ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

  • Nailya K. Nurikhanova Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы https://orcid.org/0000-0003-0865-7982
  • Lyaysan F. Sultanova Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы https://orcid.org/0000-0001-5936-4691
  • Insaf M. Iskandarov Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Ключевые слова: ресоциализация, адаптация, осужденные, исламские священнослужители, религиозные убеждение, духовно-нравственное воспитание, исламское просвещение

Аннотация

В свете современного подхода по работе с осужденными выделяют основные виды деятельности исламских священнослужителей с лицами отбывающих наказание, направленных на формирование религиозного мировоззрения, духовно-нравственного воспитания, а также на их интеграцию в систему общественных отношений и включение в социум. Воспитательное значение религии и основные подходы совершенствования организационных основ деятельности пенитенциарных учреждений при ведущей роли исламских священнослужителей возрастает. Поэтому в пенитенциарных учреждениях становиться актуальным реализация основных мер социального, нравственного и религиозного характера, направленных на исправление личности осужденных и формирование качеств, обеспечивающих включение его в жизнь общества на социально допустимом уровне. Эффективная ресоциализация предполагает выстраивание единой системы воспитательной работы в исправительных учреждениях и оказания помощи лицам после отбытия наказания по их адаптации в социуме.

Целью статьи является анализ планомерной деятельности исламских священнослужителей республики Башкортостан (РБ) по ресоциализации осужденных, основой которой являются светские законы и религиозные нормы.

Материалы и методы. Источниками исследования стали общенаучные теоретические методы: анализ социологической и психолого-педагогической литературы, материалов и публикаций педагогической и периодической печати, диссертационных работ по тематике исследования, нормативной и учебно-программной документации; эмпирические методы: изучение, анализ и обобщение практического опыта деятельности исламских священнослужителей РБ; библиографические методы: аннотирование, рецензирование, цитирование, тезирование и др.

Результаты. В статье проведен педагогический анализ взглядов на  проблему ресоциализации осужденных; определена роль религии в духовно-нравственном воспитании рассматриваемых в работе лиц, раскрыта деятельность исламских священнослужителей  с лицами находящимися в пенитенциарных учреждениях и после их освобождения; выявлены основные виды  совместной деятельности исправительных учреждений, общественных организаций и религиозных объединений, направленных на организацию эффективной воспитательной системы с осужденными, способствующих позитивной ресоциализации и формированию полноценного члена гражданского общества.

Материалы могут быть применены в работе с людьми, которые находятся в исправительных учреждениях, при оказании им помощи после отбывания наказания (социализация, трудоустройство и др.), для работы с сотрудниками УФСИН.

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в рамках конкурса на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований по приоритетным направлениям отдельными группами (Приказ №123/н от 30.05.2022 г.).

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Nailya K. Nurikhanova, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Lyaysan F. Sultanova, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Insaf M. Iskandarov, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

хазрат, ответственный по работе с ФСИН России от Центрального духовного управления мусульман России, студент факультета психологии

Литература

Список литературы

Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М.: Логос, 2004. 448 с.

Аминов Т.М. Организация педагогического процесса государственных педагогических учебных заведений Башкирии в конце XIX - начале XX века // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2004. № 2. С. 57-75.

Aminov T.M. Islamic pedagogical renaissance: formation and substantiation of the phenomenon // Perspectives of Science and Education. 2022. № 5 (59). Р. 506-517. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.30

Aminov T.M., Nurikhanova N.K., Akhmadulin V.A. Al-Khwarizmi is an outstanding representative of oriental pedagogy // Perspectives of Science and Education. 2023. № 4 (64). Р. 559-573. https://doi.org/10.32744/pse.2023.4.34

Борсученко С.А. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 4. №2. С. 74-79. https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-2-74-79

Галагузова М.А. Проблемы социальной изоляции детей // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 101-116.

Савиных А.И. Организационно-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних осужденных в учреждении исполнения уголовного наказания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2006. 23 с.

Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2011. 30 с.

Козловский С.Н. Ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях // Вестник ННГУ. 2019. №1. С. 122-128. URL: http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=10632 (дата обращения: 07.12.2023).

Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». https://base.garant.ru/406310197/ (дата обращения: 07.12.2023).

References

Antonyan Y.M. Criminology. Selected lectures. Moscow: Logos Publ., 2004, 448 p.

Aminov T.M. Organization of the pedagogical process of state pedagogical educational institutions of Bashkiria in the late XIX - early XX century. Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO, 2004, no. 2, pp. 57-75.

Aminov T.M. Islamic pedagogical renaissance: formation and substantiation of the phenomenon. Perspectives of Science and Education, 2022, no. 5 (59), pp. 506-517. https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.30

Aminov T.M., Nurikhanova N.K., Akhmadulin V.A. Al-Khwarizmi is an outstanding representative of oriental pedagogy. Perspectives of Science and Education, 2023, no. 4 (64), pp. 559-573. https://doi.org/10.32744/pse.2023.4.34

Borsuchenko S.A. Resocialization and social adaptation of convicts to imprisonment: concept, content, legal regulation. Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University], 2018, vol. 4, no. 2, pp. 74-79. https://doi.org/10.18287/2542-047X-2018-4-2-74-79

Galaguzova M.A. Problems of social isolation of children. Voprosy psikhologii, 1996, no. 3, pp. 101-116.

Savinykh A.I. Organizational and pedagogical conditions of resocialization of juvenile convicts in the institution of execution of criminal punishment: Abstract of PhD dissertation. Novokuznetsk, 2006, 23 p.

Sadovnikova M.N. Resocialization of juvenile convicts (on the materials of Eastern Siberia): Abstract of PhD dissertation. Vladivostok, 2011, 30 p.

Kozlovsky S.N. Resocialization of convicts in correctional institutions. Vestnik NNGU, 2019, no. 1, pp. 122-128. URL: http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=10632 (accessed 07.12.2023).

Federal Law of February 6, 2023 N 10-FZ "On Probation in the Russian Federation". https://base.garant.ru/406310197/ (accessed 07.12.2023).


Просмотров аннотации: 74
Загрузок PDF: 53
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Nurikhanova, N., Sultanova, L., & Iskandarov, I. (2024). ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСЛАМСКИХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 162-177. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-533
Раздел
Педагогические исследования