«ЦИФРОВОЙ» УЧИТЕЛЬ: НОВЫЕ РОЛИ, ФУНКЦИИ И КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация
Обоснование. Развитие цифровых технологий является одной из первоочередных задач современного образования, важнейшим шагом в повышении качества обучения и преподавания и трансформации роли учителя в условиях цифровизации образования.
Целью исследования, представленного в статье, является описание качественных изменений в профессиональной деятельности учителя и рассмотрение «цифровых» ролей и цифровой компетентности учителей, основанных на данных анкетирования учителей, работающих в профильных психолого-педагогических классах в г. Туле и Тульской области.
Материалы и методы. В качестве методологической основы эмпирического исследования рассматривается компетентностный подход, в частности, цифровая компетентность. Основными концептуальными документами, регламентирующими развитие цифрового образования являются национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». В ходе эмпирического исследования применен метод анкетирования.
Результаты. Теоретический анализ позволил констатировать, что в современных условиях профессиональная деятельность учителя претерпевает качественные изменения. В условиях цифровизации образования школе нужен мультипрофильный профессионал, владеющий цифровой грамотностью и компетентностью. Проведенное в ходе эмпирического исследования анкетирование учителей выявило приверженность педагогов традиционным для системы образования ролям наставника и организатора процесса обучения и сформированность компетенций в области интегративной деятельности (учитель – интегратор знаний, умений и навыков обучающихся). Представленные аналитические и эмпирические данные опираются на современный российский и зарубежный опыт и учитывают специфику функционирования психолого-педагогических классов в Тульской области.
Скачивания
Литература
Список литературы
Атласова Л.П. Современный преподаватель как исследователь // Концепт. 2017. Т. 32. С. 363-368.
Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А. Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Педагогические науки. 2021. № 1-4 (103). С. 110-118. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.1.109
Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г, Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1 (74). С. 112-115. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115
Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. Москва: Перо, 2019. 24 с.
Миткевич А. Тьютор и модератор: каким должен быть учитель будущего. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/371837-tyutor-i-moderator-kakim-dolzhen-byt-uchitel-budushchego (дата обращения: 24.06.2024).
Осипова М.Б. Трансформация роли педагога в цифровом образовании // Уральский вестник образования. 2023. № 2. С. 32-39.
Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев. Москва : Перо, 2019. 72 с.
Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. № 2 (14). С. 27-35. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204
Стеблецова И.С., Гейцман Л.Э. Цифровая трансформация преподавателя в условиях современного образовательного процесса // Сб. материалов Международной научно-методической конференции «Технологии в образовании – 2021» / Под общей ред. Е.В. Добровольской. Новосибирск, 2021. С. 95-100.
Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. Москва: Изд-во НАФИ, 2019. 84 с. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
Цифровая экономика Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 24.06.2024).
Шульга И.И. Особенности профессиональной деятельности учителя // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: гуманитарные и общественные науки. 2022. Т. 6. № 3. С. 216-221. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-3-216-221
Anderson T. Interaction in learning and teaching on the educational semantic web // In C. Juwah (ed.), Interactions in online education: Implications for theory and practice. London: Routledge, 2006. P. 141-155.
Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. Turin: European Training Foundation, 2018. 84 р.
Lindgren R., McDaniel R. Transforming online learning through narrative and student agency // Journal of Educational Technology & Society. 2012. № 15 (4). Р. 344-355.
Mullen G.E., Tallent-Runnels M.K. Student outcomes and perceptions of instructors’ demands and support in online and traditional classrooms // Internet and Higher Education. 2006. № 9 (4). Р. 257-266. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2006.08.005
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. № 55 (1). Р. 68-78. https://doi.org/10.1037/0003– 066X.55.1.68
UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. VERSION 3. Digital library UNESCO: official website. 2019. URL: http://ru.unesco.kz/unesco-ict-competency-framework-for-teachers-version-3 (дата обращения: 16.06.2024).
Worldskills Russia: официальный cайт. Москва, 2014. URL: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 16.06.2024).
