ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ

Ключевые слова: психологическая диагностика, музыкальный талант, творческий потенциал, преподавание музыки, обучение, эмоциональный интеллект

Аннотация

Цель. Целью данного исследования было понять, как преподаватели музыки воспринимают и диагностируют одаренных детей в обучении музыке, каковы психолого-педагогические особенности преподавания музыки в группах детей с разным творческим потенциалом, какое психолого-педагогическое сопровождение необходимо учащимся. Чтобы способствовать творчеству в музыкальном классе, учителям необходимо приобретать знания о творчестве как концепции в целом и в музыкальной области, чтобы создавать ситуации, в которых учащиеся могут формировать творческие способности и постепенно развивать свою креативность. Творческий потенциал в процессе преподавания музыки должен формироваться с учетом психолого-педагогических особенностей детей в группе при разном уровне его сформированности. Психологическая диагностика предусматривает выбор инструментов и технологий, активизирующих формирование и развитие эмоционального интеллекта в группах детей с разным творческим потенциалом в процессе преподавания музыки. Формирование уровня одаренности учащихся предлагается как новое измерение творческих педагогических знаний для преподавания музыки. А психолого-педагогическая поддержка учащихся является важным элементом при развитии эмоционального интеллекта в группах детей с разным творческим потенциалом в процессе преподавания музыки.

Метод и методология проведения работы. Основу исследования образуют субъектно-деятельностый и гуманистический подходы с реализацией психодиагностических и теоретических методов (анализ, сравнение, обобщение), методов структурного анализа данных.

Результаты. Результаты исследования позволяют диагностировать уровень эмоционального интеллекта в группах детей с разным творческим потенциалом в процессе преподавания музыки, а рекомендации преподавателей позволяют совершенствовать программу обучения с учетом психолого-педагогического сопровождения для повышения эффективности данного процесса.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере общего и профессионального образования для диагностики детей с разным творческим потенциалом, формирования и  развития эмоционального интеллекта, психолого-педагогического сопровождения и психологического консультирования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Elena B. Abrosimova, Таганрогский институт управления и экономики

аспирант кафедры гуманитарных дисциплин

Elena A. Makarova, Донской государственный технический университет

профессор кафедры общей и консультативной психологии, доктор психологических наук, профессор

Elena L. Makarova, Южный федеральный университет

доцент кафедры менеджмента и инновационных технологий, кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Список литературы

Аббасова К.Я., Эфендиев Ф.М. Когнитивный подход и когнитивные исследования в свете философских размышлений // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2019, №2. С. 27-33.

Абросимова Е.Б. Развитие музыкального таланта у учащихся общеобразовательных школ / Е. Б. Абросимова, Е. А. Макарова // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: Материалы XXIV Национальной научной конференции (c международным участием), Таганрог, 21-22 апреля 2023 года. Том I. Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2023. С. 98-102.

Исламов Н.Н.У. Педагого-психологическая система развития креативности будущих учителей в условиях университетского образования // Science and Education, т. 5, № 3, 2024. С. 231-235.

Макарова Е. А. Психологические особенности обучения игре на музыкальных инструментах одаренных и талантливых детей / Е. А. Макарова, Е. Б. Абросимова // Педагогическая деятельность как творческий процесс : Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Грозный, 29 октября 2022 года. Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2022. С. 364-370.

Макарова Е.А., Денисов Б.В. Развитие автономности ученика как условие формирования внутренней мотивации и интереса к музыкальным занятиям // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия № 3. "Педагогика и психология". 2021. № 2 (278). С. 46-56.

Макарова Е.Л. Специфика моделирования компетентно-ориентированного учебного процесса на базе технологии тьюторства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2012. № 1. С. 42-48.

Маслова И.В. Развитие креативного мышления в системе дополнительного образования в условиях гимназии-интерната / И. В. Маслова, Е. В. Наумова, А. Ф. Отраднов. Исследования молодых ученых: материалы LI Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый, 2022. С. 51-56.

Окольская Л.А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. 2010, № 1 (2). С. 25-33.

Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Мишина И.Б. Развитие и оценка творческих способностей учащихся на уроках в условиях нарастающей цифровизации образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3. С. 2 -14.

