СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА «АБИЛИМПИКС»
Аннотация
Обоснование. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на протяжении жизни сталкиваются со множеством проблем, связанных с отсутствием интеграции во многие сферы общества. Проблема инвалидности в своих наиболее серьезных аспектах тесно связана с появлением множества социальных препятствий, из-за которых люди с ОВЗ не могут активно включаться в общественную жизнь, так как досуг и культура, быт и производство, а также социальные услуги в структурном смысле не приспособлены к тем нуждам, которыми обладают больные люди. Авторы доказывают, что для людей с ОВЗ необходимо психолого-педагогическое сопровождение для их полноценного включения в образовательный процесс и общественную жизнь.
Цель – теоретико-эмпирическое обоснование содержания психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки участников конкурса «Абилимпикс» и разработка программы психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки участников конкурса «Абилимпикс».
Материалы и методы. Главный метод исследования – психолого-педагогический анализ. Эмпирические методы использовались как элемент доказательной базы выдвинутых теоретических положений. Статья базируется на комплексе источников психолого-педагогической, методической и нормативной литературы по исследуемой проблеме.
Результаты. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это специально организованный процесс, направленный на создание безопасных условий, сохранение здоровья и развитие адаптационных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное сопровождение в профессиональном образовании – это не просто интеграция студентов с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, а создание специальных условий для психологического комфорта и успешности таких обучающихся. Обязательными условиями сопровождения является учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей студентов-инвалидов, а также профилактика и предупреждение возможных проблем, возникающих, как в процессе взаимодействия с социумом, так и в образовательном процессе.
Комплексное сопровождение учебы студентов-инвалидов является одним из важных требований к организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Комплексное сопровождение включает: тьюторское сопровождение; педагогическое сопровождение; психолого-педагогическое сопровождение.
Опыт инклюзивного сопровождения в профессиональном образовании показывает, что психолого-педагогического сопровождение включено в разные аспекты образовательного процесса – во внеучебную, в учебную деятельность и в частности психолого-педагогическое сопровождение участия в конкурсах профессионального мастерства, где студенты с ограниченными возможностями здоровья показывают свое мастерство в осваиваемых профессиях.
Проведение конкурсов профессионального мастерства для студентов с ограниченными возможностями здоровья даёт возможность оценить студентам свои возможности и способности, продемонстрировать свои профессиональные знания и умения, повысить профессиональную мотивацию, у студентов повышается самооценка, активнее формируется профессиональный интерес к выбранному делу, повышается уровень социализации, что, в свою очередь, позволяет, эффективнее адаптироваться к самостоятельной жизни, занять свою нишу на рынке труда.
Основными проблемами сопровождения по мнению педагогов являются отсутствие опыта инклюзивного сопровождения и низкая мотивация студентов с ограниченными возможностями здоровья к участию в конкурсе «Абилимпикс». Среди психологических барьеров участников конкурса доминирующими являются страх неудачи, неуверенность в себе и страх публичных выступлений.
Скачивания
Литература
Список литературы
Алимов А. А. Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ // Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс. ФГБОУ ВО «ВГУ». Москва, 2020. С. 431-434.
Егоров И. Н. Интегрированное и инклюзивное высшее образование во Владимирском государственном университете: состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 130-139.
Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. № 5. С. 165-184.
Истомина И. А., Коваленко С. С. Исторические аспекты инклюзивного образования в России // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». https://scienceforum.ru/2015/article/2015013433?ysclid=m19c6bd6k8516345675
Истомина Н. Ю., Кунина Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования // Инклюзивное образование: теория и практика. 2020. № 2. С. 239-242.
Ковалев Е. В. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. Москва: Центр «Школьная книга», 2010. 272 с.
Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с.
Коробов М. В. Актуальные вопросы становления и развития реабилитологи // Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов: сборник научных трудов СПбИУВЭк / Санкт-Петербург ин-т усовершенствования врачей-экспертов Мин-ва труда и соц. защиты РФ. Санкт-Петербург, 2001. Вып. 7. С. 9-21.
Котельников Д. А. Инклюзивное образование: психолого-педагогическое сопровождение в высшей школе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2019. Т. 9. № 10. С. 434.
Котова С. С. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного профессионального и высшего образования: проблемы и перспективы // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. 2017. № 5. С. 138-142.
Кунина Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования // Прикладная психология на службе развивающейся личности. 2019. № 2. С. 92-95.
Мартынова Е. А. Организационно-педагогическая деятельность по построению и реализации индивидуальной образовательной траектории для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе инклюзивного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 197. https://science-education.ru/article/view?id=25173
Невзоров Б. П. Непрерывность как основа качества инклюзивного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 26-34.
Панфилов М. С. Основные проблемы педагогов в условиях осуществления инклюзивного образования на территории России // Наука и школа. 2022. № 5. С. 153-161.
Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова, З. Г. Нигматов, Т. А. Челнокова, Г. В. Юсупова [и др.]; Ин-т экономики, управления и права. Казань: Познание, 2013. 255 с.
Пяткина Е. С. Модель комплексной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста // Цивилизация – общество – человек. 2018. № 6-7. С. 87-91.
Романенкова Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 3 (11). С. 25-30.
Рощина Г. О. Развитие самоэффективности педагога инклюзивного образования // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 126-136.
Рябова Н. В. Подготовка педагогов для инклюзивного образования // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 119-124.
