СТИГМА И СТИГМАТИЗАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Аннотация
Обоснование. Широкое распространение теория стигмы получила благодаря исследованиям, проведенным в середине 60-х годов прошлого столетия социологами M. Seeman и E. Goffman. Теоретические аспекты стигматизации, представленные в данных работах, позволили распространить их результаты на различные профессии, включая профессию педагога и сконструировать ряд теоретических моделей процессов стигматизации личности педагогических работников. Компонентный состав подобных моделей содержательно опирается на теоретических исследованиях, проведенных в работах J.B. Pryor и G.D. Reeder. Исследования такого рода вносят заметный вклад в теорию стигмы с точки зрения понимания того, что процессы стигматизации личности педагога могут идти с разных направлений и как правило они многоаспектны; представления общества о профессии педагога влияют на уровень стигматизации данной профессии; признание самим педагогом стигмы может возникать в результате понимания социальной девальвации собственной профессиональной деятельности; субъекты, входящие в окружение стигматизированного педагога (например, семья и друзья), входят в группу риска людей подверженных стигматизированным реакциям со стороны общества; социальные институты могут закреплять или усугублять стигматизированный статус профессии педагога.
Цель. Целью статьи является изложение теории стигматизации профессии педагога, разработка соответствующей модели и анализ составляющих ее компонентов, придающих ей качественную определённость, а также снижение рисков стигматизации и повышение ценности профессиональной деятельности педагогов.
Материалы и методы. Практическая и эвристическая ценность данного исследования состоит в том, что его результаты расширяют имеющиеся представления о механизмах стигматизации и предлагают продуктивный инструментарий решения проблем стигматизации педагогических профессий в системе современного образования, дают видение ключевых аспектов, подлежащих дальнейшим исследованиям по данным и смежным с ним направлениям. В исследовании использовались методы компаративной педагогики и метод моделирования.
Результаты. Исходя из анализа научно-методической литературы по проблеме стигматизации отдельно взятых профессий, нами была предложена модель отражающая основные представления процессов стигматизации профессии учителя в сфере образования. В данной модели были выделены следующие основные компоненты: общественная стигма, аутостигма, ассоциативная стигма, структурная стигма, первичные и вторичные отношения личности педагога и обучающегося. Общественная стигма является ключевым компонентом формирования стигмы в отношении профессии педагога и является основанием для последующих компонентов, выделенных нами в данной модели. Также были обобщены материалы и выделены положения, которые должны быть включены в теорию, описывающую процессы стигматизации в сфере образования. Вышесказанное способствует снижению влияния сформированной в отношении образовательного процесса или профессии педагога стигмы, и может оказать положительное влияние на статус учителя, его профессиональную идентичность и взаимоотношение с обучающимися.
Скачивания
Литература
Список литературы
Амбарова П.А. Феномен стигматизации в российских школах в контексте проблемы образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021 № 5 (74). С. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.72.32.001
Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательная стигматизация как социальный феномен: социологический анализ // Мир России. 2023. № 2. С. 6-29. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-6-29
Bos A. E., Pryor J. B., Reeder G. D., Stutterheim S. E. Stigma: Advances in Theory and Research // Basic and Applied Social Psychology. 2013. Vol. 35 (1). P. 1-9. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746147
Corrigan P. How stigma interferes with mental health care // American Psychologist. 2004. Vol. 59(7). P. 614-625. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.7.614
Corrigan P. W., Watson A. C. The paradox of self-stigma and mental illness // Clinical Psychology: Science and Practice. 2002. Vol. 9(1). P. 35-53. https://doi.org/10.1093/clipsy.9.1.35
Corrigan P. W., Watson A. C., Barr L. The self-stigma of mental illness: Implications for self-esteem and self-efficacy // Journal of Social & Clinical Psychology. 2006. Vol. 25. P. 875–884. https://doi.org/10.1521/jscp.2006.25.8.875
Dwyer P.C., Snyder M., Omoto A.M. When stigma-by-association threatens, self-esteem helps: Self-esteem protects volunteers in stigmatizing contexts // Basic and Applied Social Psychology. 2013. Vol. 35(1). P. 88-97. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746605
Hinshaw S.P. The stigmatization of mental illness in children and parents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46(7). P. 714-34. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2005.01456.x
Hinshaw S.P., Cicchetti D. Stigma and mental disorder: Conceptions of illness, public attitudes, personal disclosure, and social policy // Development and Psychopathology. 2000. Vol. 12 (4). P. 555-598. https://doi.org/10.1017/S0954579400004028
John Scott Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. Routledge. 2006. P. 115.
