ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОТЦА В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Antonina A. Sokolova Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова https://orcid.org/0009-0008-2259-802X
  • Natalia D. Eliseeva Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-0351-5822
Ключевые слова: воспитание, дошкольный возраст, роль отца, эмоциональный интеллект

Аннотация

Обоснование. Настоящее исследование было направлено на изучение влияние воспитательных функций отца на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. В современном обществе становится все меньше условий, благоприятных для полноценного эмоциональное развития ребенка, увеличивается дефицит общения ребенка со взрослыми, в частности с отцом.

Цель. Изучение значения воспитательной функции отца в формировании эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Материалы и методы. В исследование приняли 112 человек: 56 – детей и 56 – матерей. Использовалась методика для самооценки «Лесенка»; методика для определения особенности эмоционального состояния «Паровозик»; графическая методика на выявление состояние эмоциональной сферы ребенка «Кактус»; методика выявления особенностей внутрисемейных отношений «Рисунок семьи»; тест «Геометрическая фигура» (ассоциация с отцом) и анкета, направленная на выявление представлений матерей о воспитательных функциях отца.

Результаты. При активном участии отцов в воспитании ребенка выражена психологической близость, позитивная эмоциональная привязанность, существуют единые требования родителей по вопросам воспитания. Включение отцов в процесс воспитания ребенка позитивно влияет на его эмоциональное состояние. Активное участие отцов в воспитании ребенка положительно влияет: на уровень самооценки, эмоциональную сферу ребенка, уровень мышления. В семьях, где отцы не принимают участие в воспитании ребенка, у детей повышен эгоцентризм, агрессивность, импульсивность, скрытность, оптимизм и тревожность, они не стремятся домой к домашней защите.

EDN: UVIRTH

 UVIRTH.png

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Antonina A. Sokolova, Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

студентка 5 курса Институт психологии

Natalia D. Eliseeva, Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт психологии Российской академии наук

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Институт психологии; докторант Института психологии РАН

Литература

Список литературы

Авдеева Н.Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте [электронный документ] // Дошкольное воспитание. 2005. № 3. С. 110-115. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=40817 (дата обращения: 16.03.2024)

Борисенко Ю.В. Становление психологической готовности к отцовству: психолого-педагогический контекст и технологии сопровождения: монография. Кемерово: изд-во «Кузбассвузиздат», 2020. 551 с.

Готтман Дж. Эмоциональный интеллект ребенка: практическое руководство для родителей. Москва: изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2015. 226 с.

Григорян Э.Г. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста: монография. Москва: изд-во «РУСАЙНС», 2024. 238 с.

Золотова Ю.П. Все дело в папе: работе с фигурой отца в психотерапии. М.: «Летучева»; «АСТ», 2019. 344 с.

Калина О.Г. Роль отца в психическом развитии ребенка: монография. Москва: изд-во «ФОРУМ», 2018. 112 с.

Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов. Москва: изд-во «Академия», 2003. 166 с.

Латышева Ю.А. Феномен отцовства: современные исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №1. С. 47-51.

Посохова С.Т. Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл // Вестник Санкт-петербургского университета. Вып. 1, Ч. 1. Серия 12, 2009. С. 5-16.

Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-сүр». М.: Аcademia, 1999. 164 с.

Сатир В. Психотерапия семьи. Москва: Изд-во Института общегуманитарных исследований, 2018. 218 с.

Серебрякова Н.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста: коррекционная педагогика. Санкт-Петербург: изд-во «КАРО», 2008. 64 с.

Частные домохозяйства, состоящие из двух и более человек, по типам, размеру домохозяйства и числу детей моложе 18 лет [электронный документ]. https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom8_Chislo_i_sostav_domohozyajstv (дата обращения 19.06.2024)

Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.

Шварц С. Отсутствующий отец и его влияние на дочь. Санкт-Петербург: изд-во «Центр гуманитарных изделий», 2021. 364 с.

Cabrera N.J., et al. Fatherhood in the twenty-first century // Child Development, 2000, vol. 71, no. 1, pp. 127-136. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00126

Gadsden V.L. and Ralph R. S. African American males and fatherhood: issues in research and practice // The journal of negro education, 1994, vol. 63, no. 4, pp. 634–648. https://doi.org/10.2307/2967300

Kim S. and Karen M.-T.Q. Transforming fatherhood: reconstructing fatherhood through faith-based father school in South Korea // Review of religious research, 2013, vol. 55, no. 2, pp. 231–250. https://doi.org/10.1007/s13644-013-0104-7

LaRossa R. Fatherhood and Social Change // Family Relations, 1988, vol. 37, no. 4, pp. 451–457. https://doi.org/10.2307/584119.26

Johansson Th. The Conundrum of Fatherhood: theoretical explorations // International Journal of sociology of the family, 2011, vol. 37, no. 2, pp. 227–242.