References
Atlasova L.P. Modern teacher as a researcher. Kontsept [Concept], 2017, vol. 32, pp. 363-368.
Vorobyeva I.A., Zhukova A.V., Minakova K.A. Pros and cons of digitalisation in education. Pedagogicheskie nauki [Pedagogical Sciences], 2021, no. 1-4 (103), pp. 110-118. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.1.109
Gordeeva E.V., Muradyan S.G., Zhazhoyan A.S. Digitalisation in education. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika [Economics and business: theory and practice], 2021, no. 4-1 (74), pp. 112-115. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-4-1-112-115
Blinov V.I., Sergeev I.S., Yesenina E.Y. Basic ideas of didactic concept of digital professional education and training. Moscow: Pero, 2019, 24 p.
Mitkevich A. Tutor and moderator: what a teacher of the future should be. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/371837-tyutor-i-moderator-kakim-dolzhen-byt-uchitel-budushchego (accessed 24.06.2024).
Osipova M.B. Transformation of the Teacher's Role in Digital Education. Ural'skii vestnik obrazovaniya [Uralskiy Vestnik Obrazovanie], 2023, no. 2, pp. 32-39.
Draft didactic concept of digital professional education and training / V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Y. Yesenina, I.S. Sergeev. Moscow: Pero, 2019, 72 p.
Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Psychological models of digital competence of Russian teenagers and parents. Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal [National Psychological Journal], 2014, no. 2 (14), pp. 27-35. https://doi.org/10.11621/npj.2014.0204
Stebletsova I.S., Geitsman L.E. Digital transformation of the teacher in the conditions of modern educational process. Proceedings of the International Scientific and Methodological Conference “Technologies in Education - 2021" / Ed. by E.V. Dobrovolskaya. Novosibirsk, 2021, pp. 95-100.
Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process / T.A. Aimaletdinov, L.R. Baimuratova, O.A. Zaitseva, G.R. Imaeva, L.V. Spiridonova. Zaitseva, G.R. Imaeva, L.V. Spiridonova. NAFI Analytical Centre. Moscow: Izd-vo NAFI, 2019, 84 p. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf (accessed 24.06.2024).
Digital economy of the Russian Federation. Order of the Government of the Russian Federation from 28.07.2017, no. 1632-r. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (accessed 24.06.2024).
Shulga I.I. Features of professional activity of the teacher. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: gumanitarnye i obshchestvennye nauki [Bulletin of Kemerovo State University. Series: humanitarian and social sciences], 2022, vol. 6, no. 3, pp. 216-221. https://doi.org/10.21603/2542-1840-2022-6-3-216-221
Anderson T. Interaction in learning and teaching on the educational semantic web / Ed. by Juwah. Interactions in online education: Implications for theory and practice. London: Routledge, 2006, pp. 141-155.
Brolpito A. Digital skills and competence, and digital and online learning. Turin: European Training Foundation, 2018, 84 р.
Lindgren R., McDaniel R. Transforming online learning through narrative and student agency. Journal of Educational Technology & Society, 2012, no. 15 (4), pp. 344-355.
Mullen G.E., Tallent-Runnels M.K. Student outcomes and perceptions of instructors’ demands and support in online and traditional classrooms. Internet and Higher Education, 2006, no. 9 (4), pp. 257-266. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2006.08.005
Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 2000, no. 55 (1), pp. 68-78. https://doi.org/10.1037/0003– 066X.55.1.68
UNESCO ICT Competency Framework for Teachers. VERSION 3. Digital library UNESCO: official website. 2019. Available at: URL: http://ru.unesco.kz/unesco-ict-competency-framework-for-teachers-version-3 (accessed 16.06.2024)
Worldskills Russia: official website. Москва, 2014. Available at: URL: https://worldskills.ru/ (accessed 16.06.2024)
Просмотров аннотации: 98 Загрузок PDF: 18
Copyright (c) 2024 Tatyana I. Kulikova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.