ЯНУС ПЕДАГОГИКИ

Ключевые слова: образование и воспитание, афинская модель, спартанская модель, социальные навыки и нормы

Аннотация

Данная статья исследует сложные взаимосвязи между образованием и воспитанием, фокусируясь на различиях в содержании и конкретном воплощении их в процессе цивилизационного развития. Преследуя разнообразные цели, эти подходы формировали различные идеалы желаемых результатов в личностном развитии.
Устанавливая параллели с феноменом образования - воспитания в исторической перспективе, автор ставит целью исследование тенденций изменения взаимосвязи процессов обучения и воспитания в историческом контексте. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение ряда задач: определение оптимального соотношения главных аспектов этого феномена для достижения максимальной эффективности в образовательном процессе сегодняшнего дня; проследить изменения начиная со времени, когда обучение и воспитание были неразрывными процессами, направленными на подготовку людей к вызовам жизни в условиях зарождающихся общественных структур, до злободневных проблем установления конкретных целей и методов их достижения в контексте экспоненциального ускорения потребности в получении знаний и усвоении навыков; представить обоснованное доказательство положения о диалектическом противоречии многообразных проявлениях единого процесса, формирующего ментальные установки - знания, умения и правила их применения в жизни.
Для исследования сложных взаимосвязей между образованием и воспитанием были использованы следующие методы: обзор литературы, исторический анализ, качественные и количественные исследования, компаративный анализ. Комбинация данных методов позволила получить более глубокое и всестороннее понимание сложных взаимосвязей между образованием и воспитанием, а также осветить различные аспекты их влияния на формирование личности и социокультурные процессы.
Результаты. С развитием общества, ростом благосостояния и возникновением государства, социальное взаимодействие членов коллектива стало приоритетным. Умение сосуществовать в развивающемся обществе становилось все более жизненно важным. Это привело к постепенному расхождению в понятии «воспитания» на два различных потока: развитие характерных черт с одной стороны и формирование социальных навыков и норм - с другой.
Автор, опираясь на исторический контекст, анализирует эволюцию отношений между образованием и воспитанием, приходит к заключению о необходимости переоценки их современного единства и возможности гармоничного сочетания разнообразных образовательных и воспитательных целей.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере высшего образования.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Elena A. Starodubtseva, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат педагогических наук, доцент, доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации

Литература

Список литературы

Беляев Ю.Б., Беляева А.В., Лизинский В.М. Разрывы между профессиональной подготовкой студентов к воспитательной деятельности и практикой образовательной действительности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razryvy-mezhdu-professionalnoy-podgotovkoy-studentov-k-vospitatelnoy-deyatelnosti-i-praktikoy-obrazovatelnoy-deystvitelnosti (дата обращения: 23.03.2024).

Гецевич А.К. Рейтинг социально-воспитательной деятельности студенческой молодежи: от теории к практике // Образовательный процесс. 2019. №10 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reyting-sotsialno-vospitatelnoy-deyatelnosti-studencheskoy-molodezhi-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 23.03.2024).

Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с. URL: https://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml?ysclid=lsokcqn4qg450955955 (дата обращения: 16.03.2024)

Емельянова И.Н., Волосникова Л.М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22(1) C. 83-92. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/150 (дата обращения: 23.03.2024)

Мельничук М. В. Воспитательная политика вуза как важнейшее средство реализации концепции национального образования // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. №12(с). С. 84-91. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-с-84-91

Пономарева О.Н. Модели и функции современных университетов // Вестник Евразийской науки. 2020. №5. URL: https://esj.today/PDF/68ECVN520.pdf (дата обращения: 23.03.2024)

Пушкин А.С. Евгений Онегин. URL: https://ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html?ysclid=lsoiq3lfrr162724679 (дата обращения: 16.02.2024)

Popper K.R. The Open Society and Its Enemies. URL: https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.77661/page/n5/mode/2up (дата обращения: 01.04.2024)

Toffler A. Future Shock. URL: http://bc.math.msu.su/wiki/lib/exe/fetch.php?media=downloads:toffler_alvin_future_shock.pdf (дата обращения: 16.02.2024)

References

Belyaev Yu.B., Belyaeva A. V., Lizinsky V. M. Gaps between the professional preparation of students for educational activities and the practice of educational reality. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy], 2019, no. 1(58), pp. 87-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razryvy-mezhdu-professionalnoy-podgotovkoy-studentov-k-vospitatelnoy-deyatelnosti-i-praktikoy-obrazovatelnoy-deystvitelnosti (accessed 01.04.2024).

Dzhurinsky A.N. History of Pedagogy: Textbook for students of pedagogical universities. M.: Humanit. izd. centre VLADOS, 2000, 432 p. URL: https://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml?ysclid=lsokcqn4qg450955955 (accessed 16.02.2024)

Emelyanova I. N., Volosnikova L. M. Functions of Modern Universities: Comparative Analysis of the Missions of Domestic and Foreign Universities. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2018, no. 22(1), pp. 83-92.

Getsevich A. K. Rating of social and educational activities of student youth: from theory to practice. Obrazovatel’nyj process [Educational process], 2019, no. 10 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reyting-sotsialno-vospitatelnoy-deyatelnosti-studencheskoy-molodezhi-ot-teorii-k-praktike (accessed 23.03.2024).

Melnichuk M.V. Vospitatel'naya politika vuza kak vazhneishee sredstvo realizatsii kontseptsii natsional'nogo obrazovaniya [The educational university policy as the most important means of implementing the national education concept]. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University, 2022, no. 12(с), pp. 84-91. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-с-84-91

Ponomareva O.N. Models and functions of modern universities. The Eurasian Scientific Journal, 2020, no. 5(12). URL: https://esj.today/PDF/68ECVN520.pdf (accessed 01.04.2024)

Pushkin A.S. Eugene Onegin. URL: https://ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html?ysclid=lsoiq3lfrr162724679 (accessed 16.02.2024)

Popper K.R. The Open Society and Its Enemies. URL: https://archive.org/details/in.ernet.dli.2015.77661/page/n5/mode/2up (accessed 01.04.2024)

Toffler A. Future Shock. URL: http://bc.math.msu.su/wiki/lib/exe/fetch.php?media=downloads:toffler_alvin_future_shock.pdf (accessed 01.04.2024)


Просмотров аннотации: 43
Загрузок PDF: 32
Опубликован
2024-04-30
Как цитировать
Starodubtseva, E. (2024). ЯНУС ПЕДАГОГИКИ. Russian Journal of Education and Psychology, 15(2), 62-87. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2024-15-2-513
Раздел
Педагогические исследования