ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА
Аннотация
Обоснование. Статистика показывает, что число людей, страдающих ожирением, стремительно растет. Отношение к собственному весу, а также негативная оценка внешнего вида окружающими, может отрицательно влиять на самооценку, приводить к психологическим и эмоциональным проблемам. Ценности, представляют собой основополагающий компонент личности, включают понятия и убеждения, которые имеют отношение к поведению, превосходят специфические ситуации, управляют выбором или оценкой поведения или событий (Schwartz S. H.). Анализ ценностной сферы поможет выявить социальные, культурные представления и установки, связанные с избыточной массой тела у женщин. Табу и стигма, связанные с лишним весом, могут сильно повлиять на качество жизни женщин, ограничивая их социальные контакты, карьерные возможности и индивидуальное самовыражение (Зеньков А. С.; Польская Н.А., Якубовская Д.К.; Саямов Ю.Н.; Brewis A.; Dressler W. W.).
Целью нашего исследования было определение особенностей ценностной сферы женщин с избыточной массой тела. Выборка состояла из двух групп по 15 человек. В первую вошли женщины имеющие лишний вес, обратившиеся с данной проблемой к психологу, диетологу. Во вторую - женщины с нормативным весом. С помощью следующих методик: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова); «Портретный ценностный опросник» (Ш. Шварц); «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина), выявлены особенности ценностной сферы.
Результаты исследования (без учета данных статистической обработки) показали, что для ценностной сферы женщин с избыточной массой тела характерны более низкий индекс расхождения ценность-доступность; более высокие показатели ценностей стимуляции, межличностной конформности и универсализма (по отношению к другим людям и окружающей среде); выше развита значимость ценности духовного удовлетворения и жизненной сферы увлечений.
Скачивания
Литература
Список литературы
Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. Ценностные ориентации женщин с избыточным весом // Психология. Психофизиология. 2019. Т.12. №4. С. 5-12. https://doi.org/10.14529/jpps190401
Васильева Е. А. Базисные убеждения личности с компульсивным перееданием // Научный альманах. 2016. № 3. C. 203-206. https://doi.org/10.17117/na.2016.03.04.203
Волобуев Я. В. Индивидуальные ценности: виды ценностей как критериев выбора // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 145-152. https://doi.org/10.54398/1818510Х_ 2022_2_145
Горькая Ж. В. Психология ценностей. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 92 с.
Зеньков А. С. Особенности в психологических защитах, базисных убеждениях и копинг-стратегий у женщин с лишним весом, сформировавшимся в результат нарушений пищевого поведения // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 248-254.
Малкина-Пых И.Г. исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения // Сибирский психологический журнал. 2007. № 30. С. 90-94
Польская Н.А., Якубовская Д.К. Идеализация тела в социальных медиа // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 2. С. 128-141. https://doi.org/10.31857/S020595920018771-4
Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005.
Саямов Ю.Н. Социально-этические аспекты ожирения как глобальная проблема // Медицинская этика. 2021. Т. 9. № 2. С. 4-9. https://doi.org/10.24075/medet.2021.011
Фатич А. Ценность идентичностей: личность как экология ценностей // Социум и власть. 2021. № 2 (88). C. 26-35. https://doi.org/ 10.22394/1996-0522-2021-2-26-35.
Brewis A. Body norms and fat stigma in global perspective // Current Anthropology, Chicago. 2011. Vol. 52. № 2. P. 269-276. https://doi.org/10.1086/659309
Dressler W. W. How culture shapes the body: Cultural consonance and body mass in urban Brazil // American Journal of Human Biology, Nova York. 2012. Vol. 24, № 3. P. 325-331. https://doi.org/10.1002/ajhb.22207
Puhl R., Heuer C. The stigma of obesity: a review and update // Obesity, Silver Spring. 2009. Vol. 17. № 5. P. 941-964. https://doi.org/10.1038/oby.2008.636
Schwartz S. H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis // Journal of Research in Personality. 2004. №38. P. 230-255. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00069-2
Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2(1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
References
Abdullin A.G., Tumbasova E.R. Value orientations of overweight women. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2019, vol. 12, no. 4, pp. 5-12. https://doi.org/10.14529/jpps190401
Vasil'eva E. A. Basic beliefs of a person with compulsive overeating. Nauchnyy al'manakh [Scientific almanac], 2016, no. 3, pp. 203-206. https://doi.org/10.17117/na.2016.03.04.203
Volobuev Ya. V. Individual values: types of values as criteria of choice. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura [The Caspian region: politics, economics, culture], 2022, no. 2 (71), pp. 145-152. https://doi.org/10.54398/1818510Kh_ 2022_2_145
Gor'kaya Zh. V. Psychology of values: a textbook. Samara: Samarskiy universitet, 2014, 92 p.
Zen'kov A. S. Features in psychological defenses, basic beliefs and coping strategies in overweight women formed as a result of eating disorders. Chelovecheskiy faktor: Sotsial'nyy psikholog [Human factor: A social psychologist], 2019, no. 1 (37), pp. 248-254.
Malkina-Pykh I.G. Investigation of the influence of individual psychological characteristics on the results of correction of eating behavior and alimentary obesity. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2007, no. 30, pp. 90-94.
Pol'skaya N.A., Yakubovskaya D.K. Idealization of the body in social media. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2022, vol. 43, no. 2, pp. 128-141. https://doi.org/10.31857/S020595920018771-4
Savchikova Yu.L. Psychological characteristics of women with weight problems. SPb., 2005.
Sayamov Yu.N. Socio-ethical aspects of obesity as a global problem. Meditsinskaya etika [Medical ethics], 2021, vol. 9, no. 2, pp. 4-9. https://doi.org/10.24075/medet.2021.011
Fatich A. The value of identities: personality as an ecology of values. Sotsium i vlast' [Society and power], 2021, no. 2 (88), pp. 26-35. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2021-2-26-35
Brewis A. Body norms and fat stigma in global perspective. Current Anthropology, Chicago, 2011, vol. 52, no. 2, pp. 269-276. https://doi.org/10.1086/659309
Dressler W. W. How culture shapes the body: Cultural consonance and body mass in urban Brazil. American Journal of Human Biology, Nova York, 2012, vol. 24, no. 3, pp. 325-331. https://doi.org/10.1002/ajhb.22207
Puhl R., Heuer C. The stigma of obesity: a review and update. Obesity, Silver Spring, 2009, vol. 17, no. 5, pp. 941-964. https://doi.org/10.1038/oby.2008.636
Schwartz S. H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis. Journal of Research in Personality, 2004, no. 38, pp. 230-255. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00069-2
Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture, 2012, vol. 2(1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116
Просмотров аннотации: 66 Загрузок PDF: 16
Copyright (c) 2024 Yulia A. Tokareva, Vera I. Tolmacheva
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.