ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКЕ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК»
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена вопросу применения проективных методик в диагностике детей с задержкой психического развития. Обращается внимание, что инициирование диагностики детей обуславливается не только трудностями в освоении школьной программы, но и нарушениями в эмоциональной сфере, а также сфере построения межличностных отношений.
Цель. Изучение, как задержка психического развития (ЗПР) влияет на развитие межличностных отношений и социального взаимодействия у детей с ЗПР. Используя различные методы оценки личности, можно определить, какие черты личности и поведения характерны для детей с задержкой психического развития и как они влияют на их социальное взаимодействие в семье и адаптацию в обществе.
Материалы и методы. В статье обосновывается целесообразность применения рисуночных тестов, в частности, методики «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» при диагностике детей с задержкой психического развития, приведены примеры анализа рисунков, подчеркивается важность комплексного изучения личности ребенка.
Результаты. Рисунки, созданные детьми с задержкой психического развития, часто являются показателем их личностных особенностей, включая тревожность, чувство вины, сильное суперэго, эмоциональную неустойчивость и излишнюю импульсивность или, наоборот, вялость и апатичность. Рисунки также указывают на наличие проблем в адаптации, социализации и построении межличностных отношений. Большая часть рисунков отражает дискомфорт, скованность, предрасположенность к защитному реагированию или агрессивному нападению.
EDN: RUXWCY
Скачивания
Литература
Список литературы
Alekhin А.N., Protopopova M.A. Features of the thinking of preschool children with mental Retardation // Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2024. Vol. 12(2). P. 165–175. https://doi.org/10.23888/humJ2024122165-175
Li C-Y, Chen T-J, Helfrich C, Pan A-W. The Development of a Scoring System for the Kinetic House-Tree-Person Drawing Test // Hong Kong Journal of Occupational Therapy. 2011. Vol. 21(2). P. 72-79. https://doi.org/10.1016/j.hkjot.2011.10.004
Lina Krakau, Ana N. Tibubos, Manfred E. Beutel, Johannes C. Ehrenthal, Uwe Gieler, Elmar Brähler. Personality functioning as a mediator of adult mental health following child maltreatment // Journal of Affective Disorders. 2021. Vol. 291. P. 126-134. https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.05.006
Lowthian E., Anthony R., Evans A. et al. Adverse childhood experiences and child mental health: an electronic birth cohort study // BMC Med. 2021. Vol. 19, 172. https://doi.org/10.1186/s12916-021-02045-x
Taibuldinova S., Dlimbetova G., Menlikhozhaeva S., Tileubay S., Almagambetova A. Socio-ecological bases of personality formation in the family-school space // Sci Herald Uzhhorod Univ Ser Phys. 2024. Vol. 56. P. 621-630. https://doi.org/10.54919/physics/56.2024.62ihs1
Ахметова Л.В., Вторушина А.А. Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2023. Вып. 1 (47). С. 134-146. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-1-134-146
Барнаш А.В., Плотникова О.А., Майорова И.А. Задержка психического развития: поиск взгляда - точка зрения // Тенденции развития науки и образования. 2022. №82. Часть 4. С. 141-146. https://doi.org/10.18411/trnio-02-2022-176
Бушуева И.В., Куликова Д.Р. Особенности выполнения проективного рисунка «дом-дерево-человек» детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) // Достижения науки и образования. 2021. №7 (79). С. 64-68.
Винтер Г.А. Развитие предметно-практических действий у дошкольников с задержкой психического развития // Нацразвитие. Наука и образование. 2023. № 4(16). С. 7-13. https://doi.org/10.37539/2782-3075.2023.16.4.002
Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. 205 с.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 272 с.
Епимахов Е.В. Специфические особенности тревожности у младших школьников с задержкой психического развития // In Situ. 2022. № 6. – С. 75-79.
Кисова В.В. Формирование психологических предпосылок к рисованию у старших дошкольников с задержкой психического развития // Психологопедагогический поиск. 2021. № 4 (60). С. 186–195. https://doi.org/10.37724/RSU.2021.60.4.017
Кочуров М.Г. Валидность проективной рисуночной методики "дом-дерево-человек" при диагностике психосоматических нарушений // МНИЖ. 2021. №1-3 (103). С. 83-88.
Кузьмина С.И., Голубь М.С. Проективные методики и особенности применения рисуночного метода диагностики // Символ науки. 2016. №3-4. С. 159-161.
Лебединская К.С. Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1993. 198 с.
Непомнящая Е.И. Особенности психологического настоящего времени у младших подростков с задержкой психического развития / Е. И. Непомнящая, Е.А. Стебляк // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 16 июня 2022 года. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2022. С. 113-121.
Осокина М. Д. Проективная психодиагностика в изучении детей с ЗПР и умственной отсталостью / М. Д. Осокина, Л. И. Родина // Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами: Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 20 апреля 2021 года / Отв. редактор Н.В. Соловова. Самара: Самарский научный центр РАН, 2021. С. 81-87.
Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-2. С. 256-262. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7480
Шевелёва Н.В., Попов Г.Н. Современная среда обучения как элемент социальной интеграции детей с задержкой психического развития // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 1 (35). С. 130-136. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-1-130-136
References
Alekhin A.N., Protopopova M.A. Features of the thinking of preschool children with mental Retardation. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development, 2024, vol. 12(2), pp. 165–175. https://doi.org/10.23888/humJ2024122165-175
Li C-Y, Chen T-J, Helfrich C, Pan A-W. The Development of a Scoring System for the Kinetic House-Tree-Person Drawing Test. Hong Kong Journal of Occupational Therapy, 2011, vol. 21(2), pp. 72-79. https://doi.org/10.1016/j.hkjot.2011.10.004
Lina Krakau, Ana N. Tibubos, Manfred E. Beutel, Johannes C. Ehrenthal, Uwe Gieler, Elmar Brähler. Personality functioning as a mediator of adult mental health following child maltreatment. Journal of Affective Disorders, 2021, vol. 291, pp. 126-134. https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.05.006
Lowthian E., Anthony R., Evans A. et al. Adverse childhood experiences and child mental health: an electronic birth cohort study. BMC Med., 2021, vol. 19, 172. https://doi.org/10.1186/s12916-021-02045-x
Taibuldinova S., Dlimbetova G., Menlikhozhaeva S., Tileubay S., Almagambetova A. Socio-ecological bases of personality formation in the family-school space. Sci Herald Uzhhorod Univ Ser Phys., 2024, vol. 56, pp. 621-630. https://doi.org/10.54919/physics/56.2024.62ihs1
Akhmetova L.V., Vtorushina A.A. Development of intellectual abilities in junior schoolchildren with mental retardation. Pedagogical Review, 2023, no. 1 (47), pp. 134-146. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-1-134-146
Barnash A.V., Plotnikova O.A., Mayorova I.A. Mental retardation: the search for a view - point of view. Trends in the development of science and education, 2022, no. 82, part 4, pp. 141-146. https://doi.org/10.18411/trnio-02-2022-176
Bushuyeva I.V., Kulikova D.R. Features of the performance of projective drawing “house-tree-human” by children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). Science and Education Achievements, 2021, no. 7 (79), pp. 64-68.
Winter G.A. Development of object-practical actions in preschool children with mental retardation. Naturazvitie. Science and Education, 2023, no. 4(16), pp. 7-13. https://doi.org/10.37539/2782-3075.2023.16.4.002
Vlasova T. A., Pevzner M. S. To the Teacher about Children with Developmental Disabilities. Moscow: Prosveshchenie, 1967, 205 p.
Dileo D. Children's Drawing: Diagnostics and Interpretation. Moscow: April Press. EXMO-Press, 2001, 272 p.
Epimakhov E.V. Specific features of anxiety in junior schoolchildren with mental retardation. In Situ, 2022, no. 6, pp. 75-79.
Kisova V.V. Formation of psychological preconditions for drawing in older preschoolers with mental retardation. Psychological and pedagogical search, 2021, no. 4 (60), pp. 186–195. https://doi.org/10.37724/RSU.2021.60.4.017
Kochurov M.G. Validity of the projective drawing technique “house-tree-man” in the diagnosis of psychosomatic disorders. MNIJ, 2021, no. 1-3 (103), pp. 83-88.
Kuzmina S.I., Golub M.S. Projective techniques and peculiarities of application of the drawing method of diagnostics. Symbol of Science, 2016, no. 3-4, pp. 159-161.
Lebedinskaya K.S. Delay of mental development in children. Causes of developmental anomalies in children. M.: APN USSR Publ., 1984.
Markovskaya I.F. Delay of mental development. Clinical and neuropsychological diagnostics. М., 1993, 198 p.
Nepomnyaschaya E.I. Features of psychological present time in younger adolescents with mental retardation / E.I. Nepomnyaschaya, E.A. Steblyak. Inclusive Education: theory and practice: proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference, Orekhovo-Zuyevo, June 16, 2022. Orekhovo-Zuyevo: State Humanitarian-Technological University, 2022, pp. 113-121.
Osokina M. D. Projective psychodiagnostics in the study of children with ZPD and mental retardation / M. D. Osokina, L. I. Rodina. Innovative strategies of human resources management: Collection of scientific papers of the III All-Russian scientific-practical conference, Samara, April 20, 2021 / Editor-in-Chief N. V. Solovova. Samara: Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2021, pp. 81-87.
Filippova N.V., Barylnik Y.B., Ismaylova A.S. Modern view of mental retardation. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 10-2, pp. 256-262. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7480
Sheveleva N.V., Popov G.N. Modern learning environment as an element of social integration of children with mental retardation. Pedagogical Review, 2021, no. 1 (35), pp. 130-136. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2021-1-130-136
Copyright (c) 2024 Yulia T. Antonova, Ayyna I. Vinokurova, Diana I. Permyakov

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.