РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • Tatiana Yu. Osnovina Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» https://orcid.org/0009-0000-5017-8753
  • Nina A. Tarasova Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Ключевые слова: социальное образование, образовательный проект, проектный подход, бакалавр социальной работы, грамотность

Аннотация

Обоснование. Актуализируется проблема в востребованности реализации образовательного проекта, позволяющего повысить компетентность бакалавров социальной работы в области социального образования как технологии, которая устранит диссонанс с недостаточной разработанностью модельного ряда конечного продукта.

Цель. Целью статьи является представление реализации модели образовательного проекта, как технологии педагогической деятельности по повышению компетентности студентов вуза, которая включает возможность трансформации готового продукта в зависимости от выбранного вида грамотности в контексте социального образования. Предметом анализа выступает образовательное проектирование. Авторы ставят целью представить опыт реализации модели образовательного проекта доказывающей успешность формирования профессиональных и мета-компетенций студентов.

Методология исследования опирается на технологический уровень методологии педагогического исследования, в рамках которого рассматриваются педагогические условия реализации технологии проектной деятельности при подготовке студентов - бакалавров социальной работы и опытно-поисковую работу.

Результаты. Выявлены педагогические условия возможности формирования компетенций, определенных ФГОС бакалавра социальной работы на высоком и среднем уровне сформированности через виды грамотности, составляющие социальное образование. Представлены критерии оценки продукта, позволяющие сделать выводы о формировании у участников проекта, заявленных компетенций.

Представлены результаты опытно-поисковой работы, позволяющие отследить узнавание, понимание студентами основных теоретических единиц курса. Обосновано использование проектной деятельности, как педагогической технологии для планомерного формирования   профессиональных и метапредметных компетенций, закрепления теоретического материала и отработки профессиональных умений, расширения познавательных возможностей студентов, предоставления возможностей с целью реализации их творческих способностей и т.д.

Область применения результатов. Результаты исследования могут применяться в подготовке бакалавров социальной сферы, для творческого саморазвития и воплощения идеи непрерывного образования, для профессионального самосовершенствования в решении практических задач специалистов социальной сферы.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Tatiana Yu. Osnovina, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права

Nina A. Tarasova, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права

Литература

Список литературы

Агулина С.В. Технологии подготовки бакалавра социальной работы в контексте компетентностного и гендерного подходов // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №13. С. 137-141.

Вандышева Л. В. Результаты проектной деятельности будущих специалистов социальной работы // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 75-80. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-3-114-75-80

Видеоряд «Учителя – участники Великой Отечественной войны» // НТГСПИ (филиал) РГППУ [сайт]. URL: https://ntspi.ru/about_academy/academy_news/73092/ (дата обращения 25.02.2024).

Второй день форума «Молодежь. Инициатива. Развитие» // НТГСПИ (филиал) РГППУ [сайт]. URL: https://www.ntspi.ru/events/7/72495/?sphrase_id=67080 (дата обращения 20.02.2024).

Гамидов Л. Ш., Мартазанов Х. М., Алиева Р. Р. Организация проектной деятельности со студентами // Мир науки, культуры, образования, 2019. №6 (79). С. 329-331. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2019-10142

День Героев Отечества в МАОУ СОШ № 85 г. Нижний Тагил // НТГСПИ (филиал) РГППУ [сайт]. URL: https://www.ntspi.ru/events/7/68783/?sphrase_id=67083 (дата обращения 25.02.2024).

Ибрагимов Ю. М. Социально-проектная деятельность как средство формирования педагогической культуры будущих бакалавров социальной работы: Автореферат дис…. кандидат педагогических наук. Грозный, 2021. 28 с.

Мартынова Е. В. Педагогические условия подготовки будущих бакалавров социальной сферы к реализации социально-проектных компетенций: Автореферат дис…. кандидат педагогических наук. Орел, 2015. 23 с.

Окань Г. И. Организация социально-технологической и социально-проектной деятельности студентов в рамках подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» // Научный диалог. 2014. № 2 (26). С. 78-89.

Основина Т. Ю., Тарасова Н. А. Темпоральная трансформация социального образования в экологически неблагоприятном регионе на примере социального туризма // Человек и природа: структурные и региональные проблемы социоестественной эволюции / под ред. С. К. Костовска, А. А. Герцена, А. С. Некрич, Т. Ю. Кондаковой. Москва; Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023. 219 с. С. 210-215.

Основина Т.Ю. Условия сопровождения социального проектирования студентов при профессиональной подготовке к управленческой деятельности // Universum: психология и образование. 2019. № 8 (62). С. 6-7.

Презентация творческого продукта «Социально-историческая галерея предпринимателей Урала» // НТГСПИ (филиал) РГППУ [сайт]. URL: https://www.ntspi.ru/events/7/68519/?sphrase_id=67081 (дата обращения 21.02.2024).

Просветительская мозаика // НТГСПИ (филиал) РГППУ [сайт]. URL: https://www.ntspi.ru/events/7/69571/?sphrase_id=67082 (дата обращения 20.02.2024).

Самсоненко Л. В. Социальное образование как социокультурный феномен в контексте интеграции личности в общество // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 85. С. 80-87.

Социальное предпринимательство // НТГСПИ (филиал) РГППУ [сайт]. URL: https://www.ntspi.ru/about_academy/academy_news/71763/ (дата обращения 21.02.2024).

Уракова Е. А., Быстрова Н. В., Грашина П. А. Сущность проектного подхода в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-4. С. 276-278.

ФГОС 39.03.02 Социальная работа Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 76 (ред. от 08.02.2021). https://fgos.ru/fgos/fgos-39-03-02-socialnaya-rabota-76 (дата обращения: 24.02.2024).