Солдатов Д. В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 466-470.
Суслова О. И. Профессиональная социализация студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования: проблемы, опыт и перспективы // Специальное образование и социокультурная интеграция. 2020. № 3. С. 678-686.
Тащёва А. И. Социально-психологическая адаптация и проблемы инклюзивного сопровождения студентов с ОВЗ в Вузе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2021. № 4 (64). С. 136-145.
Johnson St. K. Inclusify: The Power of Uniqueness and Belonging to Build Innovative Teams. New York: Harper Business, 2020. 288 p.
Catlin K., McGraw S. Better Allies: Everyday Actions to Create Inclusive, Engaging Workplaces. London: Better Allies Press, 2021. 282 p.
References
Alimov A. A. Psychological and pedagogical foundations of inclusive higher professional education of students with disabilities and disabilities. Epistemological foundations of modern education: current issues of promoting fundamental knowledge in the educational process. Moscow, 2020, pp. 431-434.
Egorov I. N. Integrated and inclusive higher education at Vladimir State University: state and prospects of development. Psychological Science and Education, 2017, no. 1, pp. 130-139.
Zorina E. Е. Overcoming barriers in the implementation of inclusive education in higher education. Education and Science, 2018, no. 5, pp. 165-184.
Istomina I. A., Kovalenko S. S. Historical aspects of inclusive education in Russia. Proceedings of the VII International Student Scientific Conference “Student Scientific Forum”. https://scienceforum.ru/2015/article/2015013433?ysclid=m19c6bd6k8516345675
Istomina N. Yu., Kunina N. A. Psychological and pedagogical support of persons with disabilities in the conditions of inclusive vocational education. Inclusive Education: Theory and Practice, 2020, no. 2, pp. 239-242.
Kovalev E. V. Educational integration (inclusion) as a natural stage in the development of the education system. Inclusive Education. Issue 1. Moscow: Center “School Book”, 2010, 272 p.
The concept of development of education of students with disabilities and disabilities up to 2030. Moscow: IKP RAO, 2019, 120 p.
Korobov M. V. Actual issues of formation and development of rehabilitologists. Medico-social expertise and rehabilitation of the disabled: a collection of scientific papers of the St. Petersburg Institute for Advanced Training of Physicians-Experts of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. St. Petersburg, 2001, issue 7, pp. 9-21.
Kotelnikov D. A. Inclusive education: psychological and pedagogical support in higher education. Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019, vol. 9, no. 10, p. 434.
Kotova S. С. Psychological and pedagogical support of inclusive professional and higher education: problems and prospects. Social and pedagogical support of persons with disabilities: theory and practice, 2017, no. 5, pp. 138-142.
Kunina N. A. Psychological and pedagogical support of persons with disabilities and persons with disabilities in the conditions of inclusive vocational education. Applied psychology in the service of developing personality, 2019, no. 2, pp. 92-95.
Martynova E. A. Organizational and pedagogical activity on the construction and implementation of individual educational trajectory for disabled people and persons with disabilities, studying in the system of inclusive vocational education. Modern problems of science and education, 2016, no. 5 p. 197. https://science-education.ru/article/view?id=25173
Nevzorov B. P. Continuity as a basis for the quality of inclusive education. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2017, no. 3, pp. 26-34.
Panfilov M. S. The main problems of teachers in the conditions of implementation of inclusive education in Russia. Nauka i shkola, 2022, no. 5, pp. 153-161.
Pedagogy and psychology of inclusive education / D. Z. Akhmetova, Z. G. Nigmatov, T. A. Chelnokova, G. V. Yusupova [et al.]; Institute of Economics, Management and Law. Kazan: Poznanie, 2013, 255 p.
Pyatkina E. S. Model of complex rehabilitation of disabled people of working age. Civilization - society - man, 2018, no. 6-7, pp. 87-91.
Romanenkova D. F. Realization of measures to ensure accessibility of secondary vocational education for disabled people and persons with disabilities in the Russian Federation. Innovative development of vocational education, 2016, no. 3 (11), pp. 25-30.
Roshchina G. O. Development of self-efficacy of the teacher of inclusive education. Pedagogical Journal, 2021, vol. 11, no. 5-1, pp. 126-136.
Ryabova N. V. Preparation of teachers for inclusive education. Higher Education in Russia, 2016, no. 10, pp. 119-124.
Soldatov D. V. Psychological and pedagogical support of inclusive professional education of disabled people and persons with disabilities. Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 59-2, pp. 466-470.
Suslova O. I. Professional socialization of students with disabilities in the conditions of inclusive education: problems, experience and prospects. Special Education and sociocultural integration, 2020, no. 3, pp. 678-686.
Tascheva A. I. Social and psychological adaptation and problems of inclusive support of students with disabilities in the university. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2021, no. 4 (64), pp. 136-145.
Johnson St. K. Inclusify: The Power of Uniqueness and Belonging to Build Innovative Teams. New York: Harper Business, 2020, 288 p.
Catlin K., McGraw S. Better Allies: Everyday Actions to Create Inclusive, Engaging Workplaces. London: Better Allies Press, 2021, 282 p.
Просмотров аннотации: 51 Загрузок PDF: 10
Copyright (c) 2024 Nadezhda O. Sadovnikova, Tatyana Y. Shaidurova, Andrey A. Shaidurov
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.