Tan Allen L. Four meanings of fatherhood // Philippine sociological review, 1994, vol. 42, no. 1/4, pp. 27–39. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.1994.tb02989.x

Fox G.L. and Carol B. Conditional fatherhood: identity theory and parental investment theory as alternative sources of explanation of fathering // Journal of marriage and family, 2001, vol. 63, no. 2, pp. 394–403. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2001.00394.x

References

Avdeeva N.N. The role of mother and father in the development of the child at an early age. Preschool Education, 2005, no. 3, pp. 110-115. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=40817

Borisenko Y.V. Formation of psychological readiness for fatherhood: psychological and pedagogical context and support technologies: monograph. Kemerovo: Kuzbassvuzizizdat Publ., 2020, 551 p.

Gottman J. Emotional intelligence of the child: a practical guide for parents. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ., 2015, 226 p.

Grigoryan E.G. Emotional well-being of children of preschool age: monograph. Moscow: RUSAINS, 2024, 238 p.

Zolotova Y.P. All the matter in papa: working with the father figure in psychotherapy. Moscow: Letucheva; AST, 2019, 344 p.

Kalina O.G. Role of the father in the mental development of the child: monograph. Moscow: FORUM, 2018, 112 p.

Kosheleva A.D. Emotional development of preschoolers: textbook for students. Moscow: Academy, 2003, 166 p.

Latysheva Y.A. Phenomenon of fatherhood: modern research. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2013, no. 1, pp. 47-51.

Posokhova S.T. Optimism: psychological content and personal meaning. Bulletin of St. Petersburg University. Issue 1, Part 1. Series 12, 2009, pp. 5-16.

Portnyagin I.S. Ethnopedagogy “Kut-sүr”. M.: Academia, 1999, 164 p.

Satir V. Psychotherapy of the family. Moscow: Institute for General Humanitarian Studies, 2018, 218 p.

Serebryakova N.V. Diagnostic examination of children of early and junior preschool age: correctional pedagogy. St. Petersburg: KARO, 2008, 64 p.

Private households consisting of two and more people, by type, household size and number of children under 18 years old. https://rosstat.gov.ru/vpn/2020/Tom8_Chislo_i_sostav_domohozyajstv

Filippova G.G. Psychology of motherhood. Moscow: Institute of Psychotherapy, 2002, 240 p.

Schwartz S. Absent father and his influence on the daughter. St. Petersburg: Center for Humanitarian Products, 2021, 364 p.

Cabrera N.J., et al. Fatherhood in the twenty-first century. Child Development, 2000, vol. 71, no. 1, pp. 127-136. https://doi.org/10.1111/1467-8624.00126

Gadsden V.L. and Ralph R. S. African American males and fatherhood: issues in research and practice. The journal of negro education, 1994, vol. 63, no. 4, pp. 634-648. https://doi.org/10.2307/2967300

Kim S. and Karen M.-T.Q. Transforming fatherhood: reconstructing fatherhood through faith-based father school in South Korea. Review of religious research, 2013, vol. 55, no. 2, pp. 231-250. https://doi.org/10.1007/s13644-013-0104-7

LaRossa R. Fatherhood and Social Change. Family Relations, 1988, vol. 37, no. 4, pp. 451-457. https://doi.org/10.2307/584119.26

Johansson Th. The Conundrum of Fatherhood: theoretical explorations. International Journal of sociology of the family, 2011, vol. 37, no. 2, pp. 227-242.

Tan Allen L. Four meanings of fatherhood. Philippine sociological review, 1994, vol. 42, no. 1/4, pp. 27-39. https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.1994.tb02989.x

Fox G.L. and Carol B. Conditional fatherhood: identity theory and parental investment theory as alternative sources of explanation of fathering. Journal of marriage and family, 2001, vol. 63, no. 2, pp. 394-403. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2001.00394.x

Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Sokolova, A., & Eliseeva, N. (2024). ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОТЦА В ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Russian Journal of Education and Psychology, 15(6). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-6-555
Раздел
Психологические исследования