ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ЗАТРУДНЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
Обоснование. Актуальность обусловлена ролью образовательной среды в формировании культуры отношений и необходимостью снижения негативных эксцессов в обществе. Это может быть обеспечено, в том числе, в ходе профилактики и конструктивного разрешения педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия в системе «учитель-ученик». В статье осуществлен теоретический анализ исследований педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия, реализуемых в педагогическом общении. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление их проявлений и причин в образовательном процессе школы.
Цель: выявить специфику и причины педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе «учитель-ученик».
Материалы и методы. Методы исследования включили: теоретический анализ результатов исследований проблемы затрудненного взаимодействия; письменный опрос 40 студентов – будущих педагогов и педагогов-психологов на предмет выявления причин и проявлений педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия в системе «учитель-ученик».
Результаты. Ситуация затрудненного взаимодействия представлена как предконфликтная ситуация, когда субъект переживает реальную (или воображаемую) угрозу удовлетворения своих потребностей и ожиданий, испытывает трудности в принятии оптимального решения о своих действиях, или же принимает решение, которое превращает предконфликтную ситуацию в деструктивный конфликт с негативными последствиями как для себя, так и других участников взаимодействия. Как показал опрос, инициаторами таких ситуаций в школе являются как ученики, так и сами педагоги. Необходимо повышение психологической и правовой компетентности субъектов образовательного процесса в направлении создания условий для гармонизации отношений и продуктивного взаимодействия. Представленные результаты теоретического и эмпирического исследования могут служить основанием для разработки комплексной программы по профилактике и конструктивному разрешению педагогических ситуаций затрудненного взаимодействия, реализуемых в системе «учитель-ученик».
Информация о финансировании. Исследование выполнено при финансовой поддержке Кубанского научного фонда в рамках научно-инновационного проекта № НИП-20.1/190.
Скачивания
Литература
Список литературы
Гришина Е.А. Применение методики наблюдения за взаимодействием Р. Бейлза для анализа текста психологической консультации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. Выпуск 8(747). С. 45-54.
Гроголева О.Ю., Богородская В.С. Эмоциональная сфера личности субъектов затрудненного общения // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 1. С. 4-11.
Елфимова Н.В. Трудности взаимодействия учителя и учащихся в образовательной среде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 10. С. 36-40.
Иванова С.П., Мясоедов А. И. Проблемы деинституциализации традиционных атрибутов и гендерных стереотипов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 313-316.
Кандарурова А.В. Затруднения педагогов в организации социального взаимодействия в педагогической деятельности // Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 61-65.
Киселева Е.Ю. Психологические характеристики затрудненного общения // Вестник Омского ун-та. 2007(а). № 1. С. 131-136.
Киселева Е.Ю. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Вестник Омского университета. 2007 (б). № 4. С. 150-153.
Коновалова Л.А. Конфликтологический аспект затрудненного взаимодействия в диаде «Консультант – клиент» // Ярославский педагогический вестник. 2009. №3. С. 138-142.
Куницына В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения // Актуальные проблемы психологической теории и практики: Сб. статей / Под ред. А.А. Крылова. Санкт-Петербург, 1995. С.82-92.
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Москва: Академия, 2001. 288 с.
Лабунская В.А. Психологический портрет субъекта затрудненного общения // Психологический журнал. 2003. № 5 (24). С. 14-22.
Макаревская Ю.Э. Современная проблематика затрудненного взаимодействия субъектов образовательного пространства в психолого-правовом аспекте: социологический срез / Ю.Э. Макаревская, И.В. Гайдамашко, Т.Д. Дубовицкая, М.С. Круглова // Международный научно-исследовательский журнал. 2024. №4 (142). https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.142.37
Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Автореферат канд. психол. наук. 19.00.05. Ростов-на-Дону, 1998. 23 с.
Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №1. С. 36-45. https://msupsyj.ru/articles/article/4222/
Парсонс Т., Бейлз Р.Ф., Шилз Э.А. Рабочие тетради по теории действия (фрагменты) // Вопросы социальной теории. 2008. Том II. Вып. 1(2). С. 248-249.
Пинкевич А. Г., Сунами А. Н. Прикладные технологии педагогической конфликтологии: peer mediation // Конфликтология. 2014. № 1. С. 176-190. https://conflictology.ru/index.php/conflict/article/view/51
Попенкова Д.И., Николаева А.А. Исследование конфликта «ученик – учитель» в школе// Вестник университета. 2020. № 8. С. 194-199. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-194-199
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 16.06.2024).
Самохвалова А. Г., Копылова П.В. Гендерные трансформации как фактор затрудненного общения субъекта // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Том 18. С. 65-60.
Самохвалова А.Г., Копылова П.В. Личность как субъект затрудненного общения: гендерный аспект // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Том 14. С. 127-133.
Торосян Ю.А., Суняйкина Т.В. Проблема конфликтологической культуры педагогов общеобразовательной организации // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. С. 246-252.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.06.2024).
Шамина А.К. Конфликт как педагогическая проблема // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 11. С. 522-527.
Шаповалов В.И., Шуванов И.Б., Шуванова В.П. Особенности профессиональной деформации педагогов с различной мотивационной направленностью // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2(63). С. 387-392. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.63.607
Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1994. 154 с.
Эксакусто Т.В. Особенности коммуникативных стратегий менеджеров в ситуациях затрудненного взаимодействия // Известия Южного федерального университета. Психологические науки. 2004. С. 265-270.
