ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Ключевые слова: повышенный индекс, масса тела, ценностная сфера, соотношение ценности, доступность, базовые ценности, терминальные ценности, жизненная сфера

Аннотация

Обоснование. Статистика показывает, что число людей, страдающих ожирением, стремительно растет. Отношение к собственному весу, а также негативная оценка внешнего вида окружающими, может отрицательно влиять на самооценку, приводить к психологическим и эмоциональным проблемам. Ценности, представляют собой основополагающий компонент личности, включают понятия и убеждения, которые имеют отношение к поведению, превосходят специфические ситуации, управляют выбором или оценкой поведения или событий (Schwartz S. H.). Анализ ценностной сферы поможет выявить социальные, культурные представления и установки, связанные с избыточной массой тела у женщин. Табу и стигма, связанные с лишним весом, могут сильно повлиять на качество жизни женщин, ограничивая их социальные контакты, карьерные возможности и индивидуальное самовыражение (Зеньков А. С.; Польская Н.А., Якубовская Д.К.; Саямов Ю.Н.; Brewis A.; Dressler W. W.).

Целью нашего исследования было определение особенностей ценностной сферы женщин с избыточной массой тела. Выборка состояла из двух групп по 15 человек. В первую вошли женщины имеющие лишний вес, обратившиеся с данной проблемой к психологу, диетологу. Во вторую - женщины с нормативным весом. С помощью следующих методик: «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (Е. Б. Фанталова); «Портретный ценностный опросник» (Ш. Шварц); «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина), выявлены особенности ценностной сферы.

Результаты исследования (без учета данных статистической обработки) показали, что для ценностной сферы женщин с избыточной массой тела характерны более низкий индекс расхождения ценность-доступность; более высокие  показатели ценностей стимуляции, межличностной конформности и универсализма (по отношению к другим людям и окружающей среде); выше развита значимость ценности духовного удовлетворения и жизненной сферы увлечений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Yulia A. Tokareva, Уральский федеральный университет

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой управления персоналом Уральского гуманитарного института

Vera I. Tolmacheva, Дальневосточный Федеральный Университет

аспирант

Литература

Список литературы

Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. Ценностные ориентации женщин с избыточным весом // Психология. Психофизиология. 2019. Т.12. №4. С. 5-12. https://doi.org/10.14529/jpps190401

Васильева Е. А. Базисные убеждения личности с компульсивным перееданием // Научный альманах. 2016. № 3. C. 203-206. https://doi.org/10.17117/na.2016.03.04.203

Волобуев Я. В. Индивидуальные ценности: виды ценностей как критериев выбора // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 2 (71). С. 145-152. https://doi.org/10.54398/1818510Х_ 2022_2_145

Горькая Ж. В. Психология ценностей. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 92 с.

Зеньков А. С. Особенности в психологических защитах, базисных убеждениях и копинг-стратегий у женщин с лишним весом, сформировавшимся в результат нарушений пищевого поведения // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2019. № 1 (37). С. 248-254.

Малкина-Пых И.Г. исследование влияния индивидуально-психологических характеристик на результаты коррекции пищевого поведения и алиментарного ожирения // Сибирский психологический журнал. 2007. № 30. С. 90-94

Польская Н.А., Якубовская Д.К. Идеализация тела в социальных медиа // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 2. С. 128-141. https://doi.org/10.31857/S020595920018771-4

Савчикова Ю.Л. Психологические особенности женщин с проблемами веса: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2005.

Саямов Ю.Н. Социально-этические аспекты ожирения как глобальная проблема // Медицинская этика. 2021. Т. 9. № 2. С. 4-9. https://doi.org/10.24075/medet.2021.011

Фатич А. Ценность идентичностей: личность как экология ценностей // Социум и власть. 2021. № 2 (88). C. 26-35. https://doi.org/ 10.22394/1996-0522-2021-2-26-35.

Brewis A. Body norms and fat stigma in global perspective // Current Anthropology, Chicago. 2011. Vol. 52. № 2. P. 269-276. https://doi.org/10.1086/659309

Dressler W. W. How culture shapes the body: Cultural consonance and body mass in urban Brazil // American Journal of Human Biology, Nova York. 2012. Vol. 24, № 3. P. 325-331. https://doi.org/10.1002/ajhb.22207

Puhl R., Heuer C. The stigma of obesity: a review and update // Obesity, Silver Spring. 2009. Vol. 17. № 5. P. 941-964. https://doi.org/10.1038/oby.2008.636

Schwartz S. H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis // Journal of Research in Personality. 2004. №38. P. 230-255. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00069-2

Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture. 2012. Vol. 2(1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116

References

Abdullin A.G., Tumbasova E.R. Value orientations of overweight women. Psikhologiya. Psikhofiziologiya [Psychology. Psychophysiology], 2019, vol. 12, no. 4, pp. 5-12. https://doi.org/10.14529/jpps190401

Vasil'eva E. A. Basic beliefs of a person with compulsive overeating. Nauchnyy al'manakh [Scientific almanac], 2016, no. 3, pp. 203-206. https://doi.org/10.17117/na.2016.03.04.203

Volobuev Ya. V. Individual values: types of values as criteria of choice. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura [The Caspian region: politics, economics, culture], 2022, no. 2 (71), pp. 145-152. https://doi.org/10.54398/1818510Kh_ 2022_2_145

Gor'kaya Zh. V. Psychology of values: a textbook. Samara: Samarskiy universitet, 2014, 92 p.

Zen'kov A. S. Features in psychological defenses, basic beliefs and coping strategies in overweight women formed as a result of eating disorders. Chelovecheskiy faktor: Sotsial'nyy psikholog [Human factor: A social psychologist], 2019, no. 1 (37), pp. 248-254.

Malkina-Pykh I.G. Investigation of the influence of individual psychological characteristics on the results of correction of eating behavior and alimentary obesity. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian Psychological Journal], 2007, no. 30, pp. 90-94.

Pol'skaya N.A., Yakubovskaya D.K. Idealization of the body in social media. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2022, vol. 43, no. 2, pp. 128-141. https://doi.org/10.31857/S020595920018771-4

Savchikova Yu.L. Psychological characteristics of women with weight problems. SPb., 2005.

Sayamov Yu.N. Socio-ethical aspects of obesity as a global problem. Meditsinskaya etika [Medical ethics], 2021, vol. 9, no. 2, pp. 4-9. https://doi.org/10.24075/medet.2021.011

Fatich A. The value of identities: personality as an ecology of values. Sotsium i vlast' [Society and power], 2021, no. 2 (88), pp. 26-35. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2021-2-26-35

Brewis A. Body norms and fat stigma in global perspective. Current Anthropology, Chicago, 2011, vol. 52, no. 2, pp. 269-276. https://doi.org/10.1086/659309

Dressler W. W. How culture shapes the body: Cultural consonance and body mass in urban Brazil. American Journal of Human Biology, Nova York, 2012, vol. 24, no. 3, pp. 325-331. https://doi.org/10.1002/ajhb.22207

Puhl R., Heuer C. The stigma of obesity: a review and update. Obesity, Silver Spring, 2009, vol. 17, no. 5, pp. 941-964. https://doi.org/10.1038/oby.2008.636

Schwartz S. H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis. Journal of Research in Personality, 2004, no. 38, pp. 230-255. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(03)00069-2

Schwartz S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture, 2012, vol. 2(1). https://doi.org/10.9707/2307-0919.1116


Просмотров аннотации: 44
Загрузок PDF: 6
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Tokareva, Y., & Tolmacheva, V. (2024). ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 417-434. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-524
Раздел
Психологические исследования