ТЕХНОПАРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

  • Tatyana A. Petrushkina Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
  • Vladimir N. Ivanov Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
Ключевые слова: профессиональная подготовка, учителя физики, педагогические компетенции, Технопарк, эффективность обучения, оборудование, педагогический эксперимент

Аннотация

Обоснование. В статье рассматривается проблема совершенствования системы профессионального образования будущих учителей физики.   В рамках программы «Учитель будущего поколения России» с целью усовершенствования материальной базы в педагогических университетах страны были созданы современные образовательные пространства – Технопарки универсальных педагогических компетенций.

Цель. Раскрыть потенциал технопарка универсальных педагогических компетенций как инновационного средства повышения эффективности подготовки будущих учителей физики.

Материалы и методы. Методологическую основу работы составляют системный, компетентностный и технологический подходы. В качестве методов исследования применялись теоретический анализ научной литературы, педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, сравнение, методы математической статистики.

Результаты. Проведена сравнительная характеристика оборудования технопарка и оборудования лабораторий вуза, ставшая основанием для раскрытия потенциала Технопарка. Экспериментально доказано позитивное влияние Технопарка на развитие ключевых профессиональных компетенций будущих учителей физики. Проведена диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций будущих учителей физики. Статистическая обработка полученных результатов проведена с применением критерия Фишера, свидетельствующая о достоверности различий между отобранными группами студентов. Сформулированы практические рекомендации по внедрению данного образовательного средства. Предположена перспектива дальнейшего изучения проблемы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Tatyana A. Petrushkina, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

аспирант кафедры педагогики и психологии

Vladimir N. Ivanov, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе

Литература

Список литературы

Андрейчук А.В. Особенности организации педагогических условий для развития технического творчества детей на площадке технопарка / А.В. Андрейчук, М.Г. Харитонов // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020. № 2 (107). С. 104-114.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

Греков А.А. Университетский технопарк как база коммерциализации научных разработок вуза / А.А. Греков, С.П. Иваницкий // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 45-50.

Евдокимова В.Е. Применение оборудования технопарка универсальных педагогических компетенций при работе с учащимися школ в системе дополнительного образования / В.Е Евдокимова, А.В. Перфильева // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. №5. С. 25-29. https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2446

Евдокимова В.Е. Технопарк универсальных педагогических компетенций как современное профессионально ориентированное развивающее пространство / В.Е. Евдокимова, Н.Н. Устинова // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32130

Ефимова Н.В. Использование ресурсов технопарка универсальных педагогических компетенций в образовательном процессе педагогического вуза / Н.В. Ефимова, Т.В. Шилкова, М.В. Семенова // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32942

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

Злобина С.П. Значение использования оборудования технопарков и педкванториумов при изучении физики // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 6А. С. 169-175.

Зуев П.В. Развитие инновационного потенциала будущих учителей физики в процессе профессиональной подготовки / П.В. Зуев, О.Р. Шефер, Т.Н. Шамало // Педагогическое образование в России. 2020. № 4. С. 118-127.

Ильясов Д.Ф. Образовательный технопарк: новые возможности повышения качества образования / Д.Ф. Ильясов, В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Е.А. Коузова, Т.А. Данельченко, А.В. Коптелов, Г.В. Яковлева // Современные проблемы науки и образования. 2016. №5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=25289

Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2000. 40 с.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.

Огородникова О.В. Инновационные структуры в образовании: технопарки / О.В. Огородникова, М.А. Жураховская // Интеграция образования. 2012. № 4(69). С. 30-33.

Положение о технопарке универсальных педагогических компетенций Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева» от 24.12.2021. https://1.chgpu.edu.ru/uploads/files/1681113288_polozhenie-o-tehnoparke-1.pdf

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.

Устинова Н.Н. Использование возможностей технопарка универсальных педагогических компетенций для реализации принципа историзма в процессе обучения физике / Н.Н. Устинова, А.М. Межина, Е.А. Коптеева // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=33219

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. №2. С. 58-64.

Batagan L., Boja C. Smart Solutions for Educational Systems – Case Study // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 4834-4838. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.344

Silva A.S.L. Technology parks strategic capacity evaluation structure: a framework proposal for implementation in Latin America / A.S.L Silva, S.H.A.C. Forte // RAI Rev. 2016. Vol. 13 (1). P. 67-75. https://doi.org/10.1016/j.rai.2016.01.003

Henriques I.C. Science and Technology Park: Future Challenges / I. C Henriques, V. A. Sobreiro, H. Kimura // Technology in Society. 2018. Vol. 53. P. 144-160. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2018.01.009

Ribeiro J. A. Reference Model for Science and Technology Parks Strategic Performance Management: An Emerging Economy Perspective / J.A. Ribeiro, A.F. de Ladeira Faria, M.W.A. Barbosa // Journal of Engineering and Technology Management. 2021. Vol. 59. https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2021.101612

Wei N. Human Machine Interaction-Assisted Smart Educational System for Rural Children / N. Wei, F. Yang, B. A. Muthu, A. Shanthini // Computers and Electrical Engineering. 2022. Vol. 99. https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2022.107812

References

Andreychuk A.V. Features of the organization of pedagogical conditions for the development of technical creativity of children at the technopark site / A.V. Andreychuk, M.G. Kharitonov. Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva, 2020, no. 2 (107), pp. 104-114.

Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. Moscow: Pedagogika-Press, 1996, 536 p.

Grekov A.A. University technopark as a base for commercialization of scientific developments of the university / A.A. Grekov, S.P. Ivanitsky. Higher Education in Russia, 2011, no. 12, pp. 45-50.

Evdokimova V.E. Application of technopark equipment of universal pedagogical competencies when working with school students in the system of additional education / V.E. Evdokimova, A.V. Perfilieva. Scientific Review. Pedagogical sciences, 2022, no. 5, pp. 25-29. https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2446

Evdokimova V.E. Technopark of universal pedagogical competencies as a modern professionally oriented developing space / V.E. Evdokimova, N.N. Ustinova. Modern problems of science and education, 2022, no. 6-1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32130

Efimova N.V. Using the resources of technopark of universal pedagogical competencies in the educational process of pedagogical university / N.V. Efimova, T.V. Shilkova, M.V. Semenova. Modern Problems of Science and Education, 2023, no. 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=32942

Zimnyaya I.A. Key competences - a new paradigm of education result. Higher Education Today, 2003, no. 5, pp. 34-42.

Zlobina S.P. Significance of using the equipment of technoparks and pedagogical quantoriums when studying physics. Pedagogical Journal, 2023, vol. 13, no. 6А, pp. 169-175.

Zuev P.V. Development of innovative potential of future physics teachers in the process of professional training / P.V. Zuev, O.R. Shefer, T.N. Shamalo. Pedagogical Education in Russia, 2020, no. 4, pp. 118-127.

Ilyasov D.F. Educational technopark: new opportunities to improve the quality of education / D.F. Ilyasov, V.N. Kespikov, M.I. Solodkova, E.A. Kouzova, T.A. Danelchenko, A.V. Koptelov, G.V. Yakovleva. Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 5. https://science-education.ru/ru/article/view?id=25289

Kryukova E.A. Theoretical bases of designing and application of personal-developmental pedagogical means. Volgograd, 2000, 40 p.

Kuzmina N.V. Professionalism of the personality of a teacher and a master of industrial training. Moscow: Higher School, 1990, 117 p.

Ogorodnikova O.V. Innovative structures in education: technoparks / O.V. Ogorodnikova, M.A. Zhurakhovskaya. Integration of Education, 2012, no. 4(69), pp. 30-33.

Regulations on the Technopark of Universal Pedagogical Competencies of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev” from 24.12.2021. https://1.chgpu.edu.ru/uploads/files/1681113288_polozhenie-o-tehnoparke-1.pdf

Selevko G.K. Pedagogical technologies on the basis of activation, intensification and effective management of educational process. Moscow: Research Institute of School Technologies, 2005, 288 p.

Ustinova N.N. Using the possibilities of the technopark of universal pedagogical competences for the realization of the principle of historicism in the process of teaching physics / N.N. Ustinova, A.M. Mezhina, E.A. Kopteeva. Modern problems of science and education, 2023, no. 6. https://science-education.ru/ru/article/view?id=33219

Khutorskaya, A.V. Key competences and educational standards. Eidos, 2002, no. 2, pp. 58-64.

Batagan L., Boja C. Smart Solutions for Educational Systems – Case Study. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2012, vol. 46, pp. 4834-4838. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.344

Silva A.S.L. Technology parks strategic capacity evaluation structure: a framework proposal for implementation in Latin America / A.S.L Silva, S.H.A.C. Forte. RAI Rev., 2016, vol. 13 (1), pp. 67-75. https://doi.org/10.1016/j.rai.2016.01.003

Henriques I.C. Science and Technology Park: Future Challenges / I. C Henriques, V. A. Sobreiro, H. Kimura. Technology in Society, 2018, vol. 53, pp. 144-160. https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2018.01.009

Ribeiro J. A. Reference Model for Science and Technology Parks Strategic Performance Management: An Emerging Economy Perspective / J.A. Ribeiro, A.F. de Ladeira Faria, M.W.A. Barbosa. Journal of Engineering and Technology Management, 2021, vol. 59. https://doi.org/10.1016/j.jengtecman.2021.101612

Wei N. Human Machine Interaction-Assisted Smart Educational System for Rural Children / N. Wei, F. Yang, B. A. Muthu, A. Shanthini. Computers and Electrical Engineering, 2022, vol. 99. https://doi.org/10.1016/j.compeleceng.2022.107812

Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Petrushkina, T., & Ivanov, V. (2024). ТЕХНОПАРК УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-551
Раздел
Педагогические исследования