ЦИФРОВОЙ СЛЕД ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФИКСАЦИИ ВТОРИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Ключевые слова: цифровой след, цифровой артефакт, вторичный учебный текст, вторичный текст, текстовая деятельность, смысловое чтение, цифровой профиль

Аннотация

Цель. Одно из главных направлений методики обучения – создание персонализированного образовательного маршрута. В условиях развития цифровой образовательной среды необходимо исследовать возможности совмещения индивидуализации обучения с современными цифровыми платформами. Ключевое понятие при изучении данной темы – «цифровой след». В статье приведена модель отображения цифрового следа в виде цифрового профиля, составлена универсальная диагностика понимания учебного текста для создания собственного текстового поля и зафиксировано, что вторичный учебный текст может быть цифровым артефактом, который остается в облачном хранилище и составляет часть цифрового следа за определенный промежуток времени.

Метод и методология проведения работы. Исследование основано на анализе и синтезе психолого-педагогической и учебно-методической литературы, моделировании процесса фиксации вторичных учебных текстов в виде цифрового артефакта, который будет являться частью цифрового следа, а также отображением уровней предметных, метапредметных и личностных результатов.

Результаты. Определены понятия цифрового следа и цифрового артефакта, вторичного учебного текста, смыслового чтения. Разработана модель цифрового следа, состоящая из цифровых артефактов в виде вторичных учебных текстов, а также создана универсальная диагностика понимания учебного текста для создания обучающимися вторичного текста.

Область применения результатов. Результаты могут быть применены в создании цифровой образовательной среды учебной организации на основе составления и накопления цифрового следа каждого обучающегося, в анализе цифровых артефактов, представленных в виде вторичных учебных текстов, в разработке системы оценивания достигнутых образовательных результатов с помощью современных технологий.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Alexey R. Romashchenko, Волгоградский государственный социально-педагогический университет

аспирант кафедры методики преподавания математики и физики, ИКТ

Литература

Список литературы

Бабайлова А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1987. 151 с.

Вилкова К.А., Лебедев Д.В. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 2020. 36 с.

Вилявин Д.А. Цифровые профили компетенций в образовании / Вилявин Д.А., Комлева Н.В., Мамедова Н.А., Уринцов А.И. // Открытое образование. 2023. № 5. С. 33-44. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-33-44

Газейкина А.И., Кувина А.С. Применение облачных технологий в процессе обучения школьников // Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 55-59.

Дьяченко М.С., Леонов А.Г. Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху // E-Management. 2022. № 4. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 159 с.

Заика В.И., Яшина Д.С. Учебный вторичный текст: к вопросу о содержании понятия // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2023. № 6(51). С. 729-743. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.6(51).729-743

Костыря А.В. Категория вторичности в рамках лингвистики текста, теории семиозиса и когнитивных исследований // Гуманитарные исследования. История и филология. 2021. № 1. С. 68-76. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2021-1-68-76

Лаврова И.В. Этапы речемыслительной деятельности в процессе создания вторичного текста // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. 2010. С. 133-136.

Майданова Л.П. Речевая интенция и типология вторичных текстов // Человек. Текст. Культура. 1994. С. 81-104.

Нестерова Н.М., Попова Ю.К. О проблеме дифференциации первичных и вторичных текстов // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. № 4. С. 52-61. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2017.4.5

Новиков А.И., Сунцова Н.Л. Концептуальная модель порождения вторичного текста // Обработка текста и когнитивные технологии. 1999. № 3. С. 158-166.

Рождественская Л.В. Артефакт-педагогика: от артефакта к учебной ситуации // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2(3). С. 25-29.

Ситникова Н.С. Развитие навыков смыслового чтения как основополагающего компонента, формирования грамотности чтения у обучающихся // Аллея науки. 2018. №7(23). С. 898-903.

Стандарт цифрового следа // Университет НТИ 20.35: офиц. сайт. URL: https://standard.2035.university (дата обращения: 02.05.2024).

Текучева И.В., Громова Л.Ю. Использование метода аналитического чтения для обучения школьников созданию вторичных текстов // Среднее профессиональное образование. 2016. № 11. С. 59-61.

Текучева И.В., Шумкина О.Н., Громова Л.Ю. Обучение пониманию текста в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся // Глобальный научный потенциал. 2021. № 4(121). С. 79-84.

Уканакова Н.В. Стратегии восприятия текста-источника, объективируемые во вторичных текстах // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4-2(56). С. 141-149.

Фиофанова О.А. Анализ современного состояния исследований в области управления образованием на основании данных // Ценности и смыслы. 2020. № 1. С. 71-83.

Шарова Н.Н. К вопросу об использовании анализа цифровых артефактов для решения задач индивидуализации обучения // Матрица научного познания. 2019. № 12. С. 268-271.

Шурыгина О.О. Система работы по обучению компрессии текста в старших классах // Вести научных достижений. Психология и педагогика. 2022. № 11. С. 85-89. https://doi.org/10.36616/2686-9144_2022_11_85

Яхиббаева Л.М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестник Башкирского университета. 2008. №4. С. 1029-1031.

Яхиббаева Л.М., Файрузова А.Р. Роль автора в порождении вторичного учебного текста // Вестник Башкирского университета. 2020. Т. 25, № 2. С. 399-406. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2020.2.29.

