ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ

  • Svetlana I. Belovitskaya Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет»
  • Irina V. Shatokhina Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогические работники, учителя начальных классов, педагогическая деятельность, начальной образование, высшее образование, педагогические меры, компетенции

Аннотация

В данной статье раскрываются особенности трансформации профессиональной подготовки будущих специалистов начального образования. На основе теоретико-методологического анализа нормативных документов авторы отмечают важность трансформации высшего образования, в частности, подготовки будущих педагогов как на теоретическом, так и практическом уровне, подчеркивают особенности нововведений в системе общего образования и представляют варианты подготовки «нового» учителя начальных классов в зависимости от современных социокультурных вызовов.

Проблема исследования заключается в установлении связи между обновлением содержания общего образования на федеральном уровне и системой профессиональной подготовки специалистов начальной школы. Следовательно, возможно предположение, что существующие современные социокультурные вызовы способствуют трансформации высшего образования, в частности подготовки учителей начальных классов.

Целью статьи является теоретическое исследование вопроса трансформации профессиональной подготовки учителей начальных классов с учетом условий современных социокультурных вызовов.

Метод и методология проведения исследования заключается в изучении и анализе научных психолого-педагогических публикаций и нормативно-правовой базы в сфере образования Российской Федерации, а также в обобщении собственного опыта в части подготовки будущих учителей начальных классов и систематизации изученных материалов.

Результаты. В статье разработаны и представлены модели критериального оценивания в начальной школе в условиях единого образовательного пространства и трансформации профессиональной подготовки учителей начальных классов с учетом современных социокультурных вызовов. Выявлены особенности формирования новых надпрофессиональных компетенций учителей начальных классов.  Обобщены и интерпретированы мнения ученых в необходимости разработки комплекса педагогических и методических мер, направленных на повышение качества образования в Российской Федерации. Полученные результаты могут быть применены в педагогической деятельности специалистов общего, среднего профессионального и высшего образования, а также тех, кто интересуется проблемами современного образования. 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Svetlana I. Belovitskaya, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет»

кандидат педагогических наук

Irina V. Shatokhina, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет»

кандидат педагогических наук

Литература

Список литературы

Третьякова Н.В., Карманова А.В. Перестройка педагогического процесса в высшей школе как ответ на вызовы, связанные с цифровой трансформацией образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. С. 196-199.

Резинкина Л.В. Саморазвитие педагога как ведущий критерий непрерывного образования // Профессиональное образование: выборы времени и перспективы развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., г. Гатчина, Ленинградская обл. Гатчина: ГИЭФПТ, 2020. С. 208-214.

Бобылева Л.А. Эколого-педагогическая подготовка учителя начальных классов в современном вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12-2. С. 413-417.

Магомеддибирова З.А. Пути формирования профессиональной компетентности будущих начальных классов в процессе их подготовки в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5(84). С. 134-137.

Захарова В.А., Безукладников К.Э. Типология заданий для формирования функциональной грамотности в подготовке учителей английского языка и начальных классов // Язык и культура. 2022. № 60. С. 156-175.

Астахова А.В., Шатохина И.В. Case study как технология обучения и диагностики в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6. https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN621.pdf

Vershinina N.V. Аdaptive learning opportunities of the future primary school teachers / N.V. Vershinina, S.А. Babina, S.I. Lugzаeva, N.N. Shchemerova // Аd alta: journal of interdisciplinary research. 2021. Vol. 11, issue 2, special issue XXIII. P. 214-216.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405495491/

Измайлова Р.Г. Теоретические основы создания инновационной образовательной среды в детском саду и начальной школе // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. №3. С. 14-19.

Землянская Е. Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 251 с.

Wilkie B., Foulkes J., Woods C., Sweeting A., Lewis C., Davids K., Rudd J. A games-based assessment in ecological dynamics for measuring physical literacy // Asian Journal of Sport and Exercise Psychology. 2022. Vol. 2(1). P. 50-58. https://doi.org/10.1016/j.ajsep.2022.03.002

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/

Вахорина М.В. Трансформация системы высшего образования в эпоху цифровизации // Лидерство в эпоху цифровизации: аксиология и технология успеха: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), проводимой в рамках VIII Стародубцевских чтений / Под науч. ред. Н.В. Калинина. Москва: Издательство "КноРус", 2020. С. 52-55.

Arar K., Chen D. The Future of Higher Education: A New Paradigm Shift Addressing Students' Diversity. In: van't Land H., Corcoran A., Iancu DC. (eds) // The Promise of Higher Education. Springer, Cham. 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67245-4_55

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2023 № 343 (ред. от 26.06.2023) «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=m18ygvq7tg507530560

Беловицкая С.И., Федотова О.Д. Дополнительное профессиональное образование как эффективная система совершенствования профессиональных компетенций учителя начальной школы в сфере обучения русскому языку как неродному (теория и практика). Монография. М.: Мир науки, 2022. https://izd-mn.com/70mnnpm22.html

Бороненко Т.А., Федотова В.С. Общая характеристика цифровой компетентности учителя начального общего образования // Наука и школа. 2022. № 5. С. 72-84. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-5-72-84

Dmitrienko N.A. Formation of students' professional self-actualization // Journal of Social Studies Education Research. 2017. Vol. 8. P. 161-177. https://doi.org/10.17499/jsser.04670

Gray S.L., Scott D., Mehisto P. Curriculum Reform in the European Schools: Towards a 21st Century Vision. Publisher: Palgrave Macmillan; Softcover reprint of the original 1st ed. 2018. 183 p.

