Педагогические условия эффективности практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства
Аннотация
Обоснование. Приоритетность практической подготовки в системе высшего образования определяется потребностью индустрии туризма и гостеприимства в квалифицированных кадрах, способных идти в ногу со временем и работать в современных условиях. В связи с этим важной задачей высших учебных заведений является совершенствование системы образования, в том числе традиционных подходов. Одной из основных задач является своевременное обновление учебных планов и программ, а именно введение актуальных дисциплин, повышение уровня практической подготовки, использование новых технологий в обучении. Также приоритетом в развитии системы образования должно стать постоянное повышение качества преподавания и подготовки кадров. Ключевым на данный момент направлением для развития системы образования в вузах России является организация практической подготовки студентов.
Цель – определить причины неэффективной организации процесса практической подготовки студентов для индустрии туризма и гостеприимства, а также предложить рекомендации по их устранению.
Материалы и методы. В работе для модели организации практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства используется системный, компетентностный и профессиографический подходы; основными методами для исследования являются статистический метод, аналитический метод (документальный, сравнительный), моделирования.
Результаты. В результате проведенного исследования определяются условия организации эффективной практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства. В ходе исследования анализируется текущее состояние практического образования в индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации, выявляются факторы, влияющие на низкий уровень практической подготовки, исследуется взаимоотношение практического опыта студентов и их способности находить работу по профилю подготовки, анализируются причины низкой эффективности практической подготовки в вузе. На основе анализа предложены условия эффективной организации практической подготовки студентов в индустрии туризма и гостеприимства: взаимодействие вузов с работодателями из реального сектора экономики, развитие практических навыков преподавателей, изменение структуры образовательных программ в направлении логического взаимодействия теории и практики, увеличение продолжительности практики в структуре учебного процесса. Научная новизна исследования заключается в анализе современной ситуации организации практической подготовки студентов и выделении критериев эффективности этого процесса.
EDN: BEPHZI
Скачивания
Литература
Список литературы
Беленко, Е. Л., Проценко, Ю. В., & Луканова, Н. А. (2024). О принципах практического обучения студентов профессиональным компетенциям индустрии туризма и гостеприимства. Образовательные ресурсы и технологии, (1), 31–40. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2024-1-31-40
Бушуева, И. В. (2014). К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства. Сервис в России и за рубежом, (7), 192–202.
Васильева, О. О., & Абабкова, М. Ю. (2024). Карьерные ожидания студентов гуманитарных специальностей на рынке труда. Вестник Алтайской академии экономики и права, (1), 17–23. https://doi.org/10.17513/vaael.3205
Ден, В. Г. (2022). Организация практико-ориентированного образования в индустрии туризма и гостеприимства на примере кафедры туризма и экологии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, (1), 130–143. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/130-143
Ердакова, В. П. (2024). Вектор на повышение отраслевого кадрового потенциала, как условие развития туризма в России. Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм, (1), 12–23. https://doi.org/10.18572/2686-858X-2024-21-1-12-23
Кувайцев, А. В. (2016). Современные проблемы подготовки специалистов в области профессионального образования. Современные научные исследования и инновации, (11). Получено с https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74020
Майер, А., & Подцероб, М. (2022). 85% работодателей говорят о необходимости улучшить практическую подготовку студентов. Ведомости: Менеджмент. Получено с https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/07/12/984879-85-rabotodatelei-govoryat-o-neobhodimosti
Смотрин, А. Р. (2019). Низкий уровень развития практических навыков выпускников вузов: риск и проблема. Образовательный процесс, (1), 11–16.
Стало известно, сколько россиян работает по специальности. (2024, 21 марта). Известия: Общество. Получено с https://iz.ru/1668515/2024-03-21/stalo-izvestno-skolko-rossiian-rabotaet-po-specialnosti
Труд и занятость в России. 2023: Статистический сборник. (2023). Москва: Росстат. 180 с.
Устюжина, А. Ю. (2019). Практико-ориентированное обучение бакалавров сервиса: формы взаимодействия вуза и организаций-работодателей. ЦИТИСЭ, (3). Получено с https://ma123.ru/ru/2019/06/3-устюжина/
Khabrieva, M. N., Torkunov, O. V., Biryaltseva, A. R., & Torkunova, Yu. V. (2019). Modern practice-oriented models the organization of training in the sphere of tourism management and hotel business. Modern Problems of Science and Education, (5), 65. Получено с https://science-education.ru/en/article/view?id=29268
Mosalev, A. I., Shpilina, T. M., Shcheglova, O. G., & Gizyatova, A. S. (2018). Human resources management for tourism and hospitality industry in Russia. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 204, 012031. https://doi.org/10.1088/1755-1315/204/1/012031
Nelson, A. A. (1994). Hospitality Internships: The Effects of Job Dimensions and Supportive Relationships on Student Satisfaction (Doctoral Dissertation). Wayne State University, Michigan.