Хуторской А. В., Андрианова Г. А. Метапредметное понятие «время» в общем образовании человека // Горизонты цивилизации. 2022. Том 13. Вып. 1. С. 153-175.

Reference

Agulina S.V. Tekhnologii podgotovki bakalavra social'noj raboty v kontekste kompetentnostnogo i gendernogo podhodov [Technologies for preparing a bachelor of social work in the context of competency-based and gender approaches]. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika [Training and upbringing: theory and practice]. 2014, no. 13, pp. 137-141.

Vandysheva L. V. Rezul'taty proektnoj deyatel'nosti budushchih specialistov social'noj raboty [Results of project activities of future social work specialists]. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2020, no. 3 (114), pp. 75-80.

Videoryad «Uchitelya – uchastniki Velikoj Otechestvennoj vojny» [Video series «Teachers - participants in the Great Patriotic War»]. NTGSPI (filial) RGPPU. [website]. https://ntspi.ru/about_academy/academy_news/73092/(accessed February 25, 2024).

Vtoroj den' foruma «Molodezh'. Iniciativa. Razvitie» [Second day of the forum «Youth. Initiative. Development»]. NTGSPI (filial) RGPPU. [website] https://www.ntspi.ru/events/7/72495/?sphrase_id=67080 (accessed February 20, 2024).

Gamidov L. SH., Martazanov H. M., Alieva R. R. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti so studentami [Organization of project activities with students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education]. 2019, no. 6 (79), pp. 329-331.

Den' Geroev Otechestva v MAOU SOSH № 85 g. Nizhnij Tagil [Day of Heroes of the Fatherland at MAOU Secondary School No. 85, Nizhny Tagil]. NTGSPI (filial) RGPPU. [website]. https://www.ntspi.ru/events/7/68783/?sphrase_id=67083 (accessed February 25, 2024).

Ibragimov YU. M. Social'no-proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya pedagogicheskoj kul'tury budushchih bakalavrov social'noj raboty [Social project activities as a means of forming the pedagogical culture of future bachelors of social work]. Groznyj, 2021, 28 p.

Martynova E. V. Pedagogicheskie usloviya podgotovki budushchih bakalavrov social'noj sfery k realizacii social'no-proektnyh kompetencij [Pedagogical conditions for the preparation of future bachelors of the social sphere for the implementation of social-project competencies]. Orel, 2015, 23 p.

Okan' G. I. Organizaciya social'no-tekhnologicheskoj i social'no-proektnoj deyatel'nosti studentov v ramkah podgotovki bakalavrov po napravleniyu «Social'naya rabota» [Organization of socio-technological and social-project activities of students as part of the preparation of bachelors in the direction of “Social work”]. Nauchnyj dialog [Scientific dialogue], 2014, no. 2 (26), pp. 78-89.

Osnovina T. YU., Tarasova N. A. Temporal'naya transformaciya social'nogo obrazovaniya v ekologicheski neblagopriyatnom regione na primere social'nogo turizma [Temporal transformation of social education in an environmentally unfavorable region using the example of social tourism]. CHelovek i priroda: strukturnye i regional'nye problemy socioestestvennoj evolyucii. [Man and nature: structural and regional problems of socio-natural evolution]. Moscow; YAroslavl: RIO YAGPU, 2023, pp. 210-215.

Osnovina, T.YU. Usloviya soprovozhdeniya social'nogo proektirovaniya studentov pri professional'noj podgotovke k upravlencheskoj deyatel'nosti [Conditions for escort social design of students during professional preparation for management activities]. Universum: psihologiya i obrazovanie. [Universum: psychology and education], 2019, no. 8 (62), pp. 6-7.

Prezentaciya tvorcheskogo produkta «Social'no-istoricheskaya galereya predprinimatelej Urala» [Presentation of the creative product «Socio-historical gallery of entrepreneurs of the Urals»]. NTGSPI (filial) RGPPU [website]. https://www.ntspi.ru/events/7/68519/?sphrase_id=67081 (accessed February 21, 2024).

Prosvetitel'skaya mozaika [Educational mosaic]. NTGSPI (filial) RGPPU. [website]. https://www.ntspi.ru/events/7/69571/?sphrase_id=67082 (accessed February 20, 2024).

Samsonenko L. V. Social'noe obrazovanie kak sociokul'turnyj fenomen v kontekste integracii lichnosti v obshchestvo [Social education as a sociocultural phenomenon in the context of the integration of the individual into society]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [News of the Russian State Pedagogical University named after. A. I. Herzen], 2008, no. 85, pp. 80-87.

Social'noe predprinimatel'stvo [Social entrepreneurship]. NTGSPI (filial) RGPPU [website]. https://www.ntspi.ru/about_academy/academy_news/71763/ (accessed February 21, 2024).

Urakova, E. A., Bystrova, N. V., Grashina, P. A. Sushchnost' proektnogo podhoda v professional'nom obrazovanii [The essence of the project approach in vocational education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern teacher education], 2020, no. 69-4, pp. 276-278.

Federal State Educational Standard 03/39/02 Social work Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 02/05/2018 No. 76 (as amended on 02/08/2021) [website]. https://fgos.ru/fgos/fgos-39-03-02-socialnaya-rabota-76 (accessed February 24, 2024).

Hutorskoj A. V., Andrianova G. A. Metapredmetnoe ponyatie «vremya» v obshchem obrazovanii cheloveka [Meta-subject concept of “time” in general human education]. Gorizonty civilizacii [Horizons of civilization], 2022, vol. 13, issue 1, pp. 153-175.


Просмотров аннотации: 35
Загрузок PDF: 19
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Osnovina, T., & Tarasova, N. (2024). РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА КАК ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 7-31. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-516
Раздел
Педагогические исследования