АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К СИСТЕМНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: педагогика, анализ, юмор, юмористический подход, педагогический эксперимент, констатирующий эксперимент, педагогическое общение

Аннотация

Обоснование. Педагогические инновации, направленные на формирование конкурентоспособной национальной образовательной системы, требуют проведения первичного анализа сложившихся условий «на местах» для дальнейшей успешной практической реализации. Отечественная система общеобразовательной школы не является гибкой и приспосабливаемой под современные вызовы и требования, что вынуждает педагогов-практиков адаптировать любые авторские концепции и разработки под существующие реалии и существенно влияет на успешность повсеместного применения.

Цель. Определить степень готовности педагогического коллектива и учащихся среднеобразовательной школы к внедрению юмористических средств и приемов в образовательный процесс.

Методы. Основным использованным методом является анализ полученных эмпирических данных в ходе диагностического этапа опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Гимназия №123» г. Барнаула. Обработка и систематизация выявленной в ходе анкетирования и конкретизирующих бесед информации позволила провести аналитику сложившихся условий для применения юмора в среднем и старшем звене общеобразовательной организации.

Результаты. Приведены и интерпретированы результаты диагностики сформированной готовности педагогического и ученического состава в области применения юмористического подхода. Определено положительное отношение учащихся школы к применению юмора в рамках педагогического общения. Выявлена недостаточная осведомленность педагогов о сущности юмористического подхода и возможностях его применения. Продемонстрирована готовность осваивать новые педагогические средства и приемы для сокращения дистанции в отношениях «учитель-ученик».

Область применения результатов. Могут быть использованы для обновления образовательной системы, внедрения новых подходов к обучению, основанных на активном использовании педагогического общения.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Vladislav A. Dokuchaev, Алтайский государственный университет

аспирант Института гуманитарных наук

Литература

Список литературы

Докучаев В.А. Использование сатирического иллюстративного контента в образовательных целях на уроках истории // Образование и воспитание: актуальные вопросы и современные аспекты: Материалы XX открытой педагогической научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во «ГРАФИКС», 2021. С. 207-212.

Докучаев В.А. Отношение к юмору как к педагогическому средству в эпоху Возрождения и Новое время // Труды молодых ученых Алтайского государственного университет: материалы IX региональной молодежной конференции «Мой выбор – НАУКА!», XLIX научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов. Вып. 19. Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2022. С. 198-201.

Докучаев В.А. Перспективные приемы реализации юмористического подхода в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла // Язык. Культура. Образование. Проблемы современной коммуникации. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2023. Вып. 8. С. 58-68.

Докучаев В.А. Перспективы использования юмористического подхода в современной школе // Наука и социум: материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 25 ноября 2021 г.). Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2021. С. 16-19. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_16

Докучаев В.А., Деренчук О.В. Предпосылки формирования юмористического подхода в отечественной педагогике XX века // Russian Journal of Education and Psychology. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2024. Т. 14, № 6. С. 7-29. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-7-29

Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Культура и мир детства. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1988. С. 322-361.

Мусийчук М.В. Юмор в психотерапии и консультировании: проблемы и решения в современных парадигмах // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2017. T. 9, № 3 (44). C. 14, 16.

Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта // Научный результат. Педагогика и психология образования. Белгород: Изд-во БГНИУ, 2016. Т. 2. № 3. С. 56-61.

Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. М.: НМЦ СПО, 1999. 538 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во Рад. шк., 1988. 272 с.

References

Dokuchaev V.A. Ispol'zovanie satiricheskogo illyustrativnogo kontenta v obrazovatel'nykh tselyakh na urokakh istorii [The use of satirical illustrative content for educational purposes in history lessons]. Obrazovanie i vospitanie: aktual'nye voprosy i sovremennye aspekty: Materialy XX otkrytoy pedagogicheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Education and upbringing: topical issues and modern aspects: Materials of the XX open pedagogical scientific and practical conference]. Barnaul, «GRAFIKS» Publ., 2021, pp. 207-212.