Bales R.F., Cohen S.P., Williamson S.A. A system for the multiple level observation of groups. N.Y., 1979. 537 p.
References
Grishina E.A. Application of the methodology of interaction observation R. Bayles for analyzing the text of psychological counseling. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki [Bulletin of Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences], 2016, no. 8(747), pp. 45-54.
Grogoleva O.Yu., Bogorodskaya V.S. Emotional sphere of personality of subjects of difficult communication. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Psikhologiya», 2017, no. 1, pp. 4-11.
Elfimova N.V. Difficulties of interaction between teacher and students in the educational environment. Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application], 2009, no. 10, pp. 36-40.
Ivanova S.P., Myasoedov A.I. Problems of deinstitutionalization of traditional attributes and gender stereotypes. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2020, no. 66-2, pp. 313-316.
Kandarurova A.V. Difficulties of teachers in organizing social interaction in pedagogical activity. Chelovek i obrazovanie [Man and Education], 2014, no. 4 (41), pp. 61-65.
Kiseleva E.Yu. Psychological characteristics of difficult communication. Vestnik Omskogo universiteta, 2007(а), no. 1, pp. 131-136.
Kiseleva E.Yu. Psychological portrait of the subject of difficult communication. Vestnik Omskogo universiteta, 2007 (b), no. 4, pp. 150-153.
Konovalova, L.A. Conflictological aspect of difficult interaction in the dyad “Consultant - client”. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin], 2009, no. 3, pp. 138-142.
Kunitsina V.N. Violations, barriers, difficulties of interpersonal informal communication. Aktual'nye problemy psikhologicheskoy teorii i praktiki: Sb. statey [Actual problems of psychological theory and practice: Collection of articles] / Edited by A.A. Krylov. St. Petersburg, 1995, pp. 82-92.
Labunskaya V.A., Menjeritskaya Y.A., Breus E.D. Psychology of difficult communication. Theory. Methods. Diagnostics. Correction. Moscow: Academy, 2001, 288 p.
Labunskaya V.A. Psychological portrait of the subject of difficult communication. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2003, no. 5 (24), pp. 14-22.
Makarevskaya Yu.E. Modern problematics of difficult interaction of subjects of educational space in the psychological and legal aspect: a sociological cross-section / Yu.E. Makarevskaya, I.V. Gaidamashko, T.D. Dubovitskaya, M.S. Kruglova. International Research Journal, 2024, no. 4 (142). https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.142.37
Menjeritskaya Yu.A. Features of empathy of subjects of difficult and uncomplicated communication in situations of difficult interaction. Rostov-on-Don, 1998, 23 p.
Morosanova V.I. Individual features of conscious self-regulation of arbitrary human activity. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology], 2010, no. 1, pp. 36-45. https://msupsyj.ru/articles/article/4222/
Parsons T., Bales R.F., Shils E.A. Workbooks on the Theory of Action (fragments). Voprosy sotsial'noi teorii, 2008, vol. II, no. 1(2), pp. 248-249.
Pinkevich A. G., Sunami A. N. Applied technologies of pedagogical conflictology: peer mediation. Konfliktologiya [Conflictology], 2014, no. 1, pp. 176-190. https://conflictology.ru/index.php/conflict/article/view/51
Popenkova D.I., Nikolaeva A.A. Research of the conflict “student - teacher” in school. Vestnik universiteta [University Bulletin], 2020, no. 8, pp. 194-199. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-8-194-199
Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from October 18, 2013 N 544n “On approval of the professional standard ‘Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)’. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (accessed 16.06.2024).
Samokhvalova A. G., Kopylova P.V. Gender transformations as a factor of difficult communication of the subject. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 2012, vol. 18, pp. 65-60.
Samokhvalova, A.G.; Kopylova, P.V. Personality as a subject of difficult communication: gender aspect. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 2008, vol. 14, pp. 127-133.
Torosyan Y.A., Sunyaikina T.V. The problem of conflict culture of teachers of general educational organization. Modern educational technologies in teacher training with regard to professional standard: collection of materials of the international scientific-practical conference. Orekhovo-Zuyevo: State Humanitarian Technological University, 2017, pp. 246-252.
Federal law “On Education in the Russian Federation” from 29.12.2012 N 273-FZ (latest edition). https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 16.06.2024).
Shamina A.K. Conflict as a pedagogical problem. Byulleten' nauki i praktiki [Bulletin of science and practice], 2018, vol. 4, no. 11, pp. 522-527.
Shapovalov V.I., Shuvanov I.B., Shuvanova V.P. Features of professional deformation of teachers with different motivational orientation. Biznes. Obrazovanie. Pravo, 2023, no. 2(63), pp. 387-392. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2023.63.607
Shkuratova I.P. Cognitive style and communication. Rostov n/D: Izd-vost Rostov. un-ta, 1994, 154 p.
Eksakusto T.V. Features of communicative strategies of managers in situations of difficult interaction. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Psikhologicheskie nauki, 2004, pp. 265-270.
Bales R.F., Cohen S.P., Williamson S.A. A system for the multiple level observation of groups. N.Y., 1979, 537 p.
Просмотров аннотации: 74 Загрузок PDF: 18
Copyright (c) 2024 Tatyana D. Dubovitskaya, Igor V. Gaidamashko, Yulia E. Makarevskaya, Marina S. Kruglova
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.