ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ В КНР
Аннотация
Данная статья посвящена изучению психологии взаимоотношений между учителями и обучающимися Китая, поскольку на сегодняшний день недостаточно хорошо исследованы характерные черты коммуникации между китайскими учителями и обучающимися. Цель исследования состояла в рассмотрении своеобразия психологических взаимоотношений «учитель – ученик» в общеобразовательных школах КНР. Под задачами исследования понималось проанализировать влияния китайской философии в становлении образовательных отношений в Китае, рассмотреть место учителя и ученика в образовательном процессе Китая, описать уровень коммуникации между учителями и обучающимися КНР. Основным методом исследования послужил метаанализ исторических, философских и психолого-педагогических трудов.
Результаты исследования. Анализ китайских философских течений и официальных документов КНР о роли учителя и учеников показал социальную значимость роли учителя как наставника, лидера и старшего брата ученика, за счет чего мы можем наблюдать высокий уровень уважения среди обучающихся, что может сопровождаться и некоторой степенью боязливости перед преподавателем. Рассмотрение психолого-педагогических работ иностранных специалистов только подтвердило данные предположения, поскольку физическая дистанция между учителем и учениками, а также устройство классного кабинета выстраивают определенную дистанцию между субъектами образовательной деятельности. В то же время современные китайские педагоги стремятся к снижению уровня напряжения в классе, выстраивая учебную и воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, проявляя к ним высокий уровень внимания и сочувствия.
Скачивания
Литература
Список литературы
Го Мо-жо. Философы древнего Китая [пер. с кит. Б.Г. Мудрова]. М.: Издательство иностранной литературы, 1961. 741 с.
Законы об образовании в Китайской Народной Республике, СПб, 2019. 97 с. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (дата обращения: 02.12.2023).
Кузнецова М.Ф. Особенности восточной философии образования и образовательной политики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 3. С. 199-203.
Лепешев Д.В. Анализ философии и модели воспитания Китая // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 1(52). С. 28-30.
Попов Л.В. История формирования модели высшей школы Китая (первая половина XX в.) // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 3. С. 29-44.
Просеков С.А. Особенности образования и воспитания в КНР // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. Т. 7, № 2(26). С. 72-81.
Bear G., et al. Understanding Teacher-Students Relationships, Student-Student Relationships, and Conduct Problems in China and the United States // International Journal of School & Educational Psychology, 2014, no. 2(4), pp. 247-260. https://doi.org/10.1080/21683603.2014.883342
Kiselev V.A. Study on the Quest of Philosophical Identity: Definition of Philosophy in Chinese Historical-Philosophical Writings at the Beginning of the 20th Century // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2019, vol. 329, pp. 274-277. https://doi.org/10.2991/iccessh-19.2019.63
PISA Scores by Country, 2022. URL: https://www.datapandas.org/ranking/pisa-scores-by-country (дата обращения: 26.11.2023).
Renying Yang. The Spatial Communication Between Chinese Teachers and Students in High-Context Class // Sino-US English Teaching, 2020, vol. 17, no. 3, pp. 106-109. URL: https://www.davidpublisher.com/Public/uploads/Contribute/5ec4dc517f50c.pdf (дата обращения: 14.11.2023).
Simin Wan, et al. The Relationship Between Teacher-Student Relationship and Adolescent Emotional Intelligence: A Chain-Mediated Mediation Model of Openness and Empathy // Psychology Research and Behavior Management, 2023, vol. 16, pp. 1344-1354. https://doi.org/10.2147/PRBM.S399824
World University Rankings. Times Higher Education, London, 2023. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2024/world-ranking (дата обращения: 26.11.2023).
Yuan Xing. A Comparative Study of Teacher-Student Relationships among Different Chinese Generations. Oslo, 2018, 96 p. URL: https://www.duo.uio.no/handle/10852/64830 (дата обращения: 20.11.2023).
