ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПСИХОЛОГА С ФАКТОРАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
Актуальность. Представлено исследование профессиональной жизнестойкости психологов как представителей помогающей профессии, обладающей психологическими рисками для специалистов. Цель работы - проведение комплексного анализа профессиональной жизнестойкости психолога во взаимосвязи с психологическими факторами психологической безопасности.
Методы исследования. В исследовании применялась шкала субъективного благополучия, методика оценки профессиональной жизнестойкости, опросник совладания со стрессом, оценки удовлетворенности потребности в безопасности, профессионального выгорания. В целевую выборку исследования вошли 54 практикующих психологов женского пола в возрасте от 27 до 65 лет.
Результаты исследования конкретизируют профессиональную жизнестойкость психолога в качестве предиктора его психологического благополучия и одновременно в качестве протектора профессионального выгорания за счет продуктивных копингов, вносящих вклад в психологическую безопасность. Высокий уровень профессиональной жизнестойкости психологов может помочь им предотвратить или снизить риск профессионального выгорания, обеспечивая сохранение энергии, мотивации и удовлетворенности в работе, и, как следствие, психологическое благополучие в связи с профессиональной деятельностью.
Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00678, https://rscf.ru/project/22-18-00678/, ИвГУ.
Скачивания
Литература
Список литературы
Булгаков А.В. Cемантический анализ как экспресс-метод оценки представлений риска в профессиональной деятельности. Вестник Московского областного государственного университета. 2019. №4. С. 88-103.
Быкова М.С. Особенности профессионального выгорания психологов-консультантов с различными особенностями личности и разным стажем // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушки-на. 2022. № 4. С. 193-208.
Дмитриенко Е.В. Социально-профессиональная идентичность психолога-консультанта на разных этапах профессионализации: дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2010. 224 с.
Зябрева В.С., Глухова В.А. Психологическая безопасность профессиональной деятельности: эмоциональное выгорание // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3(90). С. 117-122.
Иванова А.Д. Жизнестойкость и жизненная позиция у студентов-психологов: теоретический анализ // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2351-2356.
Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическая безопасность: психодиагностика: учебное пособие. Красноярск: ООО "Научно-инновационный центр", 2024. 270 с.
Кольчугина Н.И., Пузырева Н.А. Психологическая безопасность педагога-психолога: опыт фокус-группового исследования // Научный поиск: личность, образование, культура. 2023. № 1(47). С. 42-51. https://doi.org/10.54348/SciS.2023.1.6
Коноплев С.А., Шмелева Е.А., Кольчугина Н.И. Наставничество в обеспечении профессиональной жизнестойкости молодых педагогов // Научный поиск: личность, образование, культура. 2022. № 4(46). С. 34-41. https://doi.org/10.54348/SciS.2022.4.7
Куфтяк Е.В., Косицина В.И. Оценка копинг-стратегий: адаптация экспресс-опросника COPE // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: Материалы Международной юбилейной научной конференции (Москва, 16-18 ноября 2022 г.). М.: Институт психологии РАН, 2022. С. 348-349.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. Пер. с англ. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
Мэй Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997. Т. 5. № 2. С. 90-95.
Нго Дык Тай, Во Тхи Лоан. Риски в деятельности судебного психолога при оказании психологической помощи детям с проблемами психического здоровья (взгляд криминалиста) // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. №2. С. 151-157.
Погорова Р.И., Шаймарданова Е.В., Доценко Е.Л. Личностная зрелость как условие профессиональной жизнестойкости психолога // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 11. С. 10.
Поджио В.А., Зверева М.В. Риски профессионального выгорания у практикующих специалистов-психологов // Медицинская психология в России. 2020. №3. С. 2.
Рябко Т.В. Гендерные различия мотивационной сферы, жизнестойкости и эмоционального интеллекта у сотрудников полиции - психологов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 85-88.
Рогачева Т.В. Психологическая безопасность консультирующего психолога/психотерапевта // Медицинская психология в России. 2020. T. 12. №1. С. 3. https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-1-3
Умрихина М.А. Грибцова В.А., Бутова Л.А. Личностная зрелость как условие профессиональной жизнестойкости психолога // Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Липецк, 06 октября 2021 г.). Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. С. 142-147.
Фромм Э. Иметь или быть. Пер. с англ. М.: АСТ, 2000. 448 с.