Яшина Н.В. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе // Актуальные проблемы современного педагогического образования. 2016. С. 106-112.

References

Babaylova A.E. Text as a product, means and object of communication in teaching a non-native language. Saratov: Saratov Univ. Publ., 1987, 151 p.

Vilkova K.A., Lebedev D.V. Adaptive learning in higher education: pros and cons. Moscow: HSE Univ. Publ., 2020, 36 p.

Vilyavin D.A., Komleva N.V., Mamedova N.A., Urintsov A.I. Digital profiles of competencies in education. Otkrytoe obrazovanie [Open Education], 2023, no. 5, pp. 33-44. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2023-5-33-44

Gazeykina A.I., Kuvina A.S. The use of cloud technologies in the process of teaching schoolchildren. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia], 2012, no. 6, pp. 55-59.

D'yachenko M.S., Leonov A.G. Digital footprint in education as a driver of professional growth in the digital age. E-Management, 2022, no. 4. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

Zhinkin N.I. Speech as an information conductor. Moscow: Nauka Publ., 1982, 159 p.

Zaika V.I., Yashina D.S. Educational secondary text: on the question of the content of the concept. Uchenye zapiski Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Novgorod State University], 2023, no. 6(51), pp. 729-743. https://doi.org/10.34680/2411-7951.2023.6(51).729-743

Kostyrya A.V. The category of secondariness within the framework of text linguistics, theory of semiosis and cognitive research. Gumanitarnye issledovanija. Istorija i filologija [Humanities Studies. History and philology], 2021, no. 1, pp. 68-76. https://doi.org/10.24412/2713-0231-2021-1-68-76

Lavrova I.V. Stages of speech-thinking activity in the process of creating a secondary text. Aktual'nye voprosy sociogumanitarnogo znanija: istorija i sovremennost' [Current Issues of Socio-Humanitarian Knowledge: History and Modernity], 2010, pp. 133-136.

Maydanova L.P. Speech intention and typology of secondary texts. Chelovek. Tekst. Kul'tura [Man. Text. Culture], 1994, pp. 81-104.

Nesterova N.M., Popova Yu.K. On the problem of differentiation of primary and secondary texts. Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy jazykoznanija i pedagogiki [Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Problems of Linguistics and Pedagogy], 2017, no. 4, pp. 52-61. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2017.4.5

Novikov A.I., Suntsova N.L. Conceptual model of secondary text generation. Obrabotka teksta i kognitivnye tehnologii [Text Processing and Cognitive Technologies], 1999, no. 3, pp. 158-166.

Rozhdestvenskaya L.V. Artifact-pedagogy: from an artifact to an educational situation. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik [Povolzhsky Pedagogical Bulletin], 2014, no. 2(3), pp. 25-29.

Sitnikova N.S. The development of semantic reading skills as a fundamental component of the formation of reading literacy among students. Alleja nauki [Alley of Science], 2018, no. 7(23), pp. 898-903.

The digital footprint standard. University 20.35. URL: https://standard.2035.university (accessed May 02, 2024).

Tekucheva I.V., Gromova L.Yu. Using the analytical reading method to teach schoolchildren how to create secondary texts. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary Vocational Education], 2016, no. 11, pp. 59-61.

Tekucheva I.V., Shumkina O.N., Gromova L.Yu. Teaching text understanding in order to form students' communicative competence. Global'nyj nauchnyj potencial [Global Scientific Potential], 2021, no. 4(121), pp. 79-84.

Ukanakova N.V. Strategies of perception of the source text, objectified in secondary texts. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2013, no. 4-2(56), pp. 141-149.

Fiofanova O.A. Analysis of the current state of research in the field of education management based on data. Cennosti i smysly [Values and Meanings], 2020, no. 1, pp. 71-83.

Sharova N.N. On the use of digital artifact analysis to solve the problems of individualization of learning. Matrica nauchnogo poznanija [Matrix of Scientific Knowledge], 2019, no. 12, pp. 268-271.

Shurygina O.O. The system of work on teaching text compression in high schools. Vesti nauchnyh dostizhenij. Psihologija i pedagogika [News of Scientific Achievements. Psychology and Pedagogy], 2022, no. 11, pp. 85-89. https://doi.org/10.36616/2686-9144_2022_11_85

Yakhibbaeva L.M. Educational text as a special type of secondary text and a component of educational discourse. Vestnik Bashkirsk. un-ta [Bulletin of the Bashkir University], 2008, no. 4, pp. 1029-1031.

Yakhibbaeva L.M., Fayruzova A.R. The role of the author in the generation of a secondary educational text. Vestnik Bashkirsk. un-ta [Bulletin of the Bashkir University], 2020, Vol. 25, No. 2. pp. 399-406. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2020.2.29

Yashina N.V. Formation of semantic reading skills at literary reading lessons in primary school. Aktual'nye problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Current Problems of Modern Teacher Education], 2016, pp. 106-112.


Просмотров аннотации: 35
Загрузок PDF: 9
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Romashchenko, A. (2024). ЦИФРОВОЙ СЛЕД ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ ФИКСАЦИИ ВТОРИЧНЫХ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ В РЕЗУЛЬТАТЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 157-179. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-583
Раздел
Педагогические исследования