Zheng Weizheng. Teacher-Student Interaction in EFL Classroom in China: Communication Accommodation Theory Perspective // English Language Teaching, 2019, vol. 12, no. 12, pp. 99-111. https://doi.org/10.5539/elt.v12n12p99
石猛,刘蕾。我国现代职业教育体系研究:回顾与展望。(Ши Мэн, Лю Лэй Исследование современной системы профессионального образования моей страны: обзор и перспективы) 职教论云杂志,2014, 48-52页. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41446091.pdf (дата обращения: 25.11.2023).
References
Guo Moruo. Filosofy drevnego Kitaya [The philosophers of ancient China]. Moscow: Izdatel'stvo inostrannoj literatury Publ., 1961, 741 p.
Zakony ob obrazovanii v Kitajskoy Narodnoy Respublike [The education laws in the People’s Republic of China], 2019, 97 p. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (accessed December 02, 2023).
Kuznecova M.F. Osobennosti vostochnoy filosofii obrazovaniya i obrazovatel’noy politiki [The сharacteristics of Eastern philosophy of education and education policy]. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva], 2012, no. 3, pp. 199-203.
Lepeshev D.V. Analiz filosofii i modeli vospitaniya Kitaya [The analysis of philosophy and upbringing model of China]. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Surgut State Pedagogical University], 2018, no. 1(52), pp. 28-30.
Popov L.V. Istoriya formirovaniya modeli vysshey shkoly Kitaya (pervaya polovina XX v.) [The history of the formation of Chinese higher education model (The first half of the 20th century)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of Moscow University. Episode 20: Teacher Education], 2016, no. 3, 29-44 pp.
Prosekov S.A. Osobennosti obrazovaniya i vospitaniya v KNR [The characteristics of education and upbringing in the People’s Republic of China]. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities. Bulletin of the Financial University], 2017, vol. 7, no. 2(26), pp. 72-81.
Bear G., et al. Understanding Teacher-Students Relationships, Student-Student Relationships, and Conduct Problems in China and the United States. International Journal of School & Educational Psychology, 2014, no. 2(4), pp. 247-260. https://doi.org/10.1080/21683603.2014.883342
Kiselev V.A. Study on the Quest of Philosophical Identity: Definition of Philosophy in Chinese Historical-Philosophical Writings at the Beginning of the 20th Century. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2019, vol. 329, pp. 274-277. https://doi.org/10.2991/iccessh-19.2019.63
PISA Scores by Country, 2022. URL: https://www.datapandas.org/ranking/pisa-scores-by-country (accessed November 26, 2023).
Renying Yang. The Spatial Communication Between Chinese Teachers and Students in High-Context Class. Sino-US English Teaching, 2020, vol. 17, no. 3, pp. 106-109. https://www.davidpublisher.com/Public/uploads/Contribute/5ec4dc517f50c.pdf (accessed November 14, 2023).
Simin Wan, et al. The Relationship Between Teacher-Student Relationship and Adolescent Emotional Intelligence: A Chain-Mediated Mediation Model of Openness and Empathy. Psychology Research and Behavior Management, 2023, vol. 16, pp. 1344-1354. https://doi.org/10.2147/PRBM.S399824
World University Rankings. Times Higher Education, London, 2023. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2024/world-ranking (accessed November 26, 2023).
Yuan Xing. A Comparative Study of Teacher-Student Relationships among Different Chinese Generations. Oslo, 2018. 96 p. URL: https://www.duo.uio.no/handle/10852/64830 (accessed November 20, 2023).
Zheng Weizheng. Teacher-Student Interaction in EFL Classroom in China: Communication Accommodation Theory Perspective. English Language Teaching, 2019, vol. 12, no. 12, pp. 99-111. https://doi.org/10.5539/elt.v12n12p99
石猛,刘蕾。我国现代职业教育体系研究:回顾与展望。(Shi Meng, Liu Lei. The Research of the Modern Vocational Education of My Country: the Review and the Perspectives) 职教论云杂志,2014。48-52页。URL: https://core.ac.uk/download/pdf/41446091.pdf (accessed November 25, 2023).
Просмотров аннотации: 85 Загрузок PDF: 32
Copyright (c) 2024 Aleksandr A. Piskun
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.