ОТНОШЕНИЕ К ЮМОРУ КАК К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СРЕДСТВУ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ

  • Vladislav A. Dokuchaev Алтайский государственный университет https://orcid.org/0009-0005-1844-9214
  • Olga V. Derenchuk Алтайский государственный университет
Ключевые слова: античность, история педагогики, история образования, юмор, юмористический подход, педагогические средства, проблемы педагогики, сократический диалог

Аннотация

Цель. Рассмотреть процесс формирования педагогических основ юмора в философской мысли Античного времени VIII в. до н.э. – V в. н.э.

Методы. В ходе исследования использованы методы историко-педагогического исследования: ретроспективный, историко-структурный, историографический, историко-генетический, сравнительно-сопоставительный, метод исторической периодизации, что в совокупности позволило провести системный анализ трансформации изменений в отношении к юмору от явления окружающей действительности до элемента воспитательного процесса.

Результаты. Обобщен процесс становления философской мысли в отношении юмора, как средства воспитательного воздействия, путем демонстрации развития литературы Античности. Перечислены основные литературные жанры содержащие элементы комизма и несущие воспитательную составляющую. Рассмотрены основные концепции восприятия юмора (Аристофана, Платона, Аристотеля, Деметрия, Цицерона), сформировавшиеся в данный период. Дан взгляд на систему диалогов Сократа, как на один из первых юмористических приемов в педагогике.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть применены в создании единого обзорного историко-педагогического труда, посвященного становлению и развитию юмора как особого средства воздействия в педагогике, а также в решении прикладных дидактических задач в средней и высшей школе. Материалы исследования могут лечь в основу лекций и семинаров по дисциплине «История педагогики и образования» для студентов педагогических специальностей и высших учебных заведений.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Vladislav A. Dokuchaev, Алтайский государственный университет

аспирант Института гуманитарных наук

Olga V. Derenchuk, Алтайский государственный университет

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Института истории и международных отношений

Литература

Список литературы

Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995. 383 с., ил.

Апулей. «Метаморфозы» и другие сочинения. М.: Художественная литература, 1988. 399 с.

Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1958. 183 с.

Басни Эзопа. URL: https://vsebasni.ru/ezop/ (дата обращения: 01.04.2024).

Безгодов Д.Н. Ирония в сократическом методе: механизм и относительная ценность // Общество: философия, история, культура. Краснодар: Хорс, 2015. Вып. №6. С. 57-61.

Винникова Н.Н. Литературная пародия в Античности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Волгоград, 2013. №8. С. 159-163.

Горькова А.А. Эпиграмма как малая поэтическая форма // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Саратов, 2014. №5. Том 4. С. 456.

Деметрий. О стиле // Античные риторики. М: Наука, 1978. 352 с.

Домина Ю.В. Социальная функция классического античного театра: диалектика ритуального очищения и гражданского воспитания // Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск, 2011. №1 (31). С. 31-36.

Дуров В. Марциал и его поэзия // Марциал. Эпиграммы. СПб.: АО «Комплект», 1994. С. 5-7.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / под редакцией А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвак», 2001. 1600 с.

Лукиан Сочинения. В двух томах / под общ. ред. А.И. Зайцева. СПб: Алетейя, 2001. 700 с.

Марциал. Эпиграммы. СПб.: АО «Комплект», 1994. 448 с.

Платон. Собрание сочинений. М.: Изд-во «Мысль», 1970. Т.2. 609 с.

Ситова М.С. Трактовка комического в Античных трудах // Вестник Череповецкого государственного университета. Череповец: Изд-во ЧГУ, 2011. №4. Т. 2. С. 143-147.

Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972. 470 с.

References

Antichnaya kul'tura: literatura, teatr, iskusstvo, filosofiya, nauka. Slovar'-spravochnik [Ancient culture: literature, theater, art, philosophy, science. Dictionary reference]. Moscow, Higher School Publ., 1995, 383 p.

Apuley. «Metamorfozy» i drugie sochineniya [«Metamorphoses» and other works]. Moscow, Fiction Publ., 1988, 399 p.

Aristotel'. Ob iskusstve poezii [About the art of poetry]. Moscow, Goslitizdat Publ., 1958, 183 p.

Basni Ezopa [Aesop's Fables]. URL: https://vsebasni.ru/ezop/ (accessed April 01, 2024).

Bezgodov D.N. Ironiya v sokraticheskom metode: mekhanizm i otnositel'naya tsennost' [Irony in the Socratic method: mechanism and relative value]. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura [Society: philosophy, history, culture]. Krasnodar, Horse Publ., 2015, no. 6, pp. 57-61.

Vinnikova N.N. Literaturnaya parodiya v Antichnosti [Literary parody in Antiquity]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of humanities and natural sciences]. Volgograd, 2013, no. 8, 2013, pp. 159-163.

Gor'kova A.A. Epigramma kak malaya poeticheskaya forma [Epigram as a small poetic form]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy [Bulletin of medical Internet conferences]. Saratov, 2014, no. 5, vol. 4, p. 456.

Demetriy. O stile [About style]. Antichnye ritoriki [Ancient rhetoric]. Moscow, Nauka Publ., 1978, 352 p.

Domina Yu.V. Sotsial'naya funktsiya klassicheskogo antichnogo teatra: dialektika ritual'nogo ochishcheniya i grazhdanskogo vospitaniya [The social function of classical ancient theater: the dialectic of ritual purification and civic education]. Problemy istorii, filologii, kul'tury [Problems of history, philology, and culture]. Magnitogorsk, 2011, no.1 (31), pp. 31-36.

Durov V. Martsial i ego poeziya [Martial and his poetry]. Martsial. Epigrammy [Martial. Epigrams]. St. Petersburg, JSC "Kit" Publ., 1994, pp. 5-7.

Literaturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy [Literary encyclopedia of terms and concepts]. Institut nauchnoy informatsii po obshchestvennym naukam RAN [Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences]. Moscow, NPK "Intelvak" Publ., 2001, 1600 p.

Lukian Sochineniya. V dvukh tomakh [Writings. In two volumes]. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2001, 700 p.

Martsial. Epigrammy [Epigrams]. St. Petersburg, JSC "Kit" Publ., 1994, 448 p.

Platon. Sobranie sochineniy [Collected works]. Moscow, Thought Publ., 1970, vol.2, 609 p.

Sitova M.S. Traktovka komicheskogo v Antichnykh trudakh [Interpretation of the comic in Ancient writings]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University]. Cherepovets, Publishing House of ChSU, 2011, no.4. vol. 2, pp. 143-147.

Tsitseron M.T. Tri traktata ob oratorskom iskusstve [Three treatises on oratory]. Moscow, Nauka Publ., 1972, 470 p.


Просмотров аннотации: 30
Загрузок PDF: 7
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Dokuchaev, V., & Derenchuk, O. (2024). ОТНОШЕНИЕ К ЮМОРУ КАК К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СРЕДСТВУ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 241-256. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-517
Раздел
Педагогические исследования