Рыбка Е.В. Социальное взаимодействие как способ активизации учебного процесса в системе дополнительного образования // Психолого-педагогические исследования 2012. Том 4. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55582 (дата обращения: 05.04.2024)

Хохрина З.В., Хохрина З.В., Машанов А.А., Машанов А.А., Ростовцева М.В., Ростовцева М.В. Деятельностные аспекты социальной адаптации личности // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-5. С. 1144-1150

Beghetto R.A. Creativity in K-12 schools. In Creativity: An Introduction; Kaufman, J.C., Sternberg, R.L., Eds.; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2021. P. 224-241.

Beghetto R.A. Creativity in Teaching. In The Cambridge Handbook of Creativity across Domains; Kaufman, J.C., Glăveanu, V.P., Baer, J., Eds.; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2017. P. 549-564.

Chatelain S., Barman K., Lage-Gómez C., Moor M. Reframing creative teaching in secondary music teacher education // Educ. Sci. 2024. Vol. 14, 324. https://doi.org/10.3390/educsci14030324

Giacco G., Coquillon S. On the Process of Sound Creation: Some Models for Teaching Artistic Creation in Music using a Soundpainting Project in a French Primary School // Vis. Res. Music Educ. 2016. Vol. 28, Article 4. https://digitalcommons.lib.uconn.edu/vrme/vol28/iss1/4/

Giglio M. Creative Collaboration in Teaching; Palgrave Macmillan: Hampshire, UK, 2015.

Schiavio A., Benedek M. Dimensions of musical creativity // Front. Neurosci. 2020. Vol. 14, 578932. https://doi.org/10.3389/fnins.2020.578932

Shulman L.S. Knowledge and Teaching: Foundations of the New Reform // Harv. Educ. Rev. 1987. Vol. 57. P. 1-22. https://people.ucsc.edu/~ktellez/shulman.pdf

References

Abbasova K.Y., Efendiev F.M. Kognitivnyy podkhod i kognitivnyye issledovaniya v svete filosofskikh razmyshleniy [Cognitive approach and cognitive research in the light of philosophical reflections]. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Obshchestvennyye nauki [Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social Sciences], 2019, no. 2, pp. 27-33.

Abrosimova E.B. Razvitiye muzykal'nogo talanta u uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol [Development of musical talent among students of secondary schools] / E. B. Abrosimova, E. A. Makarova. Modernizatsiya rossiyskogo obshchestva i obrazovaniya: novyye ekonomicheskiye oriyentiry, strategii upravleniya, voprosy pravoprimeneniya i podgotovki kadrov : Materialy XXIV Natsional'noy nauchnoy konferentsii (c mezhdunarodnym uchastiyem) [Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of law enforcement and personnel training: Materials of the XXIV National Scientific Conference (with international participation)], Taganrog, April 21-22, 2023. Volume I. Taganrog: Taganrog Institute of Management and Economics, 2023, pp. 98-102.

Islamov N.N.U. Pedagogo-psikhologicheskaya sistema razvitiya kreativnosti budushchikh uchiteley v usloviyakh universitetskogo obrazovaniya [Pedagogical and psychological system for developing the creativity of future teachers in the conditions of university education]. Science and Education, 2024, vol. 5, no. 3, pp. 231-235.

Makarova E. A. Psikhologicheskiye osobennosti obucheniya igre na muzykal'nykh instrumentakh odarennykh i talantlivykh detey [Psychological features of teaching gifted and talented children to play musical instruments] / E. A. Makarova, E. B. Abrosimova. Pedagogicheskaya deyatel'nost' kak tvorcheskiy protsess : Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiyem) [Pedagogical activity as a creative process: Materials of the All-Russian scientific and practical conference (with international participation)’, Grozny, October 29, 2022]. Makhachkala: LLC “ALEF Publishing House”, 2022, pp. 364-370.

Makarova E.A., Denisov B.V. Razvitiye avtonomnosti uchenika kak usloviye formirovaniya vnutrenney motivatsii i interesa k muzykal'nym zanyatiyam [Development of student autonomy as a condition for the formation of internal motivation and interest in musical studies] / E.A. Makarova, B.V. Denisov. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya № 3. "Pedagogika i psikhologiya" [Bulletin of the Adygea State University. Series No. 3. "Pedagogy and psychology"], 2021, no. 2 (278), pp. 46-56.