Шаповалова А.А., Невструева Т.Х. Взаимосвязь личностной зрелости и жизнестойкости в контексте профессионализации студента - будущего психолога // Ученые заметки ТОГУ. 2021. Т. 12, № 1. С. 167-173.
Юдина Е.В. Исследование жизнестойкости у студентов-психологов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 105-109.
Яцкова А.В., Яворская М. В. Связь жизнестойкости и способов совладания со стрессом (копинг-стратегии) у студентов специальности Клиническая психология ТГМУ // Столица науки. 2020. № 6(23). С. 498-508.
Crosson J.B. Moderating Effect of Psychological Hardiness on the Relationship Between Occupational Stress and Self-Efficacy Among Georgia School Psychologists. Doctoral dissertation. 2015, Walden University.
Moreno-Jiménez B., Rodríguez-Muñoz A., Hernández E. G., Blanco L. M. Development and validation of the Occupational Hardiness Questionnaire // Psicothema, 2014; 26(2): 207-214. https://doi.org/10.7334/psicothema2013.49
Referenсes
Bulgakov A.V. Cemanticheskij analiz kak ekspress-metod ocenki pred-stavlenij riska v professional'noj deyatel'nosti [Semantic analysis as an express-method of evaluation of risk representations in professional activity]. Vestnik Moskovskogo oblastnogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 4, pp. 88-103.
Bykova M.S. Osobennosti professional'nogo vygoraniya psihologov-konsul'tantov s razlichnymi osobennostyami lichnosti i raznym stazhem [Features of professional burnout of psychologist-counsellors with different features of per-sonality and different length of service]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina, 2022, no. 4, pp. 193-208.
Dmitrienko E.V. Social'no-professional'naya identichnost' psihologa-konsul'tanta na raznyh etapah professionalizacii [Socio-professional identity of the psychologist-consultant at different stages of professionalisation]. YAroslavl', 2010, 224 p.
Zyabreva V.S., Glukhova V.A. Psihologicheskaya bezopasnost' profes-sional'noj deyatel'nosti: emocional'noe vygoranie [Psychological safety of pro-professional activity: emotional burnout]. Vestnik Prikamskogo social'nogo insti-tuta, 2021, no. 3(90), pp. 117-122.
Ivanova A.D. ZHiznestojkost' i zhiznennaya poziciya u studentov-psihologov: teoreticheskij analiz [Viability and life position in psychology students: theoretical analysis]. Innovacii. Nauka. Obrazovanie, 2021, no. 36, pp. 2351-2356.
Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. Psihologicheskaya bezopasnost': psihodiagnostika: uchebnoe posobie [Psychological safety: psycho-diagnostics: textbook], Krasnoyarsk: OOO "Nauchno-innovacionnyj centr", 2024, 270p.
Kolchugina N. I., Puzyreva N. A. Psihologicheskaya bezopasnost' pedagoga-psihologa: opyt fokus-gruppovogo issledovaniya [Psychological safety of a teacher-psychologist: experience of focus-group research]. Nauchnyj poisk: lichnost', obrazovanie, kul'tura, 2023, no. 1(47), pp. 42-51. https://doi.org/10.54348/SciS.2023.1.6
Konoplev S. A., Shmeleva E. A., Kolchugina N. I. Nastavnichestvo v obespechenii professional'noj zhiznestojkosti molodyh pedagogov [Mentoring in ensuring professional resilience of young teachers]. Nauchnyj poisk: lichnost', obrazovanie, kul'tura, 2022, no. 4(46), pp. 34-41. https://doi.org/10.54348/SciS.2022.4.7
Kuftyak E. V., Kositsina V. I. Ocenka koping-strategij: adaptaciya eks-press-oprosnika COPE [Evaluation of coping strategies: adaptation of the express questionnaire COPE: Materialy Mezhdunarodnoj yubilejnoj nauchnoj konferencii]. Istoriya, sovremennost' i perspektivy razvitiya psihologii v sisteme Rossijskoj akademii nauk [History, Modernity and Prospects of Development of Psychology in the System of the Russian Academy of Sciences: Materials of the International Anniversary Scientific Conference]. M.: Institut psihologii RAN, 2022, pp. 348-349.
