranayagam M. Expanding Current Understandings of Epistemic Injustice and Dementia: Learning from Stigma Theory. Journal of Aging Studies, 2019, vol. 48, pp. 76-84. https://doi.org/10.1016/j.jaging.2019.01.003


Просмотров аннотации: 45
Загрузок PDF: 17
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Afanasiev, V., Afanasiev, I., & Fortunatov, A. (2024). СТИГМА И СТИГМАТИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 180-198. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-586
Раздел
Педагогические исследования