ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕКСУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОДРОСТКОВ

  • Yulia T. Antonova Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова https://orcid.org/0000-0001-9381-6137
  • Natalya A. Arkhipova Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова
Ключевые слова: сексуальное образование, профилактика девиантного поведения, подростки, проектно-исследовательская деятельность, знания, принятие, самосознание, самоопределение

Аннотация

Обоснование. Сексуальное образование в школах играет огромную роль в профилактике девиантного поведения среди подростков.  Во-первых, сексуальное образование помогает подросткам понять свое тело, эмоции и чувства, что способствует формированию здорового самоотношения и отношений с другими. Во-вторых, знания о сексе и сексуальных отношениях помогают предотвратить нежелательные последствия, такие как ранняя беременность, инфекции и насилие.  Таким образом, сексуальное образование в школах является важным инструментом в профилактике девиантного поведения среди подростков, помогая им развивать здоровые отношения, принимать осознанные решения и избегать опасных ситуаций.

Цель - исследовать роль проектно-исследовательской работы с подростками в рамках сексуального образования как профилактики девиантного поведения подростков.

Материалы и методы. В целях решения выявленной проблемы использованы следующие методы проведения исследования: анализ иностранных и отечественных источников по организации сексуального образования; анкетирования, наблюдения, анализ организации работы по проектно-исследовательской работе и рассмотрения возможности включения в профилактической работе девиантного поведения у подростков.

Результат. Исследования показывают, что подростки, прошедшие программу по половому воспитанию, основой которого является проектно-исследовательская деятельность, стали чаще откладывать начало своей сексуальной активности и более ответственно относиться к использованию контрацепции.

Проектно-исследовательская деятельность стала эффективным инструментом для реализации целей сексуального воспитания, поскольку она позволяет учащимся активно участвовать, развивать критическое мышление и обсуждать чувствительные темы, оказывать помощь подросткам в осознании своих потребностей и желаний, а также научиться строить здоровые отношения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Yulia T. Antonova, Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальных наук

Natalya A. Arkhipova, Северо-Восточный Федеральный Университет им. М. К. Аммосова

студент института психологии

Литература

Список литературы

Газиева А.А. Медиаторы культуры: о гендерной особенности статусных ролей женщин на кавказском фронтире // Женщина в российском обществе. 2021. № 4. С. 121-135. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.4.9

Озерина А.А., Родионов Г.А. Научный обзор современных психолого-педагогических исследований по проблеме сексуального образования // Психология человека в образовании. 2020. №3. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-288-293

Саломатова О. С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2007. № 7. С. 40-43.

Седых Т.А., Амирова Л.А., Фазлутдинова А.И., Галикеева Г.Ф., Галимова Е.М., Суханова Н.В., Саттаров В.Н. Эффективность формирования естественно-научной грамотности школьников при изучении генетических разделов биологии в условиях гибкой модели смешанного обучения // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 2. С. 25-56. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.02

Семинская Э.С. Популяризация русской сексуальной культуры посредством цифровых коммуникаций // Русский язык и русская культура в мировом культурном пространстве: по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Москва, 12-13 декабря 2022 года / Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет). Том 2. Москва: ООО «ВАШ ФОРМАТ», 2023. С. 315-322.

Сломка М.М. Концептуальные основы дисциплины «сексуальная педагогика» в высшей школе: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Калининград, 2000. 22 с.

A De Moya, K Chang, S Chawla, S Ly, A Natarajan, T Rowen. Development of Sex Education and Violence Prevention Curriculum for Adolescents // The Journal of Sexual Medicine. 2023. Vol. 20, Issue Supplement 2. https://doi.org/10.1093/jsxmed/qdad061.062

Döring N. Social Media and Sex Education. In: The Palgrave Encyclopedia of Sexuality Education. Palgrave Macmillan, Cham. 2024. https://doi.org/10.1007/978-3-030-95352-2_131-1

Garzon-Orjuela N., Samaca-Samaca D., Moreno-Chaparro J., Ballesteros-Cabrera M. D. P., Eslava-Schmalbach J. Effectiveness of Teenage Sex Education Interventions: A Review // Comprehensive Child & Adolescent Nursing. 2020. Vol. 44(1). P. 15-48.