Makarova E.L. Spetsifika modelirovaniya kompetentno-oriyentirovannogo uchebnogo protsessa na baze tekhnologii t'yutorstva [Specifics of modeling a competency-oriented educational process based on tutoring technology]. Ekonomicheskiye i gumanitarnyye issledovaniya regionov [Economic and humanitarian studies of regions], 2012, no. 1, pp. 42-48.

Maslova I.V. Razvitiye kreativnogo myshleniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh gimnazii-internata [Development of creative thinking in the system of additional education in a boarding school] / I. V. Maslova, E. V. Naumova, A. F. Otradnov. Issledovaniya molodykh uchenykh: materialy LI Mezhdunar. nauch. konf. [Research of young scientists: materials of LI Intl. scientific conf.]. Kazan: Young Scientist, 2022, pp. 51-56.

Okolskaya L.A. Sotsializatsiya s tochki zreniya sotsial'nogo konstruktivizma i teoriy sotsial'nogo vosproizvodstva [Socialization from the point of view of social constructivism and theories of social reproduction]. Voprosy vospitaniya [Issues of education], 2010, no. 1 (2), pp. 25-33.

Orzhekovsky P.A., Stepanov S.Y., Mishina I.B. Razvitiye i otsenka tvorcheskikh sposobnostey uchashchikhsya na urokakh v usloviyakh narastayushchey tsifrovizatsii obrazovaniya [Development and assessment of students’ creative abilities in the classroom in the context of increasing digitalization of education]. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek [Continuing education: XXI century], 2020, no. 3, pp. 2 -14.

Rybka E.V. Sotsial'noye vzaimodeystviye kak sposob aktivizatsii uchebnogo protsessa v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Social interaction as a way to activate the educational process in the system of additional education]. Psikhologo-pedagogicheskiye issledovaniya [Psychological and pedagogical research], 2012, vol. 4, no. 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2012_n3/55582

Khokhrina Z.V., Khokhrina Z.V., Mashanov A.A., Mashanov A.A., Rostovtseva M.V., Rostovtseva M.V. Deyatel'nostnyye aspekty sotsial'noy adaptatsii lichnosti [Activity aspects of social adaptation of the individual]. Fundamental'nyye issledovaniya [Fundamental Research], 2014, no. 9-5, pp. 1144-1150.

Beghetto R.A. Creativity in K-12 schools. In Creativity: An Introduction; Kaufman, J.C., Sternberg, R.L., Eds.; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2021, pp. 224-241.

Beghetto R.A. Creativity in Teaching. In The Cambridge Handbook of Creativity across Domains; Kaufman, J.C., Glăveanu, V.P., Baer, J., Eds.; Cambridge University Press: Cambridge, UK, 2017, pp. 549-564.

Chatelain S.; Barman K.; Lage-Gómez C.; Moor M. Reframing creative teaching in secondary music teacher education. Educ. Sci., 2024, vol. 14, 324. https://doi.org/10.3390/educsci14030324

Giacco G.; Coquillon S. On the Process of Sound Creation: Some Models for Teaching Artistic Creation in Music using a Soundpainting Project in a French Primary School. Vis. Res. Music Educ., 2016, vol. 28, Article 4. https://digitalcommons.lib.uconn.edu/vrme/vol28/iss1/4/

Giglio M. Creative Collaboration in Teaching; Palgrave Macmillan: Hampshire, UK, 2015.

Schiavio A.; Benedek M. Dimensions of musical creativity. Front. Neurosci., 2020, vol. 14, 578932. https://doi.org/10.3389/fnins.2020.578932

Shulman L.S. Knowledge and Teaching: Foundations of the New Reform. Harv. Educ. Rev., 1987, vol. 57, pp. 1-22. https://people.ucsc.edu/~ktellez/shulman.pdf


Просмотров аннотации: 44
Загрузок PDF: 5
Опубликован
2024-06-30
Как цитировать
Abrosimova, E., Makarova, E., & Makarova, E. (2024). ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(3), 308-328. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-3-515
Раздел
Психологические исследования