ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНГВОТЕАТРАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
Обоснование. Профессиональная подготовка педагога традиционно включает элементы театральной педагогики как условия овладения профессиональным педагогическим мастерством, особую роль она призвана играть при подготовке будущего учителя иностранного языка. Способность к языковому самообразованию развивается в условиях дефицита аутентичной лингвокультурной среды, который лишь отчасти может быть компенсирован визуализацией учебного материала и использованием компьютерных технологий. Авторы раскрывают дидактический потенциал лингвотеатральных технологий, позволяющих имитировать лингвокультурные маркеры и типажи страны изучаемого языка и тем самым способствовать становлению мультикультурной языковой личности студента педагогического вуза.
Цель: анализ специфики применения приемов театрализации, драматизации и инсценизации на занятиях по иностранному языку в условиях педагогического вуза.
Материалы и методы. Главный метод исследования – компаративный (сравнительно-сопоставительный) анализ источников, представляющих полипарадигмальное описание внедрения лингвотеатральных элементов в процесс обучения иностранному языку. Количественные и качественные показатели выявлены через использование вербально-коммуникативных методов (анкетирование, устное речевое общение).
Результаты. Верифицируемость результатов исследования подтверждена внедрением в практику разработанного авторами комплекса коммуникативно-театральных заданий, обеспечивших реализацию лингвотеатрального подхода к обучению студентов факультета иностранных языков КГПУ им. В.П. Астафьева (г. Красноярск). Наибольшим дидактическим потенциалом обладает прием театрализации (сценическое или ролевое воплощение особенностей иноязычного дискурса); прием драматизации (ситуативная персонификация персонажей) может быть задействован в меньшей степени, что объясняется необходимостью наличия фоновых знаний аутентичной коммуникативной ситуации; сложностью воплощения и повышенной трудозатратностью как со стороны педагога, так и со стороны студентов, отличается инсценизация (сценическая постановка с применением театрального реквизита), вызывающая тем не менее повышенный интерес и способствующая более прочному формированию языковых и речевых умений и навыков.
Скачивания
Литература
Список литературы
Азарова И.В., Якушев М.В. Использование элементов театрализации в процессе формирования познавательной активности обучающихся в контексте полипарадигмального подхода в обучении иностранным языкам // Ученые записки Орловского гос. ун-та. 2020. № 3(88). С. 117-120. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/3_88.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
Вартанова В.В. Формирование профессиональной компетентности студентов-будущих учителей в контексте театральной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2007. 196 с.
Гаврилова С.Г., Коробова С.Н., Несветаева Е.А. Обучение английскому языку средствами театрализованной деятельности // Вестник Майкопского гос. технолог. ун-та. 2021. № 2. С. 55-61. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-55-61
Кашина Е.Г. Коммуникативно-театральный метод обучения иностранному языку: развитие множественных типов интеллекта у студентов: Монография. Самара: Самарский ун-т, 2012. 144 с.
Майер И.А., Селезнева И.П., Майер А.С. Развитие креативной компетентности будущего учителя иностранного языка: лингвотеатральный подход // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та. 2023. № 2(64). С. 37-47. URL: https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/492 (дата обращения: 25.05.2024).
Никитина А.Б. Театральная педагогика в образовании в России и за рубежом // Школьные технологии. 2019. № 5. С. 47-51. URL: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2019-5/teatralnaya-pedagogika-v-obrazovanii-v-rossii-i-za-rubejom (дата обращения: 25.05.2024).
Осиянова О.М., Кононова М.С. Театральная технология в образовательном процессе высшей школы: лингводидактический аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 4(222). С. 25-32. https://doi.org/10.25198/1814-6457-222-25
Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Лингвистический театр как эффективный метод обучения студентов вузов фонетике иностранного языка // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1(115). С. 97-102. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.089
Степанова К.В. Внедрение элементов театрализации в процесс обучения английскому языку // Вестник науки. 2023. Т. 3. № 11(68). С. 632-636. URL: https://www.xn----8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/article/10956 (дата обращения: 25.05.2024).
Chukueggu O.C. The use of drama and dramatic activities in English language teaching // The Crab: Journal of Theatre and Media Arts, 2012, no. 7, pp. 151-159. URL: http://crab.uniport.edu.ng/images/crabjournal_download/The%20Use%20of%20Drama%20and%20Dramatic%20Activities%20in%20English%20Language%20Teaching.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
Heppinar G. Rollenspiele im universitären DaF-Unterricht – Eine gesprächsanalytische Vorgehensweise // Deutsch als Fremdsprache. Zeitschrift zur Theorie und Praxis des Faches Deutsch als Fremdsprache, 2023, no. 4. https://doi.org/10.37307/j.2198-2430.2023.04
Middleton G., Dell Erba M. How theatre education transforms students’ lives // ERIC: Education Resources Information Center, 2022. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED620366.pdf (дата обращения: 25.05.2024).