Leontiev D. A., Rasskazova E. I. Test zhiznestojkosti [Test of viability]. M.: Smysl, 2006, 63 p.
Maslow A. Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. SPb.: Piter, 2008, 352 p.
May R. Ranenyj celitel' [Wounded Healer]. Moskovskij psihoterapevti-cheskij zhurnal, 1997, vol. 5, no. 2, pp. 90-95.
Ngo Duc Thai, Vo Thi Loan. Riski v deyatel'nosti sudebnogo psihologa pri okazanii psihologicheskoj pomoshchi detyam s problemami psihicheskogo zdorov'ya (vzglyad kriminalista) [Risks in the activity of a forensic psychologist in providing psychological assistance to children with mental health problems (criminalist's view)]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki, 2022, no. 2, pp. 151-157.
Pogorova R.I., Shaymardanova E.V., Dotsenko E.L. Lichnostnaya zrelost' kak uslovie professional'noj zhiznestojkosti psihologa [Personal maturity as a condition of professional resilience of a psychologist]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal), 2013, no. 11, pp. 10.
Poggio V.A.; Zvereva M.V. Riski professional'nogo vygoraniya u praktikuyushchih specialistov-psihologov [Risks of professional burnout in practising psychologists]. Medicinskaya psihologiya v Rossii, 2020, no. 3, pp. 2.
Ryabko T.V. Gendernye razlichiya motivacionnoj sfery, zhiznestojkosti i emocional'nogo intellekta u sotrudnikov policii - psihologov [Gender differences of motivational sphere, resilience and emotional intelligence in police officers - psychologists]. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 2017, no. 8, pp. 85-88.
Rogacheva T.V. Psihologicheskaya bezopasnost' konsul'tiruyushchego psihologa/psihoterapevta [Psychological safety of a counselling psychologist/psychotherapist]. Medicinskaya psihologiya v Rossii, 2020, vol. 12, no. 1, pp. 3. https://doi.org/10.24412/2219-8245-2020-1-3
Umrikhina M.A. Gribtsova V.A., Butova L.A. Lichnostnaya zrelost' kak uslovie professional'noj zhiznestojkosti psihologa [Personal maturity as a condition of professional resilience of a psychologist]. Psihosocial'nye tekhnologii preduprezhdeniya i preodoleniya professional'nogo stressa v sovremennom social'nom prostranstve: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychosocial technologies for preventing and overcoming professional stress in the modern social space: proceedings of the All-Russian scientific and practical conference], Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tyan-SHanskogo, 2021, pp. 142-147.
Fromm E. Imet' ili byt' [To have or to be]. M.: AST, 2000, 448p.
Shapovalova A.A., Nevstrueva T.H. Vzaimosvyaz' lichnostnoj zrelosti i zhiznestojkosti v kontekste professionalizacii studenta - budushchego psihologa [Interrelation of personal maturity and resilience in the context of professionalisa-tion of a student - future psychologist]. Uchenye zametki TOGU, 2021, vol. 12, no. 1, pp. 167-173.
Yudina E.V. Issledovanie zhiznestojkosti u studentov-psihologov [Study of resilience in psychology students]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. SHolohova. Pedagogika i psihologiya, 2011, no. 3, pp. 105-109.
Yatskova A.V., Yavorskaya M.V. Svyaz' zhiznestojkosti i sposobov sovladaniya so stressom (koping-strategii) u studentov special'nosti Klinicheskaya psihologiya TGMU [The relationship between resilience and ways of coping with stress (coping strategies) in students of the speciality Clinical Psychology TSMU]. Stolica nauki, 2020, no. 6 (23), pp. 498-508.
Crosson J.B. Moderating Effect of Psychological Hardiness on the Relationship Between Occupational Stress and Self-Efficacy Among Georgia School Psychologists. Doctoral dissertation. 2015, Walden University.
Moreno-Jiménez B., Rodríguez-Muñoz A., Hernández E. G., Blanco L. M. Development and validation of the Occupational Hardiness Questionnaire, Psicothema, 2014, vol. 26(2), pp. 207-214. https://doi.org/10.7334/psicothema2013.49
Просмотров аннотации: 146 Загрузок PDF: 77
Copyright (c) 2024 Pavel A. Kislyakov, Elena A. Shmeleva, Olga A. Silaeva, Isaac-Leib S. Meyerson
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.