Radygina, E. G. (2023). Practical Training Model for Students in Tourism and Hospitality: Description of the Elements of the Practical Training System at the University. Human Resources Management and Services, 5(2). https://doi.org/10.18282/hrms.v5i2.3372
Ren, L., & McKercher, B. (2021). Practical Learning in Hospitality Education. University of Queensland, Australia. https://doi.org/10.14264/5fed372
Zainullina, T., & Kedrova, I. (2020). Challenges and Prospects of Practical-Oriented Training in the Sectors of Tourism and Hospitality. E3S Web of Conferences, 210, 22024. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021022024
References
Belenko, E. L., Protsenko, Yu. V., & Lukanova, N. A. (2024). Principles of practical training for students in acquiring professional competencies in tourism and hospitality industries. Educational Resources and Technologies, (1), 31–40. https://doi.org/10.21777/2500-2112-2024-1-31-40
Bushueva, I. V. (2014). On the organization of practice-oriented staff training for the tourism and hospitality sectors. Service in Russia and Abroad, (7), 192–202.
Vasilyeva, O. O., & Ababkova, M. Yu. (2024). Career expectations of humanities students in the labor market. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, (1), 17–23. https://doi.org/10.17513/vaael.3205
Den, V. G. (2022). Organization of practice-oriented education in tourism and hospitality industries exemplified by the department of tourism and ecology of Vladivostok State University of Economics and Service. Territory of New Opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service, (1), 130–143. https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/130-143
Erdakova, V. P. (2024). Vector toward enhancing industry-specific workforce potential as a condition for tourism development in Russia. Professor's Journal. Recreation and Tourism Series, (1), 12–23. https://doi.org/10.18572/2686-858X-2024-21-1-12-23
Kuvaitsov, A. V. (2016). Current issues in training specialists in the field of vocational education. Modern Scientific Research and Innovations, (11). Retrieved from https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74020
Mayor, A., & Podtsyorob, M. (2022). 85% Employers Call for Better Practical Training of Students. Vedomosti: Management. Retrieved from https://www.vedomosti.ru/management/articles/2023/07/12/984879-85-rabotodatelei-govoryat-o-neobhodimosti
Smotrjin, A. R. (2019). Low Level of Graduates' Practical Skill Development: A Risk and Problem. Educational Process, (1), 11–16.
It became known how many Russians are employed in their profession. (2024, March 21). Izvestia: Society. Retrieved from https://iz.ru/1668515/2024-03-21/stalo-izvestno-skolko-rossiian-rabotaet-po-specialnosti
Employment and Unemployment in Russia. 2023: Statistical Compendium. (2023). Moscow: Rosstat. 180 p.
Ustyuzhina, A. Yu. (2019). Practice-oriented training of service bachelors: forms of collaboration between universities and employer organizations. CITISE, (3). Retrieved from https://ma123.ru/ru/2019/06/3-ustuzhina/
Khabrieva, M. N., Torkunov, O. V., Biryaltseva, A. R., & Torkunova, Yu. V. (2019). Modern practice-oriented models of training in tourism management and hotel business. Modern Problems of Science and Education, (5), 65. Retrieved from https://science-education.ru/en/article/view?id=29268
Mosalev, A. I., Shpilina, T. M., Shcheglova, O. G., & Gizyatova, A. S. (2018). Human Resource Management in Tourism and Hospitality Industry in Russia. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 204, 012031. https://doi.org/10.1088/1755-1315/204/1/012031
Nelson, A. A. (1994). Hospitality Internships: The Effects of Job Dimensions and Supportive Relationships on Student Satisfaction (Doctoral dissertation). Wayne State University, Michigan.
Radygina, E. G. (2023). Practical Training Model for Students in Tourism and Hospitality: Description of the Elements of the Practical Training System at the University. Human Resources Management and Services, 5(2). https://doi.org/10.18282/hrms.v5i2.3372
Ren, L., & McKercher, B. (2021). Practical Learning in Hospitality Education. University of Queensland, Australia. https://doi.org/10.14264/5fed372
Zainullina, T., & Kedrova, I. (2020). Challenges and Prospects of Practical-Oriented Training in the Sectors of Tourism and Hospitality. E3S Web of Conferences, 210, 22024. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021022024
Просмотров аннотации: 73 Загрузок PDF: 40
Copyright (c) 2025 Evgeniya G. Radygina, Nadezhda L. Rogaleva, Elena I. Okhrimenko

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.