References

Tretyakova N.V., Karmanova A.V. Reorganization of pedagogical process in higher education as a response to the challenges associated with the digital transformation of education. Problems of modern pedagogical education, 2022, no. 75-1, pp. 196-199.

Rezinkina L.V. Self-development of a teacher as a leading criterion of continuing education. Professional education: elections of time and prospects of development: collection of articles. International Scientific and Practical Conference, Gatchina, Leningrad Oblast. Gatchina: GIEFPT, 2020. С. 208-214.

Bobyleva L.A. Ecological and pedagogical training of an elementary school teacher in a modern university. Modern science-intensive technologies, 2018, no. 12-2, pp. 413-417.

Magomeddibirova Z.A. Ways of forming professional competence of future elementary school teachers in the process of their training at the university. World of Science, Culture, Education, 2020, no. 5(84), pp. 134-137.

Zakharova V.A., Bezukladnikov K.E. Typology of tasks for the formation of functional literacy in the training of teachers of English and primary classes. Language and Culture, 2022, no. 60, pp. 156-175.

Astakhova A.V., Shatokhina I.V. Case study as a technology of teaching and diagnostics in the system of professional training of elementary school teacher. World of Science. Pedagogy and Psychology, 2021, vol. 9, no. 6. https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN621.pdf

Vershinina N.V. Adaptive learning opportunities of the future primary school teachers / N.V. Vershinina. Vershinina, S.A. Babina, S.I. Lugzayeva, N.N. Shchemerova. Ad alta: journal of interdisciplinary research, 2021, vol. 11, issue 2, special issue XXIII, pp. 214-216.

Federal Law “On Education in the Russian Federation” of 29.12.2012 N 273-FZ. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Order of the Ministry of Education of Russia from September 30, 2022 № 874 “On Approval of the Procedure for the Development and Approval of Federal Basic General Education Programs”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405495491/

Izmaylova R.G. Theoretical foundations of creating an innovative educational environment in kindergarten and elementary school. Bulletin of the State Humanitarian-Technological University, 2021, no. 3, pp. 14-19.

Zemlyanskaya E. N. Pedagogy of primary education: textbook and practice for universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2023, 251 p.

Wilkie B., Foulkes J., Woods C., Sweeting A., Lewis C., Davids K., Rudd J. A games-based assessment in ecological dynamics for measuring physical literacy. Asian Journal of Sport and Exercise Psychology, 2022, vol. 2(1), pp. 50-58. https://doi.org/10.1016/j.ajsep.2022.03.002

Decree of the President of the Russian Federation of 21.07.2020 No. 474 “On national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012

Order of the Government of the Russian Federation from 24.06.2022 № 1688-r “On approval of the Concept of training of pedagogical staff for the education system for the period up to 2030”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/

Vakhorina M.V. Transformation of higher education system in the era of digitalization. Leadership in the era of digitalization: axiology and technology of success: Collection of scientific papers of the All-Russian scientific-practical conference (with international participation), held in the framework of VIII Starodubtsev Readings / ed. N.V. Kalinin. Moscow: Publishers “Knorus”, 2020, pp. 52-55.

Arar K., Chen D. The Future of Higher Education: A New Paradigm Shift Addressing Students' Diversity. In: van't Land H., Corcoran A., Iancu DC. (eds). The Promise of Higher Education. Springer, Cham., 2021. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67245-4_55

Decree of the President of the Russian Federation from 12.05.2023 № 343 (ed. from 26.06.2023) “On some issues of improving the system of higher education”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305120005?ysclid=m18ygvq7tg507530560

Belovitskaya S.I., Fedotova O.D. Additional professional education as an effective system for improving the professional competencies of elementary school teachers in teaching Russian as a non-native language (theory and practice). Monograph. Moscow: Mir nauki, 2022. https://izd-mn.com/70mnnpm22.html

Boronenko T.A., Fedotova V.S. General characteristics of digital competence of the teacher of primary general education. Science and School, 2022, no. 5, pp. 72-84. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-5-72-84

Dmitrienko N.A. Formation of students' professional self-actualization. Journal of Social Studies Education Research, 2017, vol. 8, pp. 161-177. https://doi.org/10.17499/jsser.04670

Gray S.L., Scott D., Mehisto P. Curriculum Reform in the European Schools: Towards a 21st Century Vision. Publisher: Palgrave Macmillan; Softcover reprint of the original 1st ed. 2018. 183 p.


Просмотров аннотации: 48
Загрузок PDF: 13
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Belovitskaya, S., & Shatokhina, I. (2024). ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЫЗОВОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 117-139. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-581
Раздел
Педагогические исследования