Helmer J., Senior K., Davison B., Vodic A. Improving Youth Sexual Health: Creating Sexual Education // Sex Education. 2015. Vol. 15. P. 158-171.

Magnusson B.M., Crandall A., Evans K. Early sexual debut and risky sex in young adults: the role of low self-control // BMC Public Health. 2019. Vol. 19, 1483. https://doi.org/10.1186/s12889-019-7734-9

Иванова Н.Ю. Психологические аспекты понятия «сексуальность» // Вестник ТГПУ. 2013. № 11 (139). С. 81-86.

Indryani, Utami W. S., Sri Indriani Harianja, Akhmad Fikri Rosyadi, Dewi Rahayu. The Use of SKIDU (Sex Kids Education) Game as an Effort to Introduce Sex Education in Early Childhood // Jurnal Pendidikan Anak Usia Dini Undiksha. 2024. Vol. 11(3). P. 354-361. https://doi.org/10.23887/paud.v11i3.70668

Масимова С.С. Особенности педагогической профилактики девиантного поведения младших подростков // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2021. Т. 20, №3 (49). С. 96-100. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-96-100

Ковалева А.В. Источники формирования сексуальных ценностей и установок современной молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. №11 (103). С. 36-39. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.4

Матанцева Д.А. Роль сексуального образования в формировании норм сексуального поведения // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сборник трудов XV Международной научно-практической конференции, Москва, 05-06 апреля 2022 года / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования НИУ ВШЭ. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. С. 72-79.

Мжельская Т.В., Спесивцева В.А. Проектно-исследовательская деятельность школьников как фактор формирования УУД // Сибирский учитель. 2020. № 6(133). С. 46-53.

Попов Ю.М., Сазонова Н.Н., Шишов В.А., Шарипов Д.Г. Национальный проект «Демография»: системный анализ роли в его реализации спортивной деятельности и особенностей полового развития современной молодежи // Человек. Спорт. Медицина. 2020. №S2. С. 71-76.

Крайнова П.О., Обухов А.С. Практики работы школьных учителей с темами, касающимися сексуального образования // Педагогика и психология образования. 2021. №2. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-2-169-186

Кожемякина Л.В. Проектная и исследовательская деятельность в школе во внеурочной деятельности // Инновационная наука. 2022. №6-2. С. 89-91.

References

Gazieva A.A. Mediators of culture: on the gender specificity of women's status roles on the Caucasian frontier. Woman in Russian society, 2021, no. 4, pp. 121-135. https://doi.org/10.21064/WinRS.2021.4.9

Ozerina A.A., Rodionov G.A. Scientific review of modern psychological and pedagogical research on the problem of sexual education. Human Psychology in Education, 2020, no. 3. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-288-293

Salomatova O. С. Formation of communicative competence of schoolchildren in the course of project-research activity. Elementary school, 2007, no. 7, pp. 40-43.

Sedykh T.A., Amirova L.A., Fazlutdinova A.I., Galikeeva G.F., Galimova E.M., Sukhanova N.V., Sattarov V.N. Effectiveness of formation of natural-scientific literacy of schoolchildren in the study of genetic sections of biology in the flexible model of blended learning. Science for Education Today, 2023, vol. 13, no. 2, pp. 25-56. http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.02

Seminskaya E.S. Popularization of Russian sexual culture through digital communications. Russian language and Russian culture in the world cultural space: on the materials of the All-Russian scientific and practical conference (with international participation), Moscow, December 12-13, 2022 / K.G. Razumovsky Moscow State University of Technology and Management. Vol. 2. Moscow: Vash Format Publ., 2023, pp. 315-322.

Slomka M.M. Conceptual foundations of the discipline “sexual pedagogy” in higher school: specialty 13.00.01 “General pedagogy, history of pedagogy and education”: abstract of the dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Kaliningrad, 2000, 22 p.

A De Moya, K Chang, S Chawla, S Ly, A Natarajan, T Rowen. Development of Sex Education and Violence Prevention Curriculum for Adolescents. The Journal of Sexual Medicine, 2023, vol. 20, issue supplement 2. https://doi.org/10.1093/jsxmed/qdad061.062

Döring N. Social Media and Sex Education. In: The Palgrave Encyclopedia of Sexuality Education. Palgrave Macmillan, Cham. 2024. https://doi.org/10.1007/978-3-030-95352-2_131-1

Garzon-Orjuela N., Samaca-Samaca D., Moreno-Chaparro J., Ballesteros-Cabrera M. D. P., Eslava-Schmalbach J. Effectiveness of Teenage Sex Education Interventions: A Review. Comprehensive Child & Adolescent Nursing, 2020, vol. 44(1), pp. 15-48.

Helmer J., Senior K., Davison B., Vodic A. Improving Youth Sexual Health: Creating Sexual Education. Sex Education, 2015, vol. 15, pp. 158-171.

Magnusson B.M., Crandall A., Evans K. Early sexual debut and risky sex in young adults: the role of low self-control. BMC Public Health, 2019, vol. 19, 1483. https://doi.org/10.1186/s12889-019-7734-9

Ivanova N.Y. Psychological aspects of the concept of “sexuality”. Vestnik TSPU, 2013, no. 11 (139), pp. 81-86.

Indryani, Utami W. S., Sri Indriani Harianja, Akhmad Fikri Rosyadi, Dewi Rahayu. The Use of SKIDU (Sex Kids Education) Game as an Effort to Introduce Sex Education in Early Childhood. Jurnal Pendidikan Anak Usia Dini Undiksha, 2024, vol. 11(3), pp. 354-361. https://doi.org/10.23887/paud.v11i3.70668

Masimova S.S. Features of pedagogical prevention of deviant behavior of younger teenagers. Psychological and Pedagogical Journal Gaudeamus, 2021, vol. 20, no. 3 (49), pp. 96-100. https://doi.org/10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-96-100

Kovaleva A.V. Sources of formation of sexual values and attitudes of modern youth. Society: sociology, psychology, pedagogy, 2022, no. 11 (103), pp. 36-39. https://doi.org/10.24158/spp.2022.11.4

Matantseva D.A. The role of sexual education in the formation of norms of sexual behavior. Teenager in the megapolis: a new reality: Proceedings of the XV International Scientific and Practical Conference, Moscow, April 05-06, 2022. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2022, pp. 72-79.

Mzhelskaya T.V., Spesivtseva V.A. Project-research activity of schoolchildren as a factor of UUD formation. Siberian teacher, 2020, no. 6(133), pp. 46-53.

Popov Y.M., Sazonova N.N., Shishov V.A., Sharipov D.G. National project “Demography”: a system analysis of the role in its implementation of sports activities and features of sexual development of modern youth. Man. Sport. Medicine, 2020, no. S2, pp. 71-76.

Kraynova P.O., Obukhov A.S. Practices of school teachers' work with topics related to sexual education. Pedagogy and Psychology of Education, 2021, no. 2. https://doi.org/10.31862/2500-297X-2021-2-169-186

Kozhemyakina L.V. Project and research activities at school in extracurricular activities. Innovatsionnaya nauka, 2022, no. 6-2, pp. 89-91.


Просмотров аннотации: 104
Загрузок PDF: 11
Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Antonova, Y., & Arkhipova, N. (2024). ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СЕКСУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПОДРОСТКОВ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4), 279-299. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-549
Раздел
Педагогические исследования