Pryor J. B., Reeder G. D. HIV-related stigma. In J. C. Hall, B. J. Hall & C. J. Cockerell (Eds.), HIV/AIDS in the Post-HAART Era: manifestations, treatment, and Epidemiology. 2011. P. 790-806.
Seeman M., Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity // American Sociological Review. 1964. Vol, 29 (5), 770. https://doi.org/10.2307/2091442
Steele C.M., Spencer S.J., Aronson J Contending with group image: The psychology of stereotype and social identity threat // Advances in Experimental Social Psychology, Academic Press. 2002. Vol. 34. P. 379-440. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(02)80009-0
Yang L.H., Kleinman A., Link B.G., Phelan J.C., Lee S., Good B. Culture and stigma: Adding moral experience to stigma theory // Social Science & Medicine. 2007. Vol. 64. Issue 7. P. 1524-1535. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2006.11.013
Young J., Lind C., Orange J., Savundranayagam M. Expanding Current Understandings of Epistemic Injustice and Dementia: Learning from Stigma Theory // Journal of Aging Studies. 2019. Vol. 48. P. 76-84. https://doi.org/10.1016/j.jaging.2019.01.003
References
Ambarova P.A. Stigmatization Phenomenon in Russian Schools in the Context of the Educational Failure. Surgut State Pedagogical University Bulletin, 2021, no. 5 (74), pp. 18-28. https://doi.org/10.26105/SSPU.2021.72.32.001
Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Educational Stigmatization as a Social Phenomenon: A Sociological Analysis. Mir Rossii, 2023, vol. 32, no 2, pp. 6-29. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-2-6-29
Bos A. E., Pryor J. B., Reeder G. D., Stutterheim S. E. Stigma: Advances in Theory and Research. Basic and Applied Social Psychology, 2013, vol. 35 (1), pp. 1-9. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746147
Corrigan P. How stigma interferes with mental health care. American Psychologist, 2004, vol. 59(7), pp. 614-625. https://doi.org/10.1037/0003-066X.59.7.614
Corrigan P. W., Watson A. C. The paradox of self-stigma and mental illness. Clinical Psychology: Science and Practice, 2002, vol. 9(1), pp. 35-53. https://doi.org/10.1093/clipsy.9.1.35
Corrigan P. W., Watson A. C., Barr L. The self-stigma of mental illness: Implications for self-esteem and self-efficacy. Journal of Social & Clinical Psychology, 2006, vol. 25, pp. 875–884. https://doi.org/10.1521/jscp.2006.25.8.875
Dwyer P.C., Snyder M., Omoto A.M. When stigma-by-association threatens, self-esteem helps: Self-esteem protects volunteers in stigmatizing contexts. Basic and Applied Social Psychology, 2013, vol. 35(1), pp. 88-97. https://doi.org/10.1080/01973533.2012.746605
Hinshaw S.P. The stigmatization of mental illness in children and parents. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2005, vol. 46(7), pp. 714-34. https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2005.01456.x
Hinshaw S.P., Cicchetti D. Stigma and mental disorder: Conceptions of illness, public attitudes, personal disclosure, and social policy. Development and Psychopathology, 2000, vol. 12 (4), pp. 555-598. https://doi.org/10.1017/S0954579400004028
John Scott Fifty Key Sociologists: The Contemporary Theorists. Routledge. 2006, p. 115.
Pryor J. B., Reeder G. D. HIV-related stigma. In J. C. Hall, B. J. Hall & C. J. Cockerell (Eds.), HIV/AIDS in the Post-HAART Era: manifestations, treatment, and Epidemiology. 2011, pp. 790-806.
Seeman M., Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. American Sociological Review, 1964, vol. 29 (5), 770. https://doi.org/10.2307/2091442
Steele C.M., Spencer S.J., Aronson J Contending with group image: The psychology of stereotype and social identity threat. Advances in Experimental Social Psychology, Academic Press, 2002, vol. 34, pp. 379-440. https://doi.org/10.1016/S0065-2601(02)80009-0
Yang L.H., Kleinman A., Link B.G., Phelan J.C., Lee S., Good B. Culture and stigma: Adding moral experience to stigma theory. Social Science & Medicine, 2007, vol. 64, issue 7, pp. 1524-1535. https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2006.11.013
Young J., Lind C., Orange J., Savundranayagam M. Expanding Current Understandings of Epistemic Injustice and Dementia: Learning from Stigma Theory. Journal of Aging Studies, 2019, vol. 48, pp. 76-84. https://doi.org/10.1016/j.jaging.2019.01.003
Просмотров аннотации: 65 Загрузок PDF: 26
Copyright (c) 2024 Vladimir V. Afanasiev, Ilya V. Afanasiev, Artem А. Fortunatov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.