Dokuchaev V.A. Otnoshenie k yumoru kak k pedagogicheskomu sredstvu v epokhu Vozrozhdeniya i Novoe vremya [Attitude to humor as a pedagogical tool in the Renaissance and Modern times]. Trudy molodykh uchenykh Altayskogo gosudarstvennogo universitet: materialy IX regional'noy molodezhnoy konferentsii «Moy vybor – NAUKA!», XLIX nauchnoy konferentsii studentov, magistrantov, aspirantov i uchashchikhsya litseynykh klassov [The works of young scientists of Altai State University: materials of the IX regional youth conference "My choice is SCIENCE!", the XLIX scientific conference of students, undergraduates, postgraduates and students of lyceum classes]. Barnaul, ASU Publ., 2022, vol. 19, pp. 198-201.

Dokuchaev V.A. Perspektivnye priemy realizatsii yumoristicheskogo podkhoda v protsesse prepodavaniya distsiplin gumanitarnogo tsikla [Promising methods of implementing a humorous approach in the process of teaching disciplines of the humanities cycle]. Yazyk. Kul'tura. Obrazovanie. Problemy sovremennoy kommunikatsii [Language. Culture. Education. Problems of modern communication]. Barnaul: ASU Publ., 2023, vol. 8, pp. 58-68.

Dokuchaev V.A. Perspektivy ispol'zovaniya yumoristicheskogo podkhoda v sovremennoy shkole [Prospects for using a humorous approach in a modern school] Nauka i sotsium: materialy XVIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Science and society: materials of the XVIII All–Russian Scientific and practical conference with international participation]. Novosibirsk: ANO DPO «SIPPPISR» Publ., 2021, pp. 16-19. https://doi.org/10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_16.

Dokuchaev V.A., Derenchuk O.V. Predposylki formirovaniya yumoristicheskogo podkhoda v otechestvennoy pedagogike XX veka [Preconditions for the formation of a humorous approach in Russian pedagogy of the XX century]. Russian Journal of Education and Psychology [Russian Journal of Education and Psychology]. Krasnoyarsk: Science and Innovation Center Publ., 2024, vol. 14, no. 6, pp. 7-29. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2023-14-6-7-29

Mid M. Kul'tura i preemstvennost'. Issledovanie konflikta mezhdu pokoleniyami [Culture and continuity. The study of the conflict between generations]. Kul'tura i mir detstva [Culture and the world of childhood]. Moscow: Nauka Publ.; Glavnaya redaktsiya vostochnoy literatury, 1988, pp. 322-361.

Musiychuk M.V. Yumor v psikhoterapii i konsul'tirovanii: problemy i resheniya v sovremennykh paradigmakh [Humor in psychotherapy and counseling: problems and solutions in modern paradigms]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektron. nauch. Zhurn [Medical psychology in Russia: electron. scientific journal]. 2017, vol. 9, no. 3 (44), pp. 14, 16.

Musiychuk M.V., Roberto Valdes Puentes, Musiychuk S.V. Yumoristicheskie zadachi kak sredstvo razvitiya emotsional'nogo intellekta [Humorous tasks as a means of developing emotional intelligence]. Nauchnyy rezul'tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya [Scientific result. Pedagogy and psychology of education]. Belgorod: BGNIU, 2016, vol. 2, no. 3, pp. 56-61.

Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Vocational education. Dictionary. Key concepts, terms, relevant vocabulary]. Moscow: NMC SPO Publ., 1999, 538 p.

Sukhomlinskiy V.A. Serdtse otdayu detyam [I give my heart to children]. Kiev: Rad. shk. Publ., 1988, 272 p.

Опубликован
2024-08-30
Как цитировать
Dokuchaev, V. (2024). АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К СИСТЕМНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА. Russian Journal of Education and Psychology, 15(4). https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-4-548
Раздел
Педагогические исследования