Oelschläger B. Bühne frei für Deutsch! Das Theaterhandbuch für Deutsch als Fremdsprache. Weinheim: Deutscher Theaterverlag, 2017, 190 S.
Retelj A. Ansichten Angehender DAF-Lehrender zur Dramapädagogik im Fremdsprachenunterricht // Journal for Foreign Languages, 2020, vol. 12(1), S. 189-205. https://doi.org/10.4312/vestnik.12.189-205
Solis R.P. Creative and Innovative Experience in Vocational Education & Training // Journal of Education & Social Policy, 2018, vol. 5(3). https://doi.org/10.30845/jesp.v5n3p4
References
Asarova I.V., Yakushev M.V. Using elements of theatricality in the process of formation of students’ cognitive activity in the context of a polyparadigmatic approach to teaching of foreign languages. Uchenyye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of Orel State University], 2020, no. 3(88), pp. 117-120. URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/3_88.pdf (accessed May 25, 2024).
Vartanova V.V. Formation of professional competence of students as future teachers in the context of theatrical activities. Izhevsk, 2007, 196 p.
Gavrilova S.G., Korobova S.N., Nesvetaeva E.A. Teaching English by means of theatricalised activities. Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta [Bulletin of Maikop State Technological University], 2021, no. 2, pp. 55-61. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-2-55-61
Kashina E.G. Communicative and theatrical method of teaching a foreign language: development of multiple types of intelligence in students. Samara: SU Publ., 2003, 296 p.
Mayer I.A., Selezneva I.P., Mayer A.S. Development of creative competence of a future foreign language teacher: linguo-theatrical approach. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of KSPU named after V.P. Astafyev], 2023, no. 2(64), pp. 37-47. URL: https://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/492 (accessed May 25, 2024).
Nikitina A.B. Theatre pedagogy in education in Russia and abroad. Shkol′nyye tekhnologii [School Technology], 2019, no. 5, pp. 47-51. URL: https://narodnoe.org/journals/shkolnie-tehnologii/2019-5/teatralnaya-pedagogika-v-obrazovanii-v-rossii-i-za-rubejom (accessed 25.05.2024).
Osyanova O.M., Kononova M.S. Theatricalization technology in the educational process of higher school: didactic aspect. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Orenburg State University], 2019, no. 4 (222), pp. 25-32. https://doi.org/10.25198/1814-6457-222-25
Poddubnaya Ya.N., Kotov R.S., Slukina A.A. Linguistic theater as an effective method of teaching phonetics of a foreign language for university students. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel′skiy zhurnal [International Research Journal], 2022, no. 1(115), pp. 97-102. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.089
Stepanova K.V. Introduction of theatrical elements into the process of teaching English. Vestnik nauki [Science Bulletin], 2023, vol. 3, no. 11(68), pp. 632-636. https://www.xn----8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/article/10956
Chukueggu O.C. The use of drama and dramatic activities in english language teaching. The Crab: Journal of Theatre and Media Arts, 2012, no. 7, pp. 151-159. URL: http://crab.uniport.edu.ng/images/crabjournal_download/The%20Use%20of%20Drama%20and%20Dramatic%20Activities%20in%20English%20Language%20Teaching.pdf (accessed May 25, 2024).
Heppinar G. Rollenspiele im universitären DaF-Unterricht – Eine gesprächsanalytische Vorgehensweise. Deutsch als Fremdsprache. Zeitschrift zur Theorie und Praxis des Faches Deutsch als Fremdsprache, 2023, no. 4. https://doi.org/10.37307/j.2198-2430.2023.04
Middleton G., Dell Erba M. How theatre education transforms students’ lives. ERIC: Education Resources Information Center, 2022. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED620366.pdf (accessed May 25, 2024).
Oelschläger B. Bühne frei für Deutsch! Das Theaterhandbuch für Deutsch als Fremdsprache. Weinheim: Deutscher Theaterverlag, 2017, 190 S.
Retelj A. Ansichten Angehender DAF-Lehrender zur Dramapädagogik im Fremdsprachenunterricht. Journal for Foreign Languages, 2020, vol. 12 (1), S. 189-205. https://doi.org/10.4312/vestnik.12.189-205
Solis R.P. Creative and Innovative Experience in Vocational Education & Training. Journal of Education & Social Policy, 2018, vol. 5(3). https://doi.org/10.30845/jesp.v5n3p4
Copyright (c) 2024 Inna A. Maier, Irina